double arrow

Русский футуризм и его основные группировки в лицах поэтов


           
   
 
   
 
   

 


Знаменательным явлением литературы «серебряного века» стало массовое появление писателей из народных низов - рабочих и крестьян. Ростки, элементы новой, народной культуры, поддерживаемые и усиливаемые революционным движением, заметно крепли и настойчиво заявляли о себе. На этот феномен первым обратил внимание М. Горький, сам вышедший из народных низов. «Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю всемирной культуры»[36], – писал он в 1908–1909 гг.

За четыре года (1906–1910) он прочитал и прорецензировал свыше 400 рукописей писателей-самоучек. Автор замечательных произведений («Песня о соколе», 1895 г.; «Песня о буревестнике», 1901 г.; роман «Мать», 1906 г. и др.), Горький знал толк «в литературном деле», а потому прямо писал: «В огромном большинстве эти рукописи написаны малограмотно, они никогда не будут напечатаны, но в них запечатлены живые человеческие души, в них заключен непосредственный голос массы, они дают возможность узнать, о чем думает потревоженный русский человек в долгие ночи шестимесячной зимы»[37]. Но «я убежден, – писал позднее М. Горький, – что пролетариат может создать свою художественную литературу, как он создал – с великим трудом и огромными жертвами – свою ежедневную прессу. Это убеждение выросло на почве долголетних наблюдений моих за усилиями, которые сотни и сотни рабочих, ремесленников, крестьян упрямо тратят в попытках изложить на бумаге свои думы о жизни, свои наблюдения и чувства. Перед нами – неоспоримый факт: ни одна страна Европы не дает такого количества писателей самоучек, как Россия, а после 1906 года масса пишущих неизмеримо выросла»[38]. П.Н. Милюков, также живший на рубеже веков, видел, что «их много, писателей из народа – и чем дальше, тем больше». Это, отмечал он, «еще одно важное явление, совершенно новое в истории русской литературы: массовое выступление писателей из рабочей и крестьянской среды».[39] История литературы «серебряного века» донесла до нас некоторые из имен писателей-самоучек, вышедших из народных низов. Среди них: C.Д. Дрожжин, оставшийся до конца крестьянином; С.Д. Фомин; С.Т. Семенов; Н.А. Лазарев; А.П. Чапыгини др.[40] О них знают в большинстве своем лишь профессионалы – литературоведы. Но были и другие выходцы из народа, чье творчество вошло в золотой фонд русской литературы и в целом культуры. Это, конечно, Н. Клюев и С. Есенин, вышедшие из группы «новокрестьянских» поэтов.

С. Есенин – «кудрявый парень и веселый», тесно связанный с почвой – русской землей, которая его взрастила, вошел в великую когорту самых талантливых писателей за всю многовековую историю России. Он – наша общая любовь и гордость... Жизнь, труд и талант писателей-самоучек «серебряного века» убедительно подтверждают мысль основоположника советской литературы М. Горького, высказанную им в 1911 году: «...Напомним еще раз о необходимости внимания и уважения к народу, – народ требует уважения к нему, внимания к его поискам, к работе проснувшейся мысли».

Симбиоз–сожительство, соединение двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную выгоду.

Вся художественная жизнь эпохи отличалась, во-первых, невиданной ранее активностью, множеством всевозможных творческих объединений самого разного толка; во-вторых, обилием ярких талантов в различных сферах искусства (изобразительном, музыкальном, театральном и др.); в-третьих, сложностью, пестротой стилей и напряженностью. Наука, искусство, мистика, реализм и модернизм – все переплелось в творческой деятельности, в эстетической ориентации деятелей культуры начала XX века. Явственно прослеживался странный, на первый взгляд, симбиоз: симфония «красных знамен», тяга и доверие к пролетариату и одновременно вера в некую «душу человеческую», в мистику, в сверхъестественную «силу»… То было отражение в искусстве, творческих поисках психологической атмосферы рубежа веков: с одной стороны, ощущение глубочайшей исчерпанности предшествующей эпохи, чувство приближающегося исторического возмездия, а, с другой, – вновь и вновь появляющиеся надежды на «спасение». Этот сложнейший комплекс настроений переживался как «человеком массы», так и «утонченной» натурой интеллигента: он звучал на многочисленных дискуссиях и остро воздействовал на быстро обновляющиеся формы художественного творчества.

В изобразительном искусстве, отражавшем этот комплекс настроений, существовало множество различных направлений: от реализма, продолжавшего традиции предшественников XIХ в., до авангардизма. При этом в русской культуре художественные стили и направления не сменяли друг друга, в строгой последовательности, а чаще всего выступали синхронно, нередко смешиваясь и переплетаясь в ярком многоцветьи. Вершиной реализма в русской живописи было творчество И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, которые своим творческим гением создавали самое главное: монументальный образ русского народа – народа-мыслителя, труженика, борца. Нет жанра, в котором бы И.Е. Репин не проявил свой талант: портреты, портреты-типы, портреты-картины, целый ряд полотен написан на историко-революционные темы («Арест пропагандиста»). В историю русской живописи навечно вошла картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»: подлинная симфония смеха, гимн свободолюбию, братству русских людей.

Проблема «человек и общество» была поставлена с особой силой и остротой в работах В.И. Сурикова. Его полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др. мощно, на века отразили важнейшие вехи в русской истории и культуре. «Был подвиг в жизни и работе Серова. Редкий и нужный для всей ценности жизни подвиг. … Всей душой чувствовал он не только неправду и неискренность, но именно пошлость. Пошлость он ненавидел, и она не смела к нему приближаться». (Н.К. Рерих).

К концу XIX в. идет активный поиск и развитие иных форм художественного творчества, усложняются образы, отбрасываются иллюстративность и повествовательность. Время рождает универсализм целого поколения художников, среди которых ярко выделяется талант И.А. Врубеля. «В нем, – по словам А. Бенуа, – наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно было способно». Врубель создал образы вечные, огромной духовной мощи. Образ его Демона («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный») – символ судьбы интеллигента-романтика. В творчестве наиболее ярких и талантливых русских художников «серебряного века» возникает сложный комплекс художественных открытий. Живопись становится звонче и сложнее по цветосочетаниям. Цветовые искания представителей русского импрессионизма отличаются образным строем картин, их эмоциональным воздействием на зрителя.

 


Сейчас читают про: