Адлер выдвинул в качестве альтернативы теории Фрейда предположение о существовании единой общей для всех существ тенденции к превосходству. Гипотеза о жизненной силе имеет теоретическое обоснование.Данная тенденция свойственна всему живому, но индивидуальна. Инстинкт вызывает специфическую энергию для данного вида.Данная тенденция врожденна. Возраст от 3 до 5 лет образовывается чувство неполноценности.
Причины выбора невротического пути развития:
1. Комплекс неполноценности. Гипертрофированное чувство неполноценности, ребенок считает, что кооперативный принцип ему противопоказан.Возникает по3 причинам:
Физические дефекты;Изолированность;Избалованность
2.Недостаточность развития социального интереса. Более позднее генетическое образование, без подпитки себя не проявляет. Причиной неразвитости социального интереса является неправильное семейное воспитание.
3.Порядок рождения. Первенец: у него сначала закладываться благоприятные условия для естественного пути развития. Но после рождения второго он чувствует себя «принцем без короны». Из таких людей возникают авторитарные личности, но заботящиеся.
|
|
Второй: получает максимум заботы. Из них получаются самые успешные члены семьи.
Последыш: получает умноженную заботу,но чувство неполноценности более сильное в связи с тем, что ему есть с чем сравнивать. Если он идет по кооперативному пути развития, то всегда поддерживает, а если по другому пути, то это тип манипулятора.
Единственный ребенок: велик риск избалованности, изолированности. В развитии социального интереса он пройдет лишь первый этап.
Терапия:
Цель терапии: дискредитация фиктивных жизненных целей и выбор естественного, здорового кооперативного пути развития.
Состоит она из 3 этапов:
1этап: Понимание пациента. Психотерапевт должен понять почему пациент осуществил невротический выбор.Форма работы – беседа.
2 этап: Понимание пациентом. Это сложный процесс и путь начинается словами:«Не могло бы быть так…» Пациент должен понять выбор неправильного пути.
3 этап: Усиление социального интереса. Ведется беседа о том, как ему дальше жить, но так чтобы отсечь неправильный путь развития и подтолкнуть к естественному пути.