Уйгурские письменности

Староуйгурское письмо (или «уйгурское письмо», поскольку оно отличается национальной самобытностью, и будучи создано уйгурами, именно от них перешло к монголам, использующим форму его знаков по сей день) — алфавит, который уйгуры использовали для записи древнеуйгурского языка с VIII по XVI век н. э. Староуйгурское письмо разновидность согдийского письма. Старомонгольское письмо, созданное на основе уйгурского в конце XII века, а также произошедшее от него маньчжурское письмо, относятся к этому же типу письма и используются до настоящего времени. В Башкортостане встречается на текстах монет, сулпы и кумбазов, эпитафий, на наскальных текстах, печатях и перстнях-печатках.

 

Латинские письменности

В документах (граффити) Башкортостана встречаются латинские письменности, начиная с III века нашей эры. Ими в основном выполнены тексты наградных монет и медалей. Башкирский алфавит XX века созданный на базе латиницы используется за пределами республики и поныне. История развития этого письма и его разновидности даны на фотографиях.

Юнанское письмо

К сегодняшнему дню наличие документов с юнанским письмом на нынешних территориях Башкортостана неизвестно. Они найдены только в исторических местах проживания предков башкир из племени бурзянь на Дунае – в «Ард аль бурджан\\Земля бурзян» в документах VIII-IX веков нашей эры.

Письмо нагари

Единственный нагариписьменный памятник, найденный к настоящему времени на землях исторического Башкортостана, находится на древнем кладбище села Ахмар Ток-Соранского междуречья Оренбургской области. Эпитафия принадлежить Тузаку, герою башкирского эпоса «Узак менэн Тузак балабэшнэк ярсыгы\\Узак и Тузак осколок племени малых печенегов». По этим фактам письмом, как мы думаем пользовались представители башкирского рода «бала бэшнэк». По описуемым в эпосе событиям, а именно вторжение кипчаков (1016 годы после миляда Гайсы), надпись четко датируется. По описанию о том, что Тузак был похоронен в Ток-Соранском междуречье, я убеждаюсь в правильности прочтения текста. Вкратце вот очень короткая информация об этой малоизвестной письменности «нагари»

Манихейское письмо

Создатель этого письма был искусный каллиграф, художник и основатель манихейства Мани (216-277). Мусульманская традиция считает его основателем персидской живописи. Его имя – Мани Хайя – в переводе с сирийского означает «живой Мани». В Башкортостане найдены три серебряных браслета с текстами выполненными данным письмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: