рушением гражданско-правовых кредитных отношений. Поэтому оперативный характер применяемых банком мер кредитного воздействия к нарушителю договора ссуды определяется не столько специальными правомочиями банка как стороны в гражданском правоотношении, сколько правовым положением банка как финансово-контрольного органа. И с этой точки зрения оперативный характер кредитных санкций ничем не отличается от оперативного характера применения всех иных административных санкций. Это обстоятельство не дает оснований для отнесения кредитных санкций к мерам оперативного воздействия гражданско-правового характера. Термин «кредитные санкции» в данном случае более точно выражает характер и правовую природу применяемых банком мер.
4. ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УПРАВОМОЧЕННЫМ ЛИЦОМ ТРЕБОВАНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВА, ОБРАЩЕННОГО К КОМПЕТЕНТНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНАМ
Возможность обратиться к компетентным государственным или общественным органам за защитой материального субъективного права является важнейшей в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности и гарантированное™ прав социалистических организаций и граждан.
Чем же определяются пределы осуществления требования о защите права?
Следует прежде всего иметь в виду, что требование защиты права имеет две стороны: процессуально-правовую, связанную с порядком заявления и рассмотрения требования, и материально-правовую, связанную с его удовлетворением. Поэтому вопрос о пределах осуществления названного требования следует рассматривать с позиций как материально-правовых, так и процессуально-правовых. Проблемы процессуально-правовых границ осуществления требования защиты права выходят за рамки настоящей работы. Поэтому здесь будут рассмотрены лишь те вопросы, которые в значительной мере связаны с проблемами материально-правового характера.
Рассматривая с этой точки зрения действующее гражданско-правовое законодательство, можно констатировать, что советское граждан- 164
Пределы осуществления и защиты гражданских прав ___
ское право определяет границы осуществления требования защиты субъективных гражданских прав посредством определения в законе субъектов, сроков защиты права и назначения права на защиту в социалистическом обществе. В связи с этим особенно важное значение приобретают три проблемы: во-первых, вопрос о пределах осуществления управомоченным лицом требования защиты права в связи с установлением определенной подведомственности гражданско-правовых споров; во-вторых, вопрос о пределах осуществления названного права во времени; в-третьих, вопрос об осуществлении требования защиты права в соответствии с его назначением в социалистическом обществе.
1. Пределы осуществления требования защиты права и некоторые вопросы подведомственности гражданско-правовых споров. Вопрос о подведомственности - это прежде всего вопрос о том, какой государственный или общественный орган правомочен рассматривать тот или иной гражданско-правовой спор, на ком именно лежит обязанность защитить нарушенное субъективное гражданское право заявителя. От правильного решения вопроса о подведомственности споров зависит обеспечение реальности и гарантированное™ прав граждан и организаций.
В настоящее время вопросы подведомственности исследуются, как правило, лишь представителями науки советского гражданского процессуального права. И это естественно. Решение вопроса о том, относится ли рассмотрение данного конкретного дела к ведению данного органа или не относится, - это вопрос, связанный с заявлением требования о защите права, но не с его удовлетворением. И с этой точки зрения проблема подведомственности есть, несомненно, прежде всего проблема процессуальная.
Но вместе с тем проблема эта непосредственно связана также и с материальным правом, так как целый ряд вопросов подведомственности разрешен не процессуальным, а материальным законом. Так, Основы гражданского законодательства в ст. 6 установили общее правило о том, какие именно органы правомочны рассматривать гражданские дела, осуществлять защиту гражданских прав. Согласно этой статье защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражем, третейским судом, профсоюзными или иными общественными организациями, а в особо предусмотренных случаях также и в административном порядке.
Соответственно этому отдельные статьи Основ и гражданских кодексов республик определяют, какому органу подведомственно решение того или иного спора (см. ст. ст. 7, 10, 34 (ч. 3), 59, 61 - 63 и др. Основ;
ст. ст. 7, 13, 15, 16,18 - 22 и многие другие статьи ПС РСФСР).
Установление в законе определенной подведомственности гражданских споров имеет двоякое значение: с одной стороны, такой порядок