Понятие труда: подходы к определению

Труд является основным, исторически первичным видом человеческой деятельности. Своеобразными, отличающимися от труда, но связанными с ним и производными от него видами деятельности являются игра и учение. В рам­ках марксистско-ленинской концепции труд характеризуется как процесс, ко­торый осуществляется между человеком и природой, процесс, в котором чело­век своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой (по [50]).

В 70-80-е годы в отечественной науке и практике доминировало убежде­ние, что человек рожден для труда, труд составляет его «земное счастье». На­правленный по своей основной установке на производство, создание опреде­ленного продукта, труд - это вместе с тем и основной путь формирования лич­ности. В процессе труда не только производится конкретный продукт трудовой деятельности субъекта, в труде формируется сам субъект. Здесь (в трудовой деятельности) развиваются способности, складывается характер, переходят в практические действенные установки мировоззренческие принципы человека.

Д.Б.Узнадзе в свое время определил труд как «активность субъекта, по­буждаемая не только актуальной для настоящего времени потребностью, но и идеей объективной значимости или понятием потребности» [44. С. 217].

Категория труда может быть также представлена в виде «... предметно- практической деятельности и определенных образах поведения и способа об­щения субъекта труда с другими людьми... Усвоение трудовой деятельности - это одновременно и усвоение норм и способов трудового поведения, и различ­ных видов отношений (коллективной ответственности, сотрудничества, взаим­ной помощи и др.)» [17. С.28].

По мнению С.Л.Рубинштейна, труд - «это всегда выполнение определен­ного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению наме­ченного результата; труд требует поэтому планирования и контроля исполне­ния, он поэтому всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины» [36. С. 474].

Психологический анализ структуры труда, осуществленный в рамках рефлексивно-деятельностного подхода, свидетельствует о ее инвариантности или, другими словами, абсолютной схожести строения трудовой деятельности со структурами других видов (бытовой, игровой, учебной, общения и пр.).

Физиологические основы деятельности

Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологиче­ских механизмов, изученных в русле «физиологии активности» Н.А.Бернштейна, теории «функциональных систем» П.К.Анохина и представ­лений о системной организации высших корковых функций А.Р.Лурии [28].




double arrow
Сейчас читают про: