Оле Кирк, готфрид кристиансен. Лего

Дизайн игр и игрушек в ХХ веке приводит к формированию комбинаторного и ролевого мышления. Это отвечает формированию сверхсложных систем культуры, подчиняющихся законам синергетики. Конструктор Lego (1947) - тип детского конструктора (лат. lego — собирать, конструировать) создали Оле Кирк и Годфрид Христиансен. К созданию игры датчанина Оле Кирка подтолкнул мировой экономический кризис 1929 года, который вынудил столяра-плотника переключиться со строительства больших домов на изготовление детских игрушек. До 1947 года из его мастерской в г.Билланде выходили самолетики, паровозики, уточки на колесах и пр. Затем было решено построить завод по производству игрушек из пластмассы. В 1949 году на нем были изготовлены первые кубики, а в 1955 году появились наборы кубиков. В 1969 году была выпущена серия кубиков для самых маленьких под названием Duplo. За сорок лет существования завода было выпущено 110 миллиардов кубиков. Город Билланд превратился в большой город с аэропортом. Его парк Legoland ежегодно принимает миллион посетителей. Идея заключается в том, что игра Lego способствует переориентации культуры с конструирования по правилам, по закону на свободное моделирование предметности.[2] Такие конструкторы, как кубики, мозаики-паззлы, Меккано, технические модули были средством обучения моделированию по схеме-инструкции, то есть по алгоритму. Это напоминает ремесленное изготовление предмета по образцу, характерное для классической культуры. Или мышление по шаблону, характерное для модерна. В отличие от них конструктор Lego предполагает свободное и подвижное соединение элементов в некий коллаж. Это свободное моделирование предметности вне жестких правил - free style, которое исключает инструкцию как таковую. Современная культура характеризуется не игрой по правилам - game, но свободной игрой – play с правилами, меняющимися в ее процессе. Поскольку Lego предлагает тематические серии, в которых обыгрывается история, а точнее - мифы массовой культуры (Гарри Поттер, Ниндзя, Звездные войны), то соответствующее моделирование характерно для постмодерна. Цитации в сочетании с free style предполагают возможность конструирования «новых» миров из хаоса деталей, изначально принадлежащих к разнородным сериям. Ребенок обучается не канону, а способам вариативного моделирования. Не следует забывать, что Lego прежде всего игрушка, конструктор, а не игра в полном ее значении, ибо игра представляет собой столкновение противоборствующих сил в пределах установленных правил ради получения эмоционального эффекта. Ее базовый элемент – кубик-крепление - задает правило конструирования с определенной архитектоникой предмета, который не требует точности и формирования навыков как, например, конструктор модели самолета или корабля, состоящий из мелких деталей. Так же, как в костюмах куклы Barbie, принцип «сделай сам» в конструкторе Lego исключен полностью. Вместо схемы-инструкции в конструкторах Lego воспроизводятся нарративы массовой культуры, а, следовательно, навязывается мышление стереотипами. В этом смысле исключается всякое личное творчество, личностный смысл и развитие индивидуальных навыков изготовления вещей. Поэтому способы вариативного моделирования и создания коллажей есть не более чем клиповое мышление, вполне соответствующее мозаичной культуре. Это напоминает дизайн-программы варьирования форм по образцам, только образцы не даны, а заданы мифологическими нарративами. Это конструирование из единичного модуля с использованием стереотипов мышления в рамках мифологем масс-культа, когда используется один единственный навык (крепить, складывать) является достаточно простым, легким и доступным. Творчество в этом случае подменяется копирайтом, цитированием, скольжением по поверхности вместо эмоционального напряжения и личностного смысла. Цитирование культуры и простота конструирования – причина популярности Lego.

 

ДЖО ПОНТИ. КОФЕМАШИНА “LAPAVONI”

 

Кофемашина LaPavoni была сделана по проекту Джо Понти (1947). Понти с коллегами Антонио Форнароли и Альберто Россели работали над новым типом бойлера, подающего кипяток под давлением. В отличие от обычных кофеварок он позволял получать напиток, лишенный привкуса подгоревших зерен. По проекту Джо Понти была изготовлена стальная, покрытая тройным слоем хрома, весьма эффективная машина, быстро завоевавшая рынок. Благодаря кофемашине LaPavoni мода на кофе «по-итальянски» с мягким вкусом захватила весь мир. За оригинальный силуэт кофеварка была названа Рожком и Хромовым петухом.

 

 

МАРЧЕЛЛО НИЦЦОЛИ. ПИШУЩАЯ МАШИНКА “LEXICON 80”

 

В послевоенные годы фабрикант Адриано Оливетти начал производить конторское оборудование. Он считал, что продукция его фабрики Olivetti должна быть произведением искусства и помогать созданию красивого стиля жизни. Он поручает художнику Марчелло Ниццоли спроектировать пишущую машинку Lexicon 80. В духе концепции красивого дизайна BelDesigno рождается плавная «линия Ниццоли» - элегантная форма предмета промышленного производства. Здесь заметна тенденция к пластическому объединению формы корпуса в более мягкой моделировке, на основе внедрения в производстве технологии литья под давлением. Эта пластическая тенденция складывается в новаторский, самобытный формальный язык в легендарной модели пишущей машинки Lexicon 80 (1948), а затем в проектах пишущей машинки Lettera 22 (1950) и швейной машинки Mirella (1957). Стиль Olivetti – это не просто создание качественного конторского оборудования, но и проектирование красивого образа жизни, который включает как гармонию интерьера и оборудования, так и эстетику обслуживания, призванную произвести благоприятное впечатление на покупателя, а самое главное – улучшить жизнь людей. В отличие от функционализма фирмы Braun, где форма следует за функцией, у Olivetti форма и функция едины, то есть форме предмета уделяется столь же много внимания, как и функции. То есть немецкой техницистско-функционалистской тенденции проектирования противопоставляется итальянский гуманитарно-органический подход. Скульптурный или органический дизайн Ниццоли характеризуется артистизмом оформления технически сложного изделия. Для Марчелло Ниццоли, Марио Беллини, Этторе Соттсасса и др. итальянских дизайнеров становится важным преодоление унифицированной безликости за счет гуманизации культуры.

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. МОДУЛОР

 

Модулор – система пропорций, используемая в дизайне среды, предложенная Ле Корбюзье и опубликованная в книгах LeModulor (1948, 1955). Идея заключалась в создании антропометричного модуля (стандарта) для проектирования, расчета «гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике» (Ле Корбюзье). Поэтому основанием для измерения взят условный рост человека, пропорции высоты с поднятой рукой и до солнечного сплетения – 183, 226, 113. Модулор становится сочетанием пропорций золотого сечения и последовательностей Фибоначчи. Система гармоничных пропорций предназначена для нормирования индустриального строительства, стремления создать универсальный стандарт красоты.

Модулор стал результатом воплощения двух принципов – экономичности и антропометричности. С одной стороны, промышленное производство типовых вещей предполагает рационализм и производственную экономию труда, материалов, энергии в проекте. «Все вещи на земле являются произведением от перемножения функции на экономичность».- считает Х.Майер. Стандартизация и унификация - следствие экономического закона, «по которому издержки производства постоянно падают, а живой труд постоянно становится производительнее» (К.Маркс). Отсюда и требование Ле Корбюзье «экономия - основное условие красоты». С другой стороны, это принципиально модернистская идея, которая ставит человека в центр мира, считая его трансцендентальным означающим для конструирования среды. Начиная с гуманизма Возрождения, человек ставится в центр вселенной как венец природы, титан, который по своему усмотрению может изменить себя и окружающий мир. С позиции гуманизма Леонардо да Винчи воплощает геометрию Витрувианского человека, Альбрехт Дюрер ищет «усредненную красоту». Новое время во главу угла ставит Разум, а потому антропоцентризм понимается рационалистически как антропометрия. В этом духе Ле Корбюзье использует сочетание двух систем пропорций для красоты: а) золотое сечение – деление отрезка на две части таким образом, что меньший отрезок относится к большему отрезку так, как больший отрезок относится к сумме двух этих отрезков а/b = в/c =b/(a + b); a² = b(a + b) = 0,6180339875… б) последовательности Фибоначчи - каждое последующее число является суммой двух предыдущих – 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,… Например, деление любого числа Фибоначчи на одно из двух соседних чисел этой последовательности дает приблизительно значение золотого отношения. Ле Корбюзье вывел две последовательности Фибоначчи, основанные на ключевых характеристиках фигуры человека. Золотая пропорция вычислена делением каждой цифры последовательности на предыдущее число.

 

МАК И ДИК ДОНАЛЬДЫ. РЕСТОРАН “MCDONALD’S”

 

McDonald's – рестораны быстрого питания, которые прославились внедрением кухни fastfood, франшизой и рекламным персонажем Рональд Макдоналд. В 1940-м году братья Мак и Дик Дональды открыли на автодороге Сан-Бернардино в США небольшой ресторанчик, где подавали куриные крылышки, барбекю, бутерброды, салаты. Братья решили развить дело - улучшить качество, сервис и снизить цены. Стоимость гамбургера была понижена с 30 до 15 центов и не менялась до 1967 года. Расположение ресторанчика требовало ускорения обслуживания водителей. Было решено ограничиться стандартным набором из наиболее популярных блюд - гамбургер, чизбургер, молоко, кофе и пирог. Позднее добавили молочный коктейль и картофель фри. Скорость обслуживания и заказ ограниченного ассортимента позволили сократить время ожидания до минимума. Для увеличения скорости приготовления братья решили переоборудовать кухню - по их заказу были изготовлены производственные линии, которые позволили поставить кулинарное искусство на поток. В 1948 году обновленный ресторан был открыт вновь, у дверей скопилось 150 человек. В середине 50-х годов братья на теннисном корте начертили план кухни и, поставив поваров у схемы, заставили их имитировать этапы приготовления пищи, бегая между нарисованными плитами. После перестановки оборудования ради экономии труда, обслуживание линий было доведено до автоматизма, что резко увеличило пропускную способность ресторана и выручку. Вскоре Дик придумал слоган фабрики гамбургеров «Обслужены миллионы». В 1952 году они открыли свой первый филиал в городе Финикс, штат Аризона. Над входом в здание красовалась буква «М». Логотип McDonald's разработан Джимом Шиндлером (1962). Изображение золотых арок обозначало вход в ресторан.

Заслуга развития сети быстрого питания принадлежит Рэю Кроку. Начиная с 1955 года, менеджер развернул сеть филиалов по всему миру. Рэй Крок начал работу по франчайзингу, благодаря чему работа по франшизе стала отождествляться с McDonald's как способом быстрого развертывания сети предприятий. Основав компанию FranchiseRealtyCorporation, Крок стал продавать другим предпринимателям не просто свою марку, но готовые системы бизнеса (подбор оборудования, реклама, аренда помещения и пр.), получая систематические отчисления (франшизу). Таким образом, первый ресторан служит образцом для множества остальных, необходимо лишь точное копирование методов приготовления блюд, стандартов вкуса и качества. К трем принципам братьев Макдоналдс он добавил четвертый – чистоту. В итоге получилась формула QSC&V – Качество, Сервис, Чистота и Цена. В 1960-х годах работало уже 238 ресторанов быстрого питания, где за год продавалось 4000 млн. гамбургеров. Во всех странах и филиалах всегда находится один и тот же, известный набор блюд под логотипом «М».4

 

КАРЛО МОЛЛИНО. СТОЛ “АРАБЕСКА”

В произведениях итальянских дизайнеров присутствовала необычайная динамика, их стиль отличался криволинейностью и чувственностью форм. Искусно выполненная мебель из гнутого дерева работы Карло Моллино выделяется рельефными и скульптурными формами.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: