Своеобразной реакцией на неконструктивность тестологических теорий явились экспериментально-психологические теории интеллекта, разрабатываемые в рамках различных зарубежных и отечественных подходов и ориентированные на выявление механизмов интеллектуальной активности. Эти теории могут быть сгруппированы в несколько подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта.
1. Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания сознания).
2. Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром).
3. Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом).
4. Процессуально-деятельностный подход (интеллект как особая форма человеческой деятельности).
5. Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного обучения).
6. Информационный подход (интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации).
7. Функционально-уровневый подход (интеллект как система разноуровневых познавательных процессов).
8. Регуляционный подход (интеллект как фактор саморегуляции психической активности) [47].
Теоретические объяснения, предложенные в рамках этих эксперимен- тально-психологических подходов, изначально были ориентированы (в отличие от тестологического подхода, имевшего дело исключительно с результативными свойствами интеллекта) именно на выявление и объяснение механизмов интеллектуальной деятельности. Однако для большинства из них характерна тенденция: искать объяснение природы интеллекта вне интеллекта за счет обращения к тем или иным неинтеллектуальным факторам. Так, среди теорий оказываются представленными:
1) объяснения редукционистского непсихологического типа (нейрофизиологический редукционизм представителей гештальт-психологии и Г. Айзенка);
2) психологические объяснения, основанные на подключении каких- либо некогнитивных факторов (в частности, обращение к анализу различных аффективных и мотивационных характеристик);
Концепции экспериментально-психологического подхода |
3) психологические объяснения когнитивного типа, в которых интеллект отождествляется с мыслительными операциями, когнитивными навыками, обучаемостью, элементарными информационными процессами, совокупностью отдельных познавательных процессов, системой знаний и т.д.
Таблица 5.
|
психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). | рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и пр.); уровень автоматизированности (непроизвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев, «мгновенность» актуализации) мыслительных операций. | |
Социокультурный подход | ||
М.Макоби, Н.Модиано, Л.Леви-Брюль | И. - результат процесса социализации и влияния культуры. | Психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение). |
JI. С. Выготский | И. или, другими словами, сознательная, категориально-логическая форма интеллектуальной деятельности - это понятийное мышление. | Мышление в понятиях (способность выделять, абстрагировать отдельные признаки предметов, комбинировать их, пользуясь значением слова в разных ситуациях), формирующееся после того, как сформированы: 1) способность подводить под значение слова любые предметы в любых сочетания (мышление в образах), 2) способность, пользуясь словом, объединять предметы на основании объективных, действительно существующих между ними конкретных, наглядно-образных и фактических, открываемых в непосредственном опыте связей (мышление в образах). |
Процессуально-деятельностный | ||
С. JI. Руб инштейн | И. - это процесс. | Мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение. |
JI.A. Венгер | И. - совокупность познавательных ориентировочных действий. | Степень овладения основными видами перцептивных, мыслительных и мнемиче- ских действий, важных для данного возрастного периода и связанных с ведущим видом деятельности. |
В.Ю. Крамаренко | И. - умственная способность. | Конкретный мыслительный процесс. |
O.K. Тихомиров с сотрудниками | И. - специфическая (познавательная, умственная) деятельность. | Операциональные смыслы, эмоции, мотивы, целеполагание. |
К.А. Абульхано- ва-Славская | И. - личностный тип мышления, который соединяет в себе личностные и когнитивные характери- | Когнитивные характеристики субъекта. |
стики субъекта деятельности | ||
Образовательный подход (теории когнитивного научения, исследование интеллекта в контексте проблемы обучаемости) | ||
А. Стаатс | Интеллект как систему поведенческих навыков, являющихся результатом «кумулятивно- иерархического обучения» или, другими словами, «базовый поведенческий репертуар», приобретаемый за счет определенных обучающих процедур. | Интеллектуальные навыки, релевантные различным ситуациям и требованиям. Например, интеллектуальная способность к обобщению предполагает усвоение четырех основных когнитивных навыков: 1) навык наименования объектов, наименования их свойств (цвета, размера и т.д.); 2) навык осуществления переводов по типу «слово-образ»; 3) навык работы с классами слов (то есть с родовидовыми связями); 4) навык словесного ассоциирования. |
К. Фишер | И. - иерархически организованные комплексы специфических навыков. | Три взаимосвязанных «яруса» (типов) усваиваемых навыков: сенсомоторных, репрезентативных и абстрактных. Все эти навыки формируются вместе с комбинаторными правилами, отвечающими за их взаимодействие и преобразование. В целом познание - это «...процесс, посредством которого организм осуществляет оперативный контроль над источниками вариаций своего собственного поведения». |
Р. Фейерштейн | И. - динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения. Источником мобильности выступает так называемый опосредованный опыт обучения (mediated learning experience). | Характеристики поведения. |
3. И. Калмы ко ва, Г.А. Берулава (длительные экс- периментально- психологиче ские исследования интеллектуал ьно й | И. - «продуктивное мышление». | Способности к приобретению новых знаний (способности к учению, или обучаемости). Показателями обучаемости являются уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. Соответственно «ядро» индивидуального интеллекта |
деятельности учащихся в ходе обучения) | составляют возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных проблемных ситуациях. Именно характеристики обучаемости предопределяют успешность школьного обучения, выступая тем самым в качестве критерия интеллектуального развития ребенка. | |
Информационный подход (ментальная скорость как основа индивидуальных интеллектуальных различий; элементарные информационные процессы как основа индивидуальных интеллектуальных различий) | ||
X. Айзенк | И. - скоростные характеристики процесса переработки информации, обусловленные нейрофизиологическими факторами. | «Ментальная скорость», которая и является, по словам Айзенка, психологической базой и источником развития интеллекта. |
Э. Хант | И. - интеллекту психическая реальность, природа которого тождественна небольшому числу базовых когнитивных процессов. | Элементарные когнитивных процессы (например, скорость переработки лексической информации, способы кодирования информации). |
Р. Стернберг | Пять более элементарных информационных микропроцессов: декодирование (перевод задания во внутреннюю ментальную репрезентацию в виде развертывания значения основных слов: например, Вашингтон - это американский президент, он руководил военными действиями, он изображен на долларовой банкноте и т.д.), умозаключение (нахождение возможной связи между первым и вторым элементами первой половины аналогии: Вашингтон - это первый президент Америки и т.п.), сравнение (нахождение правила, связывающего две половины аналогии: как Вашингтон, так и Линкольн - президенты, оба изображены на банкнотах и т.д.), проверка (оценка соответствия обнаруженных связей применительно ко второй половине аналогии), построение ответа (правильный ответ «5», так как если президент Вашингтон изображен на банкноте в 1 доллар, то президент Линкольн - на банкноте в 5 долларов). | |
Функционально-уровневый подход (структурно-уровневая теория интеллекта; теория функциональной организации познавательных процессов) | ||
Б.Г. Ананьев | И - сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. И. - эффект межфункциональных связей основных познавательных процессов на разных уровнях познавательного отражения. | Познавательные функции, как психомоторика, внимание, память и мышление. В соответствии с исходной теоретической концепцией структура интеллекта описывалась на основе выявления с помощью процедур корреляционного и факторного анализа характера связей как между различными свойствами отдельной познавательной функции, например, объемом, распределением, переключением, избирательностью и устойчивостью внимания («внутрифункциональные связи»), так и между познавательными функциями разного уровня, например, вниманием и памятью, памятью и мышлением и т.д. («межфункциональные связи»). |
Б.М. Величков- ский | И - иерархия (точнее, гетер архия) познавательных процессов, включающая шесть уровней познавательного отражения. | Простейшие двигательные реакции и локализация объектов в пространстве (уровни А и В); развернутые предметные действия в условиях построения предметного образа ситуации (уровни С и D); «высшие символические координации», отвечающие за представление и хранение знаний (уровень Е). Уровень Е представлен концептуальными структурами в виде протолексикона (наглядно-типических образов объектов - «первичных понятий», по И. Хофману, или «фокус-примеров», по Дж. Брунеру), а также в виде когнитивных схем (обобщенных, стереотипизированных представлений о различных предметных областях - «фреймов» и «сценариев»); «стратегии преобразования знаний» (уровень F). Уровень F представлен процедурами изменения наличного знания в виде операций воображения, пропозициональных операций, особого рода метаоператоров типа языковых связок «если, то...», «допустим, что...» и т.д. Благодаря этим процедурам создаются условия для порождения новых смысловых контекстов («мен- |
тапьных пространств»), которые могут заполняться новыми действующими лицами и объектами, могут видоизменяться, приобретая гипотетический или контр фактический характер.
Традиционно выделяемые познавательные процессы в действительности оказываются сложными образованиями. Так, ощущения связаны с работой трех базовых уровней (А, В и С), восприятие - двух (С и D), память и мышление - трех (D, Е, F), воображение и понимание - двух (Е и F), внимание - это результат управляющего влияния уровня F на Е и Е на D.
Положение регуляционного подхода сформулировал и обосновал в 1924 году Л.Л. Терстоун в своей монографии «Природа интеллекта» (Thurstone, 1924). Однако позднее Р.Терстоуна принято считать одним из основателей тестологического подхода. |
Регуляционный подход (интеллект как условие контроля мотивации; как ментальное самоуправление)
И. - не только механизм переработки информации, но и механизм регуляции психической и поведенческой активности. Неинтеллектуальное (импульсивное) поведение характеризуется ориентацией на любое решение, которое имеется под рукой. Интеллектуальное (разумное) поведение предполагает: 1) возможность задерживать собственную психическую активность на разных стадиях подготовки поведенческого акта (короче говоря, умение в любой момент сказать себе: «Стоп!»); 2) возможность думать в разных направлениях, осуществляя мысленный выбор среди множества более или менее подходящих вариантов адаптивного поведения; 3) возможность осмысливать ситуацию и собственные
побуждения на обобщенном уровне на основе подключения понятийного мышления. Интеллект, следовательно, - это «...способность к абстракции, которая по своей сути является тормозящим процессом».
Р. Стернберг По мнению Р. Стернберга, проблема интеллекта должна решаться в контексте более широкой проблемы, а именно: как субъект управляет собой. Соответственно следует искать ответ одновременно на три вопроса: 1) каково отношение интеллекта к внутреннему миру; 2) каково отношение интеллекта к внешнему миру; 3) каково отношение интеллекта к опыту человека. Эти вопросы и легли в основу «триархи- ческой теории интеллекта».
«Триархическая теория интеллекта», согласно которой И. - форма ментального самоуправления, которая включает три взаимосвязанные субтеории: компонентов, контекста и опыта.
Субтеория компонентов рассматривает внутреннюю деятельность ментального самоуправления как некоторую систему элементарных информационных процессов (Стернберг назвал их «компонентами»), отвечающих за текущую переработку информации в ходе ее получения, преобразования, хранения и использования. К числу таких компонентов относятся: 1) метаком- поненты - процессы регуляции интеллектуальной деятельности, предполагающие планирование, прослеживание хода решения, выбор формы презентации задачи, сознательное распределение внимания, организацию обратной связи и т.д.; 2) компоненты исполнения - процессы преобразования информации и процессы формирования ответной реакции (связывание, дополнение, сравнение, селекция, группирование, иерархизация, кодирование и т.д.); 3) компоненты усвоения и использования знаний (процессы приобретения знаний, начиная с подражания и заканчивая инсайтом, оперативность применения в нужный момент и т.д.). Субтеория контекста позволяет проанализировать внешние проявления ментального самоуправления, которые характеризуют функции интеллекта в его отношении к естественной среде: адаптацию к требованиям реальной ситуации, выстраивание избирательного отношения к происходящему, структурирование окружения (придание ему формы). Учет внешнего контекста, в котором проявляет себя интеллект, позволяет говорить о роли социо-
культурных стандартов в оценке интеллектуального поведения, доминирующих целей деятельности, невербальной культурной информации как основы социального и практического интеллекта и т.п. Субтеория опыта описывает возможности интеллекта на шкале «новизна- стереотипность». В частности, выделяются два вида способностей субъекта: способность справляться с новой ситуацией и способность действовать быстро, без усилий на основе автоматизированных когнитивных навыков в стандартных, повторяющихся ситуациях.