Физиологические функции

Этапы развития психики (по А.Н.Леонтьеву).

Первый этапэлементарная сенсорная психика: животное реагирует на отдельные абиотические свойства объекта. Ощущение (отражение отдельных свойств предмета)

Второй этапперцептивная психика: отражение действительности в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Восприятие (целостное отражение предмета). В деятельности впервые выделяются операции.

Третий этапинтеллект: отражение не только отдельных вещей, но и отношений между ними (т.е. ситуации). Решение двухфазных задач (фаза подготовки и фаза реализации): в структуре деятельности выделяются две операции.

Инстинктивные действия – генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.

Научение – приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта.

Виды научения: 1. облигатное (обязательное) научение – становление и тренировка инстинктивных действий в ходе индивидуального развития животного.

2. факультативное научение – освоение новых, сугубо индивидуальных форм поведения. (Поведенческая традиция – явление передачи нового, изобретенного одним животным, способа поведения другим особям популяции).

Современное состояние. Разработка категориального аппарата теории деятельности велась после смерти АНЛ Давыдовым ВВ.,В.П. Зинченко и продолжена Леонтьевым А.А., Асмоловым А.Г. Д.А. Леонтьев интенсивно разрабатывает проблемы психологии смысла и психологии искусства.

Михаил Яковлевич Басов (1892—1931), ученик и последователь А. Ф. Лазурского, боролся за построение психологии на основах диалектического материализма, против идеализма Челпанова и механистического материализма Бехтерева, против биологизации психики человека.Расценивая ситуацию в психологии как кризисную, Басов указал на субъективизм и идеализм в трактовке психики как источник кризиса. Путем выхода психологии из кризиса, по Басову, может быть объективное познание, в котором теория должна быть неразрывно связана с практикой.

Указывал на роль педагогики (через педагогическую практику должны ставиться и решаться теоретические проблемы, касающиеся детства.). Проблема развития – одна из центральных.

Ввел термин «деятельность».

Предмет психологии по Басову – поведение («Предметом анализа становится вся реальная деятельность изучаемого объекта, весь процесс его поведения»), метод – наблюдение.

- «Деятельность имеет свое строение».

Анализ структуры деятельности, согласно Басову, есть исходное начало в системе научной психологии, анализ этот ведется на основе двух основных, по выражению Басова, структурных элементов: стимула и реакции организма и воздействующей среды. Их связь есть акт поведения. Ответ же на вопрос о механизме этих связей дает физиология. Это ассоцианистическое представление структуры

Деятельность, по Басову, опосредуется «наукой», т. е. всем накопленным историческим знанием о деятельности.

Проблема сознания.

Специфика человека - наличие сознания.

Без сознательности человеческая активность лишена смысла и значения. Без сознания невозможна цель. Сознание делает подотчетными все формы внутренней активности.

Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке.

 

В советской психологии в 20-е гг. наметилась тенденция считать проблему развития психики конституирующей в определении предмета психологии, а исследование развивающейся психики ребенка — одним из ведущих по своему значению и удельному.

Главным предметом исследования Басова было развитие личности ребенка, детская психология. Вообще проблема развития рассматривается Басовым как проблема первоочередной важности в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: