тие покупателем недоброкачественного сырья, оборудования, товаров народного потребления и т. п. влечет за собой значительные потери труда и средств и не обеспечивает общественного спроса.
Особенность применения этой меры при поставках продукции состоит в том, что покупатель (получатель), которому отгружена недоброкачественная продукция (т. е. продукция, не соответствующая требованиям ГОСТов, технических условий, образцов или рецептур), не только вправе, но и обязан отказаться от ее принятия и дальнейшего использования.
Законодательству известно из этого лишь одно исключение. Пунктом 3 Постановления СМ СССР от 27 октября 1967 г. № 988 предусмотрено, что эта мера не применяется при поставке картофеля и плодоовощной продукции с отклонением по качеству от требований стандартов и технических условий в тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства СССР или Советов Министров союзных республик такая поставка допустима с применением установленных скидок с цены'.
Отказ от принятия ненадлежащего исполнения как мера оперативного воздействия может быть применим кредитором также и в случаях ненадлежащего способа исполнения. Так, согласно ст. 170 ГК кредитор вправе не принимать исполнения по частям, если иное не предусмотрено законом, актом планирования, договором или не вытекает из существа обязательства.
В ряде случаев закон, допуская в принципе отказ от частичного исполнения обязательства, требует соблюдения кредитором определенных условий. Так, например, при поставке некомплектной продукции, что в известной мере может быть отнесено к частичному исполнению, закон обязывает покупателя потребовать от поставщика доукомплектова-ния продукции в кратчайший технически возможный срок. И только при неукомплектовании продукции поставщиком (изготовителем) в согласованный срок покупатель (получатель) вправе вернуть ему некомплектную продукцию.
Как уже отмечалось ранее, отказ от принятия ненадлежащего исполнения, как правило, сопровождается применением к неисправному должнику такой меры оперативного воздействия, как отказ от встречного удовлетворения. Наиболее частым случаем такого отказа во встречном удовлетворении является отказ в оплате определенных сумм должнику по мотивам ненадлежащего исполнения.
СП СССР 1967 г. № 26, ст. 186; п 2 Инструктивного письма Госарбитража при Совете Министров СССР от 30 декабря 1967 г. № И-1-10. «Социалистическая законность», 1968, № 6,стр. 90
Пределы осуществления и защиты гражданских прав
Отказ в оплате определенных сумм по мотивам ненадлежащего исполнения не следует смешивать с отказом от акцепта. Полный или частичный отказ от акцепта платежных документов может иметь место по мотивам ненадлежащего исполнения (например, вследствие досрочной поставки продукции без согласия покупателя, вследствие документально установленной недоброкачественности или некомплектности поставленной продукции и т. п.), и тогда он выступает в качестве меры оперативного воздействия на неисправного должника. Но отказ может иметь место и по мотивам, не связанным с ненадлежащим исполнением (например, при предъявлении требования на оплату на незаказанную продукцию, на ранее оплаченный товар, при ошибочном выставлении счета на оплату и т. п.), и тогда отказ от акцепта не может рассматриваться как мера оперативного воздействия на неисправного контрагента, хотя и в данном случае он выступает как мера правоохранительного порядка.
В отличие от полного или частичного отказа от акцепта, который закон регламентирует лишь как право, но не обязанность кредитора, отказ от оплаты по мотивам ненадлежащего исполнения в ряде случаев является обязанностью кредитора. Так, при поставке недоброкачественной или некомплектной продукции покупатель (получатель) не только вправе, но и обязан отказаться от оплаты такой продукции. Более того, если эта продукция уже оплачена, покупатель вправе в течение 10 дней после составления в установленные сроки акта о ненадлежащем качестве либо некомплектности продукции предъявлять в банк платежные требования на списание в безакцептном порядке со счета изготовителя (поставщика) излишне уплаченных сумм.
4. Меры оперативного воздействия, применяемые банком в сфере кредитных правоотношений. Переход на новую систему планирования и экономического стимулирования вызвал необходимость расширения и повышения роли кредита в социалистическом народном хозяйстве.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729 признано необходимым повысить роль кредита в развитии промышленности и стимулировании эффективности производства. Вместе с тем Постановление значительно расширяет сферу кредитных отношений. Пунктом 41 Постановления предусматривается использование для капитальных вложений по предприятиям, затраты на строительство которых могут быть возмещены в срок до пяти лет с момента ввода их в экс-
б* |