Труд является основным, исторически первичным видом человеческой деятельности. Своеобразными, отличающимися от труда, но связанными с ним и производными от него видами деятельности являются игра и учение. В рамках марксистско-ленинской концепции труд характеризуется как процесс, который осуществляется между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой (по [50]).
В 70-80-е годы в отечественной науке и практике доминировало убеждение, что человек рожден для труда, труд составляет его «земное счастье». Направленный по своей основной установке на производство, создание определенного продукта, труд - это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится конкретный продукт трудовой деятельности субъекта, в труде формируется сам субъект. Здесь (в трудовой деятельности) развиваются способности, складывается характер, переходят в практические действенные установки мировоззренческие принципы человека.
Д.Б.Узнадзе в свое время определил труд как «активность субъекта, побуждаемая не только актуальной для настоящего времени потребностью, но и идеей объективной значимости или понятием потребности» [44. С. 217].
Категория труда может быть также представлена в виде «... предметно- практической деятельности и определенных образах поведения и способа общения субъекта труда с другими людьми... Усвоение трудовой деятельности - это одновременно и усвоение норм и способов трудового поведения, и различных видов отношений (коллективной ответственности, сотрудничества, взаимной помощи и др.)» [17. С.28].
По мнению С.Л.Рубинштейна, труд - «это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует поэтому планирования и контроля исполнения, он поэтому всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины» [36. С. 474].
Психологический анализ структуры труда, осуществленный в рамках рефлексивно-деятельностного подхода, свидетельствует о ее инвариантности или, другими словами, абсолютной схожести строения трудовой деятельности со структурами других видов (бытовой, игровой, учебной, общения и пр.).
Физиологические основы деятельности
Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле «физиологии активности» Н.А.Бернштейна, теории «функциональных систем» П.К.Анохина и представлений о системной организации высших корковых функций А.Р.Лурии [28].






