Тема 5. Этапы интеллектуальной деятельности: роль социокультурного контекста в процессах познания окружающего

Результаты аналитического обзора литературы, посвященной понятию «интеллект» и основным подходам к его изучению, представленные выше (Те­мы 1-3), свидетельствуют о том, что в самом широком смысле данная категория ассоциируется с навыками и способностями, необходимыми человеку для эф­фективной адаптации к жизни в рамках конкретной культуры. Логично пред­положить, что приспособление индивида к социальному контексту оказывается невозможным без адекватного познания последнего. Познание окружающего мира представляет собой:

- определенный способ обработки информации в сознании (которое опре­деляется автором определения как состояние ощущений, мыслей и чувств), трансформацию сенсорных данных в знание [29];

- совокупность когнитивных процессов: восприятие, осмысление, рассу­ждение, оценка [45];

- совокупность психических процессов, в ходе которых человек получает и использует знания об окружающих его объектах: маркировку, анализ, катего­ризацию, мышление, логическое мышление, планирование [29], [33];

- отражение объективной реальности, существующей независимо от соз­нания и т.д.

Процесс познания объективной действительности имеет чувственно- рациональный характер, в качестве источников имеет ощущения, восприятия, мышление, воображение и проходит в два этапа. При этом, начинаясь с ощу­щений и восприятий, оно не заканчивается ими, а переходит к мышлению.


 

Параллельно стоит отметить, что элементы, при помощи которых осуще­ствляется познание и на первом, и на втором уровне, отождествляются совре­менной психологией с интеллектуальной деятельностью (активностью).

Чувственный характер процесса отражения связан с тем, что последний происходит в результате воздействия тех или иных людей, вещей, явлений на наши органы чувств. Как заметил в свое время С.Л.Рубинштейн, указанный мир (людей, вещей, явлений) всегда имеет для человека определенное значение и вовлечен в многообразные отношения, этими отношениями создаются ос­мысленные ситуации, свидетелями и участниками которых индивид становит­ся. В качестве характеристик чувственного познания выделяют ощущения, т.е. «недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего или отражение отдельного чувственного качества» и восприятие, т.е. «осознание чувственно предмета или явления». «Ощущение как компонент сенсомоторной реакции предшествует восприятию: генетически оно первичнее: оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознания чувственно данного предмета, хотя С.Л.Рубинштейн выделил еще более раннее психическое явление, которое обо­значил как «чувственное впечатление». «... Это впечатление возникает при различении раздражителей при помощи механизма, приспособленного для со­ответствующей рецепции и наследственно закрепленного в ходе эволюции под воздействием раздражителей, жизненно важных для организма. Ощущение же возникает по мере того, как наследственно закрепленная, безусловно- рефлекторная основа чувственного впечатления обрастает условно- рефлекторными связями. На основе идеи о чувственном впечатлении как пер­вичном психическом явлении была разработана гипотеза о пренатальном (внут­риутробном) возникновении психики у человека... Вместе с тем ощущение вы­деляется в результате анализа наличного восприятия. Этот анализ - не лишен­ная реального бытия абстракция и не искусственная операция эксперимента­тора в лабораторных условиях, а реальная познавательная деятельность челове­ка, который в восприятии явления или предмета выделяет его качества. Но вы­деление качества - это уже сознательная аналитическая деятельность, которая предполагает абстракцию, соотнесение, классификацию. Ощущение, таким об­разом, - это и очень элементарная, и очень высокая «теоретическая» деятель­ность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объ­ективную действительность. В этом его аспекте оно выделяется на основе вос­приятия и предполагает мышление» [36 С. 177-178]. Согласно позиции С.Л.Рубинштейна, ощущения, с одной стороны, являются компонентом чувст­венного образа, который возникает в результате сенсомоторной реакции, а с другой стороны, выступают в качестве составляющей содержания сознатель- нои познавательной деятельности, направленной на соответствующее качество предмета или явления.

Основываясь на том, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление с помощью умозаключений раскрывает то, что не предоставлено наглядно - в восприятии. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий индивида, т.е. сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредова­ния, и через отношения между чувственно данными характеристиками выяв­ляет новые, непосредственно не данные абстрактные их свойства, обнаружива­ет многообразные существенные, необходимые, основанные на реальных зави­симостях связи, а не случайные совпадения по смежности в той или иной си­туации.

Как известно, познание является одним из тех конструктов, которые ос­новательно изучены не только традиционной, но и кросс-культурной психоло­гией. В работе Д.Мацумото «Психология и культура» приведены интересные факты, согласно которым, люди, используя одни и те же когнитивные процессы для адаптации к социальной среде, существенно отличаются друг от друга по способам их (этих процессов) проявления. Результаты исследований, посвя­щенных вопросам когнитивного развития, отражают влияние нативистов и эм­пириков. Нативисты считают, что все феномены, связанные с чувственным и рациональным познанием, носят врожденный характер и не требуют от орга­низма никакой активной деятельности, а эмпирики полагают, что реакция ор­ганизма на различные стимулы, поступающие из окружающей среды, опреде­ляется опытом и научением. Необходимо отметить, что центральное место в кросс-культурных исследованиях познания занимают именно последние (тео­рии эмпириков). Причем наиболее часто для анализа феноменов познания применяется теория Брансвека «транзакционного функционализма», которая делает акцент на адаптивной ценности интеракций, утверждает, что познание помогает индивиду справиться с задачами, поставленными перед ним окру­жающей средой, и используется для объяснения когнитивных характеристик ряда культурных групп (Дж.Берри, А.Мишра, А.Сингх и др.).

Сегодня в кросс-культурной психологии широко распространено мнение об универсальном для всех народов характере познавательных процессов. Вме­сте с тем, данные исследований Дж.Бери, Бени, Беннетта и т.д. свидетельству­ют о том, что в различных обществах в понятие «когнитивные способности» вкладывается разный смысл; по-разному определяется и поведение, полезное для членов данного социума; резко отличаются когнитивные задачи и пр. По­этому, чтобы дать когнитивным процессам обоснованную оценку, важно по­нять: а) экологический контекст народа; б) когнитивные задачи, которые стоят


в данной культуре перед детьми; в) каким образом эти задачи ставятся перед детьми.

Анализ перечисленных выше моментов важен и для оценки успехов лич­ности в области познавательного (интеллектуального) развития. Знание когни­тивной задачи помогает оценить прогресс индивида в данном направлении. Ис­следования показывают, что культуры действительно по-разному подходят к оценке определенных видов когнитивного поведения. Например, в некоторых обществах высоко ценится «глобальное» решение проблем, опирающееся на «размышления», в то время как в других обществах предпочтительным являет­ся «аналитическое» решение проблем, опирающееся на «быстрое» принятие конкретных решений. Очевидно, что когнитивное развитие в таких обществах будет идти в различных направлениях. Все концепции, которые пытаются ис­следовать когнитивное развитие в разных культурах, обращаются к этим вопро­сам в первую очередь, а анализируя характер связи между культурным контек­стом и познанием, оценивают последний с точки зрения: общего интеллекта; генетической эпистемологии; конкретных навыков и когнитивных статей. Ниже представлено краткое описание каждого из четырех направлений. Дан­ные подходы различаются между собой по трем основным позициям: а) кон­цептуализация экокультурных контекстов; б) структура когнитивного поведе­ния; в) существование центральных когнитивных механизмов (по [29], [33]).


 

Общий интеллект

Подход с точки зрения общего интеллекта является одним из первых в изучении познания. Он базируется на идее единой когнитивной компетентно­сти, определяемой как общие способности, которые проявляются в наличии по­ложительной связи между действиями и рядом когнитивных задач (вербально­го, пространственного, числового и т. п. характера). Центральный когнитивный механизм, получивший название д-фактор (по Спирмену), определяет разный уровень умственных способностей у разных людей, а фоновые социокультур­ные факторы, такие как экономические интересы, а также культурный и обра­зовательный опыт представляют собой условия, которые либо благоприятно, либо отрицательно влияют на развитие центрального когнитивного механизма личности. Так, личность, которая находится в благоприятных условиях и имеет позитивный опыт, имеет больше возможностей для поступательного развития и, следовательно, будет демонстрировать более высокий уровень умственных способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: