Целевая ориентация - формирование продуктивного (творческого) мышления, основными показателями которого являются: оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; способность найти новые непривычные функции объекта или его части и др.
Как известно, мышление начинается с проблемной ситуации, с внесения в сознание и чувства школьников противоречия между наличнымизнаниями, умениями и новой задачей, ситуацией. Однако создание и принятие школьниками проблемной ситуации — только первый шаг работы с мышлением.Психологический признак «попадания школьника в проблему» — специфические эмоции: удивление, недоумение, возмущение, растерянность и т. п. На этом этапе у учителя две задачи. Первая — создать проблемную ситуацию, а вторая — увидеть, кто из школьников в ней оказался.
Более важен общий вопрос: об управлении учебной работой школьника в проблемной ситуации и — шире — в условиях проблемного обучения.
Эта педагогическая задача требует в свою очередь решения следующих трех более конкретных задач: как обострить, усилить проблемность проблемной ситуации; как удержать ее в учебном урочном содержании и как удержать ее в «эмоциональном поле» школьников.
|
|
Базовый прием удержания содержания дискуссии – это, прежде всего, фиксация промежуточных и окончательных итогов обсуждения в формах развернутой или свернутой записи. Для развития мышления более эффективный ход — второй. Обучение ребят опыту восприятия и опыту действий по сворачиванию учебного содержания в схемы, символические записи — это опыт формирования действия моделирования — одного из ключевых действий в развитии мышления.
И здесь мы подошли к чрезвычайно важному вопросу: а что, собственно, значит «развитие мышления в обучении»?
Имеющиеся в научной литературе ответы на этот вопрос можно сгруппировать в два подхода. Первый — развитие мышления в обучении — это наращивание «широты мышления» (освоение новыхмыслительных операций, приемов; развитие практического и наглядно-образного, словесно-логического и наглядно-действенного мышлений). Близкие идеи развиваются в системе обучения по Занкову, психологическое ядро которой — развитие мышления как обобщения по различным основаниям.
Альтернативный подход — развитие мышления в обучении как наращивания его «высоты» (освоение более «эффективных», продуктивных его видов).
Этот подход развивается, в частности, в развивающем обучении по Эльконину—Давыдову. Его ядром является формирование теоретического мышления, понимаемое как анализ специально подобранного учебного примера, позволяющий открыть общие, абстрактные закономерности, которые затем конкретизируются при анализе последующих примеров и ситуаций. По В. В. Давыдову, как известно, теоретическое мышление является высшим видом мышления, соответствующим научному, исследовательскому мышлению (Давыдов, 1996).
|
|
Вопрос о том, что есть развитие мышления в обучении: его «расширение, обогащение» или «устремление ввысь» — одна из важных тем общепсихологических и психолого-педагогических дискуссий
Основная идея развивающего обучения. Развитие личности – это не попутный и стихийный продукт процесса обучения, а его цель и результат. В основе лежит положение, сформулированное Л.С.Выготским, о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию. Овладение знаниями организуется таким образом, что в деятельность вносятся новые элементы, формируются новые отношения и тем самым обеспечивается развитие учащихся. Структура такого обучения чаще всего носит «задачный» характер, то есть содержание учебного материала представлено как цепочка задач. Задача здесь понимается в широком психологическом смысле.
К принципам развивающего обучения относятся:
1. Принцип познавательной активности учащихся в обучении.
2. Принцип проблемности.
3. Принцип формирования учебной деятельности.
4. Принцип формирования приемов умственной деятельности.
5. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения – расчленение целого на многообразные формы и ступени (Занков) – работа по разграничению в познании детей разных признаков изучаемых предметов и явлений, по четкому разграничению сходных явлений и объектов.
Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления. Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников.В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы.
Развитие по Занкову – появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую с обучением, а возникших в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.
Общее развитие – становление базальных качеств личности (мышление, воля, эмоционально-чувственная сфера, нравственные представления), обеспечивающая успех человека в тех видах деятельности, которые предоставит ему жизнь.
Основная особенность системы – согласование ведущей роли обучения, а следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением просотра его индивидуальности.
Основная идея: интенсивное общее развитие школьников, которое выражается в появлении психических новообразований, не заданных напрямую обучением.Задача системы – предоставить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Основные принципы этой системы:
1) обучение на высоком уровне трудности;
Условия реализации: Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности).
2) ведущая роль теоретических знаний;
ведущая роль теоретических знаний уже в начальной школе, которые выступают ведущим средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками. Младшие школьники способны к усвоению терминов, которые нельзя рассматривать как простое заучивание определений. Овладение научным термином - важное условие правильного обобщения и, следовательно, формирования понятия.
В системе обучения Л. В. Занкова формирование навыков происходит на основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей.
|
|
3) продвижение вперед быстрым темпом;
Принцип быстрого прохождения учебного материала «Торопиться надо не спеша» Л.В. Занков.
4) сознательное участие школьников в учебном процессе;
По системе Л.В.Занкова учебный процесс строится так, чтобы школьник уяснил себе основания расположения материала, необходимость заучивания определенных его элементов.
5) систематическая работа над развитием всех учащихся;
Опыт Л. В. Занкова показал: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует развитию детей. Она лишь увеличивает их отставание. Неуспевающие не меньше, а более других учеников нуждаются в том, чтобы велась систематическая работа по их развитию.