1. Ситуация рождения и воспитания ребенка раннего возраста с синдромом Дауна находит отражение в специфике содержания внутренней материнской позиции: представления о семейных отношениях и собственной самореализации в материнской роли отражают противоречивость системы социальных ожиданий, адресованных матери «особого ребенка»; образ ребенка и представления о его воспитании трансформируются в ходе взаимодействия семьи со службами ранней помощи.
2. В основе индивидуальной вариативности внутренней материнской позиции в условиях воспитания ребенка раннего возраста с синдромом Дауна лежат различия эмоционального отношения к материнству, ребенку и себе в роли матери, которые, в свою очередь, обусловлены содержанием индивидуальных ценностных ожиданий и представлений, связанных с материнством.
3. Внутренняя позиция матери ребенка с синдромом Дауна в первые три года его жизни выполняет функцию регуляции поведения матери в детско-родительских отношениях: смысл материнства и ценность ребенка посредством когнитивных и эмоциональных составляющих определяют специфику воспитательных стратегий матери, степень ее активности в реабилитации ребенка и особенности ее поведения во взаимодействии с ним, что, в свою очередь, отражается на уровне психического развития ребенка.
|
|
4. Специфика содержания внутренней позиции матери ребенка с синдромом Дауна должна учитываться при проектировании программ психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 213 наименований, приложений. Данные экспериментов представлены в 35 таблицах, 2 рисунках, 15 диаграммах.