Динамические характеристики группы. Особенности групповой коммуникации и группового взаимодействия. Межличностное восприятие в группе. Концепции развития группы

Динамические феномены описываютспецифику общения в группе. Основной вклад в образование феноменов вносят закономерности общения, а так же общепсихологические характеристики и социум. Динамические феномены: групповая коммуникация; групповое взаимодействиее; групповая перцепция (межличностное восприятие в группе)

Групповая коммуникация.

Специфика в том, что в группе содержится не один, а множество источников информации, при отсутствии естественных механизмов распределения коммуникативных ролей (интеракция). Для упорядочения коммуникативных потоков в группе создаются каналы общения между участниками. В формализованных группах такие каналы задаются вне, из социума. В остальных складываются стихийно, как норма, привычка.

Взятые в совокупности, эти каналы образуют коммуникативные сети, фиксирующие положение индивида в системах информационных потоков и концентрацию в них информации. (кто какое место и какое количество информации получает).

Сети сводятся к трем типам:

- последовательные

- централизованные (от всех к одному)

- полные сети (от каждого каждому)

Группа не может существовать без коммуникативных сетей, то встает вопрос об эффективности того или иного типа сетей.

Первое исследование были проведено Левиттом, в эксперименте которого, группа испытуемых получала задание сложить из набора букв некоторую заданную экспериментатором фразу. Обмен коммуникации задавался Левиттом. Кабинки с окошечками, которые открывались и закрывались.

Если открывались только по бокам, то последовательная сеть (цепь)

Если у одного кабинка открыта совсех сторон, а у остальных с одно стороны- центральная.

Если у всех все открыто- полное.

Эксперимент показал, что наиболее эффективна полная сеть. А дальнейшие исследования поставили вывод Левитта под сомнение.

Исследования проведенные после Левитта заставили Колинза утверждать, что нельзя говорить о преимуществе какого-то одного типа сети, а эффективность того или иного типа обеспечивается не самой сетью, а теми побочными эффектами, которые она создает, в частности.

Ломов: Полные коммуникативные сети наиболее эффективны при решении сложных задач, а при решении простых задач централизованная сеть.

Объясняет это тем, что при решении сложных задач в центральном звене возникает информационная перегрузка, поступает слишком много информации. В частности, Гитцлоу у и Сайман считают, что централизованные сети способствуют укреплению лидерской позиции субъекта, находящегося в центральном звене. Что препятствует самоорганизации группы.

Еще одно преимущество полных сетей- большое удовольствие от взаимодействия и решения задачи- положительно сказывается на эффективности.

Определенный тип коммуникативных сетей создает свойственные им эффекты.

Групповое взаимодействие

Специфика в том, что оно протекает преимущественно в форме совместной деятельности. Совместная деятельность- это особая форма кооперации, в котором каждый участник выполняет определенные функции и которые позволяют получить групповой эффект- результат, который невозможно получить путем простого сложения индивидуальных усилий.

Это серьезное преимущество, которое оправдывает само существование малой группы. Но возникает опасение, что совместная деятельность окажет угнетающее воздействие на эффективность отдельного индивида.

Эффект Рингельмана

Испытуемым предлагается поднять как можно больше раз штангу с весом. Этот индивидуальный результат принимался за 100%. Потом предложили как можно больше раз поднять вдвоем…3, 4.

Когда двое выполнили – 97%, 3- 94%, …11- 49%.

Здесь нельзя говорить о совместной деятельности.

Более серьезные исследования с совместной деятельностью 1915 г. Бехтерев провел 3 серии экспериментов:

1. Задания выполнялись по одиночке, а потом вместе, групп 4-5 человек, воспроизводят карточки детского лото. Давалось задание в объемекоторое превышало 7+-2. 20 карточек, запомните как можно больше. Запомните по раздельным предметам.

Индивидуальные показатели фиксировались, суммировались вычеркивались повторяющиеся и получался суммарный эффект.

Оказалось, что групповой эффект заметно превышает суммарный.

2. Во второй серии задания усложнились. Испытуемым предлагалось вынести ряд моральных суждений на сложную ситуацию.вынести свое мнение.По отдельности. Группа экперементаторов оценивала моральные суждения в 12 баллов. Суммарынй эффект получился путем усреднения. Групповой эффект (3-5) и совместными усилиями внешне - общие моральные суждения.

3. В 3 серии задачи усложнили.

Сначала по отдельности, потом совместно создать памятник Добролюбову.

2 и 3 серии эксперимента: групповой эффект превысил средние индивидуальные результаты, но оказались ниже, чем результаты отдельных индивидов.

Бехтерев делает вывод,что при решении простых задач групповой эффект превышает индивидуальные показатели. А при решении сложныхсуммарный эффект, но оказывается хуже, чем достижение отдельных индивидов.

с тех пор, проблемаподнятая Бехтеревым решалась другими учеными.

Хилл проанализировав более 100 работ посвященной той проблематике пришел к вводу Бехтерева. Почему так?

В простых задачах в основе феномен, положивший начало социальной психологии, открытый ам. СоциологомТрипклетом в 1898г. «Социальная фасилитация» (облегчение)..

Во время соревнований велосипедистов а открытых участках дороги они крутили педали на 40% эффективнее, чем на закрытых участках дороги.

Заинтересовавшись

В 70-х Бонд и Титус.проанализировали 241 исследования, в котором получились похожие результаты. Однозначно сложно говорить о том. Что в присутствии других людей происходят 3 эффекта:

- физиологическое возбуждение (только при решении сложных задач)

- повышение скорости выполнения простой задачи и снижение при сложной задаче.

- увеличение точности простого действия и снижение точности сложного.

Механизм взаимостимулирования (Ломов) сложные задачи

Используя методику Бехтерева (1 серия) просили испытуемых сначала индивидуально воспроизвести как можно больше текста из романа Евгения Онегина.

Коллективные группы (3-4 ч). Разница в том, что деятельность сложная. Открыл механизм взаимостиммулирования. За счет этого, групповой эффект превосходит суммарный.

При принятии решения в группе индивидуально испытуемые предлагает более рискованное решение, чем принимая его в одиночку. В результате этого групповое решение оказывается более рискованное, чем индивидуальное.

Причины:

1. Риск как ценность.

Риск воспринимается как социальная ценность (одобр). Индивид, чтобы повысить статус в группе предлагают более рискованные решения. Не осторожничая.

2. Диффузия ответственности.

Ничем не рискую. Решение принимаете вы.ответственность размазывается.

3. Лидерства.

Основана на корреляции склонности к риску со склонностью к лидерству. Ю лидер предлагает более рискованные решения. Оказывают и большее влияние на выбор группы. Сдвиг группового решения к своему индивидуальному.

Феномен огруппления мышления.

В 70-е годы Янис. Представляет собой стиль мышления индивидов, которые полностью включены в группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистичная оценка возмоных вариантов действий.

Внешне похоже на комформность.

Если в группе возникает огруппление мышления, этот феномен характеризуется специфическими симптомами.

1. Иллюзия единодушия относительно мнений большинства. (мне кажется, что мы все придерживаемся единого мнения)

2. Самоцензура. Готовность минимизироватьсвои сомнения.

3. Коллективное стремление дать разное объяснение принимаемому решению.

4. Безусловная веры в групповые принципы поведения. Что полезно для группы, полезно вообще.

5. Стереотипы соперников, которые либо слишком негативные, чтобы с ними считаться, либо слишком слабы и нужны, чтобы удержаться от соблазна наживиться за их счет.

6. Иллюзия неуязвимости. Когда едины- непобедимы. Излишний оптимизм, тяга к риску.

7. Открытое давление на инакомыслящих.

8. Самозваные охранители группового единства. Которые защищают группу от неблагоприятной информации.

Взаимодействие осуществляется в форме конфронтации, которое имеет групповую специфику.

Кроме специфической групповой кооперации специфическими особенностями отличатся и групповые конфликты:

1. Конфликт справедливости (Кабанофф). Возникает в следствии того, что существует неравенство в распределении функцийи следовательно пер-во в роли используя групповое вознаграждений (статус власти, материальных выгод)

2. Нормативный конфликт. Возникает между индивидом и группой вследствие несоблюдения индивидуальных групповых норм.

3. Ролевой конфликт.Начинается как межличностный, но предмет- чисто групповой феномен- ролевая позиция (чаще всего лидерская)

4. На почве несовместимости.

Межличностное восприятие в группе.

Определяют две особенности групповой жизни:

1. Межличностное восприятие протекает в условиях совместной деятельности, которая оказывает положительное влияние на его характеристики увеличивая точность глубину, влияя на содержание воспринимаемых личностных характеристик, в зависимости от социальной деятельности, но только при условии успешности деятельности.

2. В группе существует статусная иерархия и это приводит к возникновению 2х характерных эффектов: эффект восходящей и нисходящей слепоты.

Эффект восходящей слепоты –выражается в том, что низкостатусные индивиды не замечают отрицательных черт и поступков высокостатусных.- срабатывает эффект ореола.

Эффект нисходящей слепоты выражается в том. Что высокостатусные индивиды гораздо меньше информированы о личностных особенностях низкостатусных.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: