Марксистской (материалистической) философиями

                           
     
 
 
   
 
     
 
   
 
   
 
   
 
   

 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 
 

 


 

 

       
   


 

 

 

По мере того, как в начале ХХ века нарастала великая народная революция в России, все больше расходились пути религиозной и марксистской (диалектико-материалистической) мысли, как и ее субъектов (носителей) – различных групп русской интеллигенции. Та часть интеллигенции, которая жила общими нуждами с народом, приветствовала грядущую революцию. Но тот слой, который был тесно связан с русской буржуазией, революции панически боялся (хотя ранее на словах призывал ее). Так представители этого слоя пришли к богоискательству, считая, что только религия может дать ответ на животрепещущие проблемы общественной жизни. Но понимая, что православие в его традиционной форме мало чем может помочь, они занялись созданием религиозно-философских систем. Уже в первые годы ХХ в. русские религиозные философы выступили как ярые противники революции. Все это нашло отчетливое выражение в знаменитых коллективных сборниках «Вопросы религии» (1906-1908); «Вехи» (1909); «Из глубины» (1918 ). А.А. Блок в стихотворении «Сытые» написал в разгар революции:

«Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев» [32].

Многие из религиозных философов позднее встали на путь борьбы с Советской властью и вынуждены были эмигрировать из страны, или их насильно заставили уехать (1922, «Философский пароход»). Некоторые из них стали пособниками фашистов во время Второй мировой войны (Д.С. Мережковский, Б.П. Вышеславцев)[33], прославляли гитлеровцев (И.А. Ильин). Так закончился «серебряный век» в русской философии, оставив нам ярчайшее творческое наследие, которое мы, живущие в XXI веке, должны знать и извлекать из него уроки. Сравнивая различные философские школы и направления, мы научимся лучше видеть и понимать ход мысли наших талантливых предшественников рубежа XIX-XX вв. Сегодня мы живем в похожее время…

Русская литература «серебряного века»

Рубеж столетий в литературе характеризуется развитием нескольких художественно-эстетических направлений. Прежде всего продолжают жить и развиваться реалистические традиции художественной литературы, идущие от А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Лагерь» писателей-реалистов возглавляли Л.Н. Толстой (1828–1910) и А.П. Чехов (1860–1904). Именно в это переломное, рубежное время появляется выдающийся роман Л.Н. Толстого «Воскресенье» (1899), ставший произведением нового жанра – социально–политического романа. А.П. Чехов занял особое место не только в литературе, но и в театральном искусстве. Тонкий психолог, знаток человеческих характеров он в 1896–1904 гг. создает свои лучшие пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые составили основу театрального репертуара всей России. Наряду с патриархами русской реалистической литературы создавали свои яркие произведения Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, В.Г. Гарин-Михайловский, А.М. Горький и др. Произведения А.М. Горького, например, публиковались одновременно на русском и немецком языках (известен факт: первое издание романа «Мать» (1906) – на английском языке).

Модернизм – понятие, обозначающее весь многообразный комплекс авангардных явлений в культуре первой половины ХХ в.

В начале ХХ века происходит усложнение общей картины русской культуры: отечественная литература утрачивает основания единого мировоззренческого и художественно-эстетиче-ского центра. Прежде обладавшая высокой степенью общефилософского и художественного единства, она раскалывается на два идейно-эстетических полюса. Наряду с реализмом громко заявляет о себе модернизм. Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм (главное средство передать созерцаемые тайные смыслысимвол). А рядом с ним возникли и другие модернистские течения: акмеизм и футуризм. Д.С. Мережковский (1866–1941) о новых явлениях в русской культуре впервые громко заявил в 1892 году: «Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний» [34].То был своеобразный теоретический манифест символизма. Он обозначил три главных элемента будущей «новой» литературы, идущей на смену «устаревшей» общественно-тенденциозной классике:

 

а) мистическое содержание;

б) символизация («новая» поэзия должна стать поэзией символов);

в) «расширение художественной впечатлительности в духе изощренного импрессионизма».

О художественно-эстетических основах символизма писали К. Бальмонт («Элементарные слова о символической поэзии»), А.Белый («Символизм как миропонимание»), В. Брюсов и А. Миропольский («Русские символисты») и др. «Реализм и символизм», – писал К. Бальмонт, – «две разные художественные манеры созерцания, два различных строя художественного восприятия....Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, – символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь из окна». Для русских символистов рубежа XIX-XX вв. главным было «состояние души, в которой сплавлены воедино чувства, вера и знание». Поэт-символист не стремится быть понятым, потому что понимание основано на логике. Он обращается не ко всем, а лишь к «посвященным», не к читателю – потребителю, а к читателю – творцу, читателю – соавтору, когда тот раскрывает тайну «символа – окно в бесконечность». (Ф. Сологуб).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: