Фрэнк Ллойд Райт. Вилла над водопадом

В начале ХХ века Л.Райту и Ч.Макинтошу принадлежала идея интеграции элементов в интерьере и естественного вписывания дома в ландшафт. Л.Райт считал, что: «В органической архитектуре совершенно невозможно рассматривать дом как одно, его меблировку как другое, а окружение – как третье… Все это должно стать деталями целого… Ковры на полу и занавески являются в такой же мере частями здания как штукатурка стен и черепица крыши». Классический образец такого видения – Вилла над водопадом Фрэнка Ллойда Райта (1935-1939), которая воспринимается как единый композиционный организм с размытыми границами между интерьерами и фасадами, с объемной архитектурой и элементами благоустройства, в которой террасы дома переходят в пешеходные дорожки. Все перекрытия представляют собой железобетонные плиты, консольно вынесенные на разные уровни и направления по отношению центральному массиву. Плиты-террасы служат продолжением всех комнат трехэтажного здания.

Органическая архи­тектура и органическое направление в дизайне предполагает понимание простран­ства и промышленных предметов как организмов, которые находятся в гармонии с окружающей средой и напоминают обтекаемыми формами биологические организмы. Архитектура и дизайн как бы свободно вырастают, исполь­зуя разнооб­разие форм и материалов для гармонии природы и искусственных конструкций. Основоположником органической архитектуры в США является Фрэнк Ллойд Райт, у которого архитектоника является результатом сочетания чувства «абстракции» и «непре­рывности пространства». Отсюда сочленение объемов и плоскостей по свободному плану в криволинейных рит­мах; использование эластич­ных структур, гибкой плани­ровки; игра света благодаря прозрачным материалам и элементам с отверстиями; не­разрывная связь между инди­видом, архитектурным пространством и природой - проекты до­ма на одну семью, «дома пре­рий». В интерьер также вписывают орнамент и украшения, которые развивают из природы архитектуры и соответствуют природе материалов, выводятся из вещи, а не декорируют ее.

 

ЭРО СААРИНЕН. КРЕСЛО “ТЮЛЬПАН”

Развитием тренда органического дизайна становится стул «Тюльпан», который является частью комплекта мебели с футуристическим смыслом. Эта мебель снималась в фантастическом фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Сааринен стремился упростить интерьер и считал, что ножки стульев и столов вносят известный беспорядок. Поэтому он создал столы, стулья и табуретки на одной опоре, освободив пространство под столами и стульями и создав изящную форму. Фронтально стул спроектирован на основе золотого сечения 1:1,62, а кривая пьедестала построена по золотым эллипсам. Золотой эллипс создает впечатление плавной органической формы. Существует шесть видов стола Tulip от компактных столиков до больших обеденных столов. Столешница выпускается четырех видов – из мрамора, гранита, дерева, ламината. Основание мебели Tulip делается из алюминия с покрытием из рильсена. Размещают эту мебель обычно в углу комнаты и используют для завтраков.

 

ДЖОРДЖ ПАРКЕР. РУЧКА “ПАРКЕР”

Джордж Паркер (1863-1933), работая агентом по продаже перьевых ручек, решил создать автоматическую ручку, надежную и удобную. В 1894 году Паркер изобрел систему подачи чернил с помощью трубки-капилляра, которая удерживала чернила в ручке и предотвращала их высыхание (1894). Зарегистрировав TheParkerPenCompany, Паркер разработал и запатентовал ручку бесстыковой конструкции (1899). Функциональные части ручки были заключены в специальную гильзу, которая не допускала протекания чернил. Это новшество позволило разработать дизайн ручки, превратив ее в элегантный аксессуар. Для отделки корпуса стали использовать золото, серебро, а зажим был украшен стрелкой – фирменным знаком компании. Во время Первой мировой войны была выпущена специальная модель Trench, снабженная отсеком для чернильных гранул, которые легко растворялись водой. В 1921 году была создана дорогая модель Parker Duofold. Ручка Parker стала олицетворением роскоши. Затем для изготовления ручек стали использовать сверхпрочный пластик, что позволило дать им вечную гарантию. Шлягером продаж становится авторучка Parker 51 с тиражом более 120 млн. штук (1946). Эта марка известна как миротворческий символ, поскольку именное ею генерал Эйзенхауэр подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Сегодня ручки и аксессуары компании Parker продаются более чем в 120 странах. Компания входит в состав транснациональной корпорации Gillet International.

РЕЙМОНД ЛОУИ. УПАКОВКА “LUCKYSTRIKE”

Мишень и девиз золотоискателя — это история LuckyStrike. У сигарет была определенная ис­тория. Все началось примерно в 1849 году где-то в долине Сакраменто, во владениях некоего Джозефа Зуттера, где иммигранты наткнулись на золотую жилу. 28 февраля 1849 года первые золотоискатели, так называемые «сорокадевятники», прибыли в Сакраменто на пароходе «Калифорния» и отправились на поиски «лаки страйкс» — золо­тоносных жил.

Осенью 1940 года Джорджу Ва­шингтону Хиллу срочно понадобилось усовершенствовать упаковку сигарет. Проект был поручен Раймонду Лоуи. Дизайнер осознавал, что действовать нужно крайне аккуратно. «Ни в коем случае нельзя разрушать привычный рисунок упаковки, если, как в случае с LuckyStrike, сотни миллионов долларов потрачены на то, чтобы сделать его узнаваемым, — писал позднее Лоуи в автобиогра­фии. — Тут любая ошибка может иметь губительные последствия». Вопрос заключался в том, как мог ди­зайнер обновить оформление сигаретной пачки, внешний вид которой был уже много лет хорошо знаком даже ребенку. В случае LuckyStrike это был стандартный темно-зеленый фон, на лицевой стороне изо­бражался характерный красный круг и неизменная надпись LuckyStrike, а на обратной стороне, кроме второго красного круга, были сведения о производителе и официальные предписания. По убеждению Лоуи, это была «никого не интересующая информация», поэтому он поместил эти второстепенные детали на боковых сторонах упаковки. Лицевую и обратную сторону пачки дизайнер сделал идентичными. Красные круги превратились в более крупные, симметричные мишени, которые теперь располагались в центре сигаретной пачки. Дизайнер упростил полиграфическое исполнение упаковки и увеличил проме­жутки между буквами. Нерешенной осталась только одна проблема - что делать с зеленым цветом? Впол­не возможно, что при ответе на этот непростой вопрос Раймондом Лоуи руководил дух того времени, ибо на дворе стоял 1941 год и стране грозила нехватка сырья, исполь­зуемого для военных нужд, в том числе хрома и меди, которые применялись при изготовлении зеленой краски. Лоуи сменил зеленый цвет на чистый белый. Это была гениальная идея - симме­тричное расположение надписей на обеих сторонах пачки и белый фон для красной мишени позволили значительно снизить производственные затраты. Более того, упаковка сигарет служила им идеальной рекламой. Лежала ли пачка плашмя на столе или где-то валялась, марку всегда легко было узнать. И Рай­монд Лоуи был совершенно прав, когда без ложной скромности оценивая собственную работу, считал LuckyStrike настоящей классикой.

Первые сигареты табачной кампании Джорджа Ва­шингтона Хилла LuckyStrike появились в прода­же в 1916 году в Буффало, штат Нью-Йорк. Затем в течение года началось их тестовое рас­пространение в других регионах. Через год доля рынка LuckyStrike составила как минимум 11%, а менее чем через десять лет марка заняла третье место в США после Camel и Chesterfield. Магнат стремился обойти Camel и Chesterfield и превратить LuckyStrike из аутсайдера среди брэндов высококачественных табачных сме­сей в самую популярную марку сигарет в Соединенных Штатах Америки. Для этого он готов был прибег­нуть практически к любым рекламным средствам. В 1926 году уровень сбыта LuckyStrike оставался на 50% ниже, чем у Chesterfield, aобщепризнанный лидер Camel продал в два с половиной раза больше сигарет. Через четыре года торго­вая марка с красной мишенью продала за двенадцать месяцев баснословное количество сигарет — во­семь миллиардов. Продажи сигарет возросли на 230%, и Хилл осуществил свое заветное желание, став лидером табачного рынка. В 30-х годах LuckyStrike благодаря непрекращающейся, заполонившей все каналы рекламе, окончательно стал олицетворением американского образа жизни. Хилл продолжал работать, сотрудничал с Раймондом Лоуи, и, когда тот в 1941 году закончил работу над классической упаковкой LuckyStrike, для новой белой пачки было придумано соответствующее духу военного времени сообщение: «Зеленые LuckyStrike» отправились на войну! Отличный табак в элегантной новой форме». Здесь тоже присутство­вала определенная внутренняя логика. Отряды американских солдат, отправлявшиеся на фронт, брали с собой LuckyStrike, поэтому неудивительно, что в оккупированной Западной Германии с окончания войны в 1945 году и до денежной реформы, последовавшей три года спустя, эти сигареты служили нео­фициальным средством оплаты.

 

БРУНО МАТССОН. КРЕСЛО “ЕВА”

Бруно Матссон, конструируя и производя лёгкую, элегантную и функциональную мебель поднял скандинавский дизайн на общемировой уровень. Не являясь приверженцем какой либо дизайнерской концепции и школы, Бруно Матссон создал свой уникальный стиль, основанный на самостоятельном изучении истории архитектуры и дизайна, исследованиях по эргономике и связи между природой и архитектурой.

Бруно Матссон родился 13.01.1907 года в Швеции в семье потомственного краснодеревщика. Его отец – Карл Матссон был мастером по дереву в пятом поколении. Вполне естественно, что Бруно Матссон с детства начал изучать основы мебельного производства.

Швеция начала XX века была весьма консервативной страной, население которой было весьма прагматично и склонно к традиции. Мебель, в основном, производилась в стиле скандинавского барокко, отличавшегося от моделей континентальной Европы более сдержанными формами.

Это событие стало основополагающим для всего дальнейшего творчества Бруно Матссона. Несмотря на традиционный подход к профессии, он понял, что наступило новое время, и традиционные скандинавские сдержанность и натурализм могут получить новое воплощение. Это понимание, наравне с активным изучением музейного архива, привело его к мысли, что нужно искать собственный язык в дизайне.Разрабатывая новый метод, Матссон подходил очень скрупулёзно к решению поставленных задач. Он внимательно изучил «механику сидячего положения». Например, чтобы определить идеальную кривую для сидения, он садился в сугроб, чтобы после изучить оставленный его телом след. Матссон начал эксперименты с гнутой многослойной древесиной, стремясь получить навыки, которые позволят ему создавать прочные элементы с изящными минималистичными деталями.

 

ИНГВАР КАМПРАД. IKEA

I (ngvar) K (amprad) E (lmataryd - ферма) A (gunnaryd - городок) – мебельная фирма IKEA основана Ингваром Кампрадом. Учредитель родился в 1926 году в бедной части Швеции, в провинции Смоланд. Бережливость и скупость жителей привели Капрада к пониманию необходимости снижения меновой стоимости продукции его фирмы. Основной силой бренда IKEA стало снижение цен и эффективность затрат. Это отражено в миссии IKEA: «Способствовать улучшению быта большинства людей, предлагая им широкий выбор предметов домашней обстановки, отличающийся современным дизай­ном и функциональностью, по ценам столь низким, что большинство людей смогут позволить себе их приобрести». Поскольку IKEA провозгласила целью «создать лучшую повседневную жизнь для большинства людей», то компания стала рассматривать себя как часть процесса демократизации. Потребители IKEA - это люди небольшого и среднего достатка, ценящие свой труд, а потому требовательные к качеству и хорошему дизайну.Открытием IKEA стал дизайн в сфере дистрибуции, в области продаж. Начав торговать мебелью, IKEA выпускает подробные каталоги большими тиражами, рассылая их во все страны мира (1951). Для снижения себестоимости продукции фирма начинает сама проектировать мебель или заказывать большие тиражи мебели фирмам, навязывая стоимость изделий (1955). Важным изобретением становится упаковка в плоские коробки, которая позволила рассылать изделия по почте, а покупателю самостоятльно собирать их. Соответствовал этому и способ проектирования – это сборно-разборная мебель с учетом плоской упаковки. Для снижения меновой стоимости предпринято строительство супермаркетов за городом, где стоимость земли небольшая и можно создать хорошую дорожную инфраструктуру – подъезды и большие стоянки для автомобилей. Такая стратегия «картофельного поля» предполагает самовывоз продукции, что снижает ее цену в магазине.

По сравнению с брендами Н&М, Benetton, BodyShop фирма IKEA позиционирует себя как универсальную компанию, торгующую товарами с универсальными достоинствами. Культура IKEA основывается на простых жизненных принципах, которые Кампрад в своей книге «Завет торговца мебелью» (1976) назвал девятью заповедями. Среди них есть принцип дизайна - «простота - это добродетель» и требование коммерции - «прибыль дает нам ресурсы».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: