Йоханнес Иттен. Колористический круг

Колористика исходит из «7 цветов радуги», принятых в культуре условно. Впервые непрерывный спектр на 7 цветов разделил Исаак Ньютон, находясь под влиянием нумерологии. В художественной практике и системах воспроизведения цветов в электронно-лучевых трубках, основными приняты красный, желтый, синий (RYB). Другая система – аддитивная (цветов, излучаемых объектами) введена Максвеллом (1860) – это красный, зеленый, синий (RGB), которая применяется в при проектировании плазменных и жидкокристаллических экранов. Наконец, система субтрактивная, получившая распространение в полиграфии и цветной фотографии введена Г.Энди (1951) – это сине-зеленый, пурпурный, желтый, черный (CMYK). Если в аддитивной системе цвета складываются (накладываются), то в субтрактивной – отдельные составляющие вычитаются их равномерного белого цвета.

Цветовой круг RGB включает 3 основных цвета, 3 дополнительных к основным и 6 промежуточных.

Цветовой круг RYB включает 3 основных цвета, 3 составных (оранжевый, зеленый, фиолетовый) и 6 сложных (красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый, красно-оранжевый, желто-оранжевый), включающих и ахроматические (серые). Цвета противоположные друг другу на круге являются дополнительными, очень контрастными. Цвета, лежащие рядом, - аналогичными, позволяющие создать разнообразие нюансов. Используя триады на цветовом круге можно добиться разнообразия и определенного баланса.

Йоханнес Иттен строит художественную контрастную систему RYB, используя в курсе пропедевтики Баухауза. Основой курса Иттен считал учение о контрастах, ставя задачу на выявление и визуализацию атрибутивных оппозиций типа большое—малое, непрерывное— прерывистое, динамичное—статичное и т. п., предполагающее движение от чувственного представления к мыслительной абстракции, а от нее — к формообразующему синтезу. Иттен сформулировал для теории цвета семь видов цветовых контрастов: оттенок (тон), светлый—темный, теплый—холодный, дополнительный, симультанный, по насыщенности и интенсивности (количеству). Для объяснения своей теории Иттен использовал примеры из искусства и природы. Так, для понимания контраста холодного и теплого он предлагал визуализировать оппозиции в природе: тень/солнце, прозрачный/непроницаемый, успокаивающий/стимулирующий, разреженный/плотный, воздушный/земной, далекий/близкий, легкий/ тяжелый, сухой/мокрый и т.п.

ГЕРБЕРТ ОСТИН. АВТОМОБИЛЬ “ОСТИН 7”

Изначально компания Austin занималась производством в основном больших автомобилей. В 1920 году сэр Герберт Остин начал работу над концептом небольшого автомобиля, в основном идя навстречу стремлениям молодых семей иметь доступный автомобиль, однако проект сэра Остина не вписывался в консервативную политику его же компании, и совет правления встал в оппозицию к барону. Поскольку компания находилась во внешнем управлении, сэр Остин принял решение заниматься проектом в одиночку, на свой страх и риск, и в 1921 году нанял себе в помощь 18-летнего чертёжника, Стенли Эджа, до того работавшего на заводе Остин в Лонгбридже. Работы по созданию автомобиля велись в бильярдной комнате дома сэра Остина.

Изначально сэр Остин хотел использовать 2-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, но Эдж убедил барона, что сможет спроектировать 4-цилиндровый двигатель, который будет лучше, тише, и не повысит цену автомобиля. В то время, как Эдж занимался в основном устройством автомобиля, в частности разработал 3-скоростную коробку передач и сцепление, сэр Остин ответственен более за дизайн внешнего вид автомобиля, вероятнее всего вдохновившись Фордом Т и Peugeot Quadrilette. Рама автомобиля, судя по всему, проектировалась под впечатлением от рамы американских грузовиков, использовавшихся на заводе Остина в начале 20-х.

Работы были завершены в 1922 году, и три прототипа, сконструированные на заводе в Лонгбридж, были представлены публике в июле. Сэр Остин вложил в проект солидную сумму и запатентовал множество инноваций на своё имя.

За первый (1923) год было произведено около 2 500 машин, не так уж и много, однако за несколько лет «большой маленький автомобиль» (big car in miniature) стёр всю индустрию мотоколясок и поднял на волне успеха компанию Остин. За все годы (1922—1939) было произведено 290 000 автомобилей.

 

ШЛЕЙФЕР ФРИЦ. ПЛАКАТ“BAUHAUS”

Фриц Шлейфер стал известен конструктивистским плакатом BauhausAustellung (1922), ставшим символом первой школы дизайна. Плакат, посвященный выставке Баухауза, является абстрактным сочетанием изображения и шрифта в конструктивистском ключе. Геометрическое лицо, изначально изображенное на печати «Баухауза» (1922), которую создал Оскар Шлеммер, здесь переработано в 5 простых прямоугольников. Глаз расположен с одной стороны центральной вертикальной оси. Другие части лица располагаются ассиметрично по отношению к этой оси. Применение чертежа вместо рисунка становится выражением рационализма графического дизайна - принципом, который позволяет создавать ряд стандартных элементов для массовой печати. Шрифт состоит из таких же прямоугольных элементов. Для развития графического дизайна важен сам подход – применение стандартизованных элементов в противовес рисованным шрифтам стиля artnouveau.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: