Священное Писание о памяти

Исцеление памяти

 

Моим многочисленным пациентам,

которые оказали мне честь своим доверием,

поделились со мной своими историями

и научили меня большей части того, что мне известно

о чуде исцеления внутреннего человека.

 

Предисловие

 

Воспоминания — это не просто воображаемые картины прошлого. Они отражают весь сегодняшний опыт человека: его чувства, систему понятий, установок и форм поведения. Именно поэтому воспоминания побуждают нас снова и снова поступать по тем сценариям, которые записаны в нашей памяти.

Именно так говорит о памяти Библия, когда призывает народ Божий помнить о чем–либо. Священное Писание никогда не разделяет суть человека на телесную, душевную и духовную части, а наоборот, подчеркивает целостность человеческой личности.

Истинная драматичность болезненных воспоминаний не столько в доставляемых ими внутренних страданиях и не в том, что в них прошлое мощно прорывается в наши сегодняшние чувства. Беда скорее в том, что из–за этих страданий или прошлых чувств мы начинаем неверно относиться к людям и жизненным ситуациям. И такое ошибочное отношение через какое–то время становится свойством самой нашей личности, нашим образом жизни.

Одно лишь время не в состоянии исцелить память о переживаниях столь болезненных, что они вытесняются из нашего сознания. Здесь необходим особый род духовной терапии, которая включает в себя время предварительного консультирования и подготовки, встречу для глубокой целительной молитвы и завершающий период для обучения новым жизненным навыкам.

Книга «Исцеление памяти» для тех, кто хочет освободиться от болезненных воспоминаний, влияющих на наши сегодняшние поступки и мешающих нашему возрастанию во Христе. Эта книга и для тех, кто хочет помогать другим освободиться от тирании прошлого.

 

 

Загадка памяти

 

М ици была взволнована: «Все начинает приобретать смысл, кусочки мозаики складываются в цельную картину. Теперь я хотя бы начинаю понимать, когда мне нужна помощь и о чем мне надо все время молиться. И в этом есть надежда — нет, больше, чем надежда. Теперь мы с Гарри знаем, что впереди есть исцеление, — и это сильно меняет весь мир вокруг нас».

Я не мог налюбоваться этой молодой парой — настолько привлекательны и умны были супруги. Они с очевидной любовью относились друг к другу и проявляли беззаветную преданность высочайшим идеалам христианского брака. Но, как и множество других пар, они, вступив в брак, сразу же обнаружили, что у них не получается жить, не испытывая боли и не причиняя ее друг другу. В течение наших терапевтических встреч становилось понятно, что суть проблемы — сверхчувствительность Мици и ее нереальные ожидания. О некоторых людях говорят, что они — как несчастья, которые только и ждут, чтобы случиться. Вот и Мици казалась одним ежеминутно готовым излиться бездонным источником боли. Всю жизнь пасторы и наставники говорили ей, что надо забыть прошлое, заявить о своей победе в Господе и учиться по–новому решать проблемы прошлого и будущего.

Потому–то Мици и была так удивлена, когда я попросил ее не только отчетливо представить себе все болезненные события прошлого, но и записать их, чтобы потом рассказать о них своему мужу и мне. Она добросовестно и честно проделала эту работу, сопровождая ее непрестанной молитвой.

После этого мы оба почувствовали, что пора назначить встречу для молитвы о глубинном исцелении. Перед лицом Господа Мици одно за другим вызывала в памяти самые болезненные и унизительные воспоминания детства и отрочества. Она не просто вспоминала прошлое. Она проживала и заново ощущала, часто во всех подробностях, эти события, как если бы они происходили с ней сейчас. Хотя это давалось с огромным трудом, Мици старалась простить тех, кто причинял ей страдания, и, в свою очередь, получала от Бога прощение за многолетние обиды на этих людей, которые она носила в своем сердце.

Когда во время этой молитвенной встречи неожиданно наступила долгая пауза, я мягко предложил ей попытаться продвинуться еще чуть дальше, и, если с помощью Святого Духа ей удастся что–то в своей жизни увидеть по–новому, рассказать об этом в молитве Господу. Голосом маленького ребенка она начала молиться: «Дорогой Иисус…», рассказывая Ему то, о чем забыла на долгие годы. Где–то в четырехлетнем возрасте она с родителями гостила у бабушки. Для ее куклы бабушка связала крошечное одеяльце. Мици росла болезненно застенчивым ребенком, и даже просто сказать кому–то «здравствуйте» или «спасибо» было для нее мучительно трудно. Когда бабушка протянула ей связанное одеяльце, родители сказали Мици: «Смотри, как долго бабушка трудилась и какое замечательное одеяльце она сделала для твоей куклы. Поблагодари ее, Мици, скажи «спасибо». Своим детским голоском Мици жалобно проговорила: «Боже мой, Господи Иисусе, Ты знаешь, как я хотела сказать «спасибо» бабушке, но у меня в горле словно застрял огромный ком, и я не могла вымолвить ни слова. Я так старалась, Господи, но ничего не получалось».

Теперь Мици содрогалась в рыданиях. Я пытался утешить ее, попросив представить, что она, как дети в евангельской притче, сидит у ног Иисуса. Это прибавило ей смелости продолжать. Ведь самые сильные переживания были еще впереди. «Там была моя сестренка, и она сказала, что тоже хочет одеяло для куклы. Тогда мама с папой заявили, что, если я не скажу бабушке «спасибо», они отдадут одеяльце ей. И когда я так и не смогла ничего выговорить, они это сделали. Они отдали одеяльце Пэтти! О Господи, Ты знаешь, как я хотела сказать бабушке «спасибо». Но меня никто не понимал, никому не было до этого дела. Как это несправедливо, нечестно!»

Мы продолжали молиться, и Мици вдруг поняла, как сильно подобные переживания повлияли на ее жизнь. Она позволила глубокой обиде и горечи войти в свое сердце и продолжала испытывать эти чувства к родителям и сестре. А теперь это стало образом ее жизни. Стоило ей ощутить несправедливость или непонимание, она теряла дар речи и уходила в себя от горькой обиды. Она никогда не могла справляться с трудностями. Во время следующих встреч мы с Мици работали над тем, чтобы помочь ей научиться иначе открывать себя мужу и другим людям. Мици до сих пор настаивает на том, что эти встречи для исцеляющей молитвы были поворотным пунктом в ее жизни.

Что же случилось с Мици и многими другими людьми, о которых мы расскажем в этой книге? Они очень глубоко пережили встречу со Христом, которая дала им исцеление от нарывающих ран тех переживаний, что отравляли их жизнь и отношения с окружающими. Именно этот живительный опыт многие из нас и называют работой по исцелению памяти, которой посвящена вся эта книга. Но, прежде чем мы продолжим разговор об этом, мы должны в общих чертах рассмотреть, что такое память и что говорят о ней современная наука и Священное Писание.

 

 

Священное Писание о памяти

 

В Библии чрезвычайно мощные воспоминания, как и многие другие представления, описаны очень скупо и без всяких теоретических выкладок. Во всем Священном Писании существительное «память» вы встретите всего пять–шесть раз. Слова, которые относятся к более конкретным проявлениям памяти, встречаются гораздо чаще — например, слово «напоминание» на страницах Библии приводится уже 25 раз. Если же говорить о глаголах, таких, как «вспоминать» или «приходить на память», то их мы находим в Библии более 250 раз. При этом около 75 из них относятся к Богу и Его памяти. Многие — это просьбы к Богу помнить что–то: Свой Завет, Свои обетования или Свой народ. Или призывы к Нему не вспоминать о чем–либо: о грехах, ошибках и тому подобном. Остальные 175 относятся к памяти или беспамятству людей — это требования помнить или не вспоминать о каких–то важных делах.

В Священном Писании о памяти говорится как об одном из самых важных элементов сознания Бога и нашего сознания. Память занимает центральное место в природе Бога, такое же, как и в прощении, спасении и праведной жизни. Способность Бога помнить или не помнить о чем–то — это часть того Божественного разума или знания, которое наполняло библейских писателей благоговейным трепетом. Поскольку мы созданы по образу Божьему, у нас тоже есть такая способность. И хотя у нас она ограничена, библейские авторы считали эту человеческую возможность достойной удивления и восхваления.

Возьмем, например, Псалом 138. Псалмопевец, в благоговении размышляя о безбрежности Божественного разума, всеведения и памяти Бога, вскоре приходит к мыслям о самом себе. Он с изумлением думает о том, каким его создал Творец: «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!.. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Псалом 138:6, 14).

Как удивительно точно Слово Господа. Ведь до сих пор самые выдающиеся ученые, врачи и психологи бьются над тем, чтобы сформулировать лишь теории о том, что такое память.

А тем не менее эта самая память лежит в основе почти всего, что мы делаем в своей жизни.

 

 

Немыслимый гигант

 

Что же представляет собой этот загадочный процесс, который мы называем памятью? Как нам удается вызывать в сознании образы мест, где мы бывали, или людей, с которыми мы встречались многие годы назад? Первое, что приходит на ум в ответ на этот вопрос, — что все прошлое хранится где–то в нашем мозге. Но таким ответом мы одну загадку всего лишь подменяем другой! Ведь, несмотря на огромный прогресс науки за последние полвека, мозг остается самой необъяснимой частью нашей человеческой сущности. Опубликованная журналом «Ридерс дайджест» знаменитая серия статей о различных органах человеческого тела и их функциях начиналась статьями, посвященными мозгу. В этих статьях мозг наряду с сердцем и легкими называли одним из тех органов, которые играют огромную роль в деятельности организма. На наш взгляд, мозг является поистине гигантом из гигантов: ведь если человек может жить с искусственными сердцем и легкими, то для мозга не существует заменителей. Законом смерть определяется как прекращение мозговой активности. Временами функции мозга могут замедляться и ослабляться, но, пока мы живы, его работа никогда не прекращается.

Весь мозг представляет собой около полутора килограммов «аморфного вещества, укрытого от холода и света, —-влажной и упругой на ощупь розовато–серой массы размером с небольшой мяч» («Наше человеческое тело» — издание компании «Ридерс дайджест», с. 99). Мозг, напоминая цветок на тонком стебле — спинномозговом стволе, тончайшими волокнами связан с каждым самым отдаленным и укромным закоулком нашего тела: от корней зубов и волос до кончиков пальцев рук и ног. Это центр самой искусной сети коммуникаций во всем творении. Цифры в медицинских исследованиях поражают разум. В самом мозге примерно 13 миллиардов нервных клеток. Большинство этих клеток соединяются с 5000 других соседних нервных клеткок. У некоторых клеток таких сочленений — синапсов — до 50 тысяч. Эпитет «астрономический» слишком скромен для этих величин — ведь количество сочленений внутри только одного мозга намного превосходит число звезд во всех галактиках. И все это лишь начало!

Информацию мозгу поставляют наши органы чувств, расположенные, подобно часовым, на самых важных участках всего тела. Например, в коже около 4 миллионов рецепторов, чувствительных к боли, 500 тысяч — отмечающих прикосновение или давление, еще 200 тысяч — следящих за изменениями температуры. Прибавьте к этому «крупные» органы чувств — уши, глаза, нос и язык, и вы начнете видеть общую картину. Лучший способ представить себе взаимодействие всех систем мозга — вообразить тысячи телефонных станций, одной из которых хватит, чтобы обеспечить связью такой город, как Нью–Йорк или Лондон. Каждый участок работает на полную мощность, получая импульсы–запросы и в доли секунды переключая их на другие соответствующие участки. И это всего лишь слабый образ того, что происходит в нашем мозге, когда мы решаем какую–то простейшую повседневную задачу — например, вспоминаем адрес друга.

 

Чуть меньше, чем Бог

 

Можно понять, почему память называют тайной. Ведь память, хотя она и укоренена в грандиозной системе мозговых структур, составляет также часть человеческой психики, которая превосходит все эти структуры и не сводится к ним. Психика человека неизмеримо больше того органа, через который она проявляется, и отлична от этого органа.

Ученые, приступающие к изучению мозга, вскоре обнаруживают, что вынуждены заниматься философскими построениями, уходящими далеко за пределы чистой материи. Из глубин всплывают вопросы: как может мозг, физическое вещество, быть взаимосвязанным и взаимодействовать с психикой — реальностью нематериальной? Как именно наши эмоциональные установки и движения души воздействуют на наше тело и разум?

Библия — не учебник естествознания, и в ней нет «строго научных» ответов на подобные вопросы. Зато она показывает нам картину целостного человека, такого, каким он сотворен Богом. Хотя и созданные по образу Божию, мы способны понять себя лишь в той мере, в какой можем приблизиться к постижению природы Бога. Священное Писание, говоря о теле, душе и духе, принимает за данное целостность человека. Нигде в Библии человеческий мозг не отделяется от всего того, что составляет личность, нигде не выделяется во что–то изолированное тело или душа. Напротив, в Писании всегда подчеркивается единство всей жизни личности.

Не отвлеклись ли мы от темы памяти? Отнюдь нет: ведь, когда человек вспоминает о чем–то, память воскрешает всю полноту его переживаний, а не только хранимые мозгом картины прошлого. Память включает в себя чувства, понятия, образы, установки и склонность к действиям — все, что сопровождает те картины, которые как бы появляются перед нами на воображаемом экране. Именно в таком смысле в Библии используется слово «воспоминание», и именно об этом идет речь, когда Святое Писание призывает нас помнить о чем–либо. Ведь «помнить Господа» — это не только представлять себе образ Бога. Это обращенное ко всему человеку требование сосредоточить в Боге все свои мысли и действия. То же самое мы видим и в тех местах Писания, где говорится: «И помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Екклесиаст 12:1) или «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20:8). Ведь такие слова — гораздо больше, чем просто призыв к психологической или духовной тренировке суждений и размышлений. Это воззвание ко всей человеческой личности, побуждающее нас расставить приоритеты и жить в согласии с духовными принципами, в молитве и действии.

Представление о памяти как целостном явлении вполне согласуется с последними открытиями в изучении человеческого мозга и поведения. Современные ученые склонны считать все человеческое тело своеобразным продолжением мозга, как если бы каждая отдельная клеточка организма являла собой мозг и психику в миниатюре. В организме человека все взаимосвязано и взаимодействует друг с другом. Подобно тому, как в системе кровообращения кровь течет в разных направлениях, так мозг передает управляющие импульсы всем тканям и органам тела, а от этих тканей и органов получает ответную информацию. Неповторимая индивидуальность человеческой личности как–то соотносится со всей этой сложной системой, но тем не менее неизмеримо выше нее.

В синодальном переводе Псалтиря мы читаем, что Бог сотворил человека лишь немного меньшим, чем ангелы: «Не много Ты умалил его пред ангелами…» (Псалом 8:6). Однако если более точно переводить эту фразу, она будет звучать как «Ты сотворил его чуть меньшим Бога». Воистину замечателен этот дар памяти, который дает нам возможность собрать все знание прошлого и с помощью своего воображения применить его для создания новых прекрасных образов будущего. Неудивительно, что псалмопевец доходит до настоящего ликования:

 

 

«Ты… славою и честию увенчал его…

поставил его владыкою над делами рук Твоих;

все положил под ноги его…

Господи, Боже наш!

Как величественно имя Твое по всей земле!»

 

(Псалом 8:6–7, 10).

 

 

Откуда родом память?

 

В псалмах есть известные слова: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Псалом 8:3). Мы лишь недавно стали понимать, что эти слова истинны и в отношении памяти. Меня всегда поражало, с какой силой болезненные воспоминания детства сказываются на жизни взрослого человека. Несколько лет назад, когда я впервые начал заниматься терапией по методу «внутреннего исцеления», я был настроен очень скептически в отношении этих ранних воспоминаний. Медленно, но неуклонно мне пришлось избавляться от своего скептицизма и в нескольких случаях молиться даже о воспоминаниях, которые могли появиться лишь во внутриутробном периоде. Один юноша не мог избавиться от своего почти неуправляемого и постоянно возвращающегося депрессивного стремления к самоубийству, пока его мать не рассказала ему, что на восьмом месяце беременности она стала свидетельницей самоубийства их родственника. Он же все время говорил о странных и ужасающих сценах смерти, которых никогда не мог видеть. Потом мы молились Святому Духу об избавлении от вреда, причиненного ему этими переживаниями. Мы просили Господа исцелить корни семейного древа этого юноши, преобразить его из древа смерти в древо жизни. И это было началом его освобождения от страхов и депрессии.

Тому, кого в детстве взяли в приемную семью, необходимо с миром в душе принять этот факт своей жизни. Сделать это нелегко, даже если приемные родители — самые замечательные люди на свете. Однажды мне пришлось почти слово в слово повторить это одной из своих пациенток, Мейвис, когда она пришла ко мне на прием. Бог чудесным образом исцелял ее жизнь, однако оставались еще области, которые ее беспокоили. Мейвис любила своего приемного отца и хорошо относилась к нему. Родного отца она никогда не знала, он умер до ее рождения. Мейвис была прекрасной ученицей с острым и пытливым умом, но мои слова показались ей странными и неожиданными. Тем не менее она согласилась прочесть главу 12 из моей книги «Исцеление чувств», в которой рассказывалась история женщины по имени Бетти. Вот как Мейвис описывает те болезненные, но целительные переживания, которые ей пришлось при этом испытать:

 

 

«Я читала историю Бетти, как вдруг, совершенно неожиданно, у меня ручьем полились слезы. Ее папа ушел, когда ей было три с половиной года. Во время одной из терапевтических встреч с доктором Симанзом она с глубокой болью вскрикнула, обращаясь к отцу, как если бы снова стала ребенком: «Папочка, пожалуйста, не уходи!»

Я очень ярко представила себя на месте Бетти, прочитав эти слова. Ее возглас прозвучал живо и затронул во мне что–то очень глубокое, о чем я даже не подозревала. Это было как если бы я сама издала этот крик двадцать два года назад, еще в утробе матери. Дело в том, что мой отец умер от рака за три месяца до моего рождения.

Не понимая всего, что со мной происходило, я решила отправиться на прогулку. Эти странные слезы и эмоции были слишком сильными и реальными, чтобы их можно было не заметить или сдержать. Целый час я медленно бродила по улицам города. Вечерело. Я решила дать себе возможность прочувствовать все те эмоции, что откуда–то из глубины поднимались во мне. И меня охватило множество чувств, связанных со смертью отца. Сказать, что это удивило меня, — не сказать ничего.

Я ощущала себя снова в материнской утробе, у больничной койки моего отца. Там, внутри, я старалась, чтобы меня услышали, как–то обратили на меня внимание. Я толкалась ногами, билась что было мочи, чтобы мой отец мог увидеть меня, дотронуться до меня, обнять меня, полюбить меня, пока он еще жив. Я вновь и вновь кричала: «Папочка, пожалуйста, не умирай, ну пожалуйста, не умирай! Пожалуйста, не умирай! Ведь ты еще меня не видел. Ты даже не знаешь, мальчик я или девочка. Папочка, милый, пожалуйста, не умирай!»

Я бродила и бродила по улицам, а слезы все не иссякали. Впервые я оплакивала смерть своего отца. Подрастая, я проронила несколько слез при мысли о его смерти, но мне никогда не доводилось ощущать такой глубины чувств и смысла в своих слезах и боли. Теперь, уже взрослой, я переживала те же страдания и муки, которые испытывала много лет назад, в утробе матери.

Придя в себя, успокоившись, я с большим сомнением думала о том, могла ли еще не родившаяся девочка горевать о смерти своего отца. Но мне было невозможно отказаться от таких неожиданных мыслей, чувств и исцеления. Все было слишком глубоким, слишком реальным, слишком внезапным, чтобы отрицать это».

 

 

Журнал «Тайм» от 15 августа 1983 года опубликовал на первой странице статью под названием «Младенцы, что они знают? Когда они начинают знать об этом?» В этой статье сообщалось о сотнях медицинских наблюдений и поведенческих экспериментов, сделанных в Соединенных Штатах, Франции, Австрии и других странах мира. Вот выдержка из этой статьи:

 

 

«…Было проведено множество исследований, чтобы разрешить одну из самых волнующих загадок человеческой жизни: что знает новорожденный младенец, приходя в этот мир? И как он начинает организовывать и применять эти знания в первые годы жизни?.. Главный ответ, который тысячекратно подтверждается снова и снова: ребенок знает намного больше, чем мы привыкли думать. Он гораздо больше, чем нам кажется, видит, слышит и понимает, и, даже еще не родившись, стремится дружить со всеми взрослыми, которые о нем заботятся»

(сс. 52–53, курсив Д. Симандза).

 

 

Один из важнейших результатов этих исследований — обоснованное доказательство того, что задолго перед тем, как ребенок начинает говорить, он способен думать, учиться и запоминать. Как утверждается в статье, «интеллект принимается за работу намного раньше, чем ему делается доступной речь как средство… У младенца развивается важная способность распознавать категории. Раньше считалось, что речь для этого необходима — как можно распознать то, что не имеет названия? Однако, по–видимому, восприятие младенца может быть организовано без единого слова». Дальше в статье показано, как ребенок в самом раннем возрасте учится своему непроизносимому языку форм, звуков, цветов, запахов, как и языку взаимодействия и отношений с людьми. Он помнит удивительное количество конкретных вещей задолго до того, как обретает способность говорить или пользоваться словами для обозначения предметов или людей.

Как далеко мы можем отодвинуть границы памяти? Статья в журнале «Тайм» утверждает, что «поиск данных об этом уводит нас от детства в самый ранний период младенчества и даже до рождения!» (с. 53, курсив Д. Симандза).

Доктор Томас Верни, канадский ученый–невролог и психиатр, в популярнейшей книге «Секрет жизни нерожденного ребенка» приводит впечатляющий пример внутриутробных воспоминаний. Наблюдая пренатальное развитие ребенка, Верни приходит к такому заключению:

 

 

«Первые тонкие пласты памяти прочерчивают мозг плода где–то на последних трех месяцах беременности, хотя и трудно сказать, когда именно. Некоторые исследователи полагают, что младенец может запоминать начиная с шести месяцев внутриутробного развития, другие говорят, что мозг не обретает способности к припоминанию раньше восьми месяцев. Не ставится под сомнение, однако, что еще не родившийся ребенок имеет память и сохраняет свои воспоминания… Мы вполне можем сделать вывод, что, очевидно, нервная система плода уже через шесть месяцев после зачатия способна воспринимать, обрабатывать и расшифровывать информацию. Не подлежит сомнению, что отвечающие за память структуры нервной системы появляются в начале третьего триместра беременности, когда младенец, если он рождается на этом сроке, помещенный в специальную камеру, в большинстве случаев уже может выжить»

(сс. 142, 191).

 

 

Доктор Верни подтверждает свои заявления множеством интересных примеров как пренатальных, так и ранних младенческих воспоминаний.

Для большинства из нас это звучит надуманно, но наши бабушки и дедушки думали иначе и воспринимали влияние внутриутробных переживаний на жизнь ребенка как данность, хотя эти представления порой и доходили до смешного. Я до сих пор слышу, как моя бабушка убеждала соседку, что у живущего поодаль мальчишки, возможно, потому такой длинный и уродливый нос, что его мать слишком часто ходила в зоопарк и чересчур подолгу смотрела на слонов! Но мы обнаруживаем, что многие из таких басен содержат крупицы истины. В большинстве первобытных племен будущую мать тщательно оберегают от пугающих переживаний.

Проведя тщательно построенное исследование двух тысяч женщин во время беременности и родов, доктор Моника Люкеш из Франкфуртского университета Святого Константина (Германия) пришла к выводу, что отношение матери к младенцу имеет огромное и первостепенное влияние на то, каким он становится, вырастая. А второй фактор, оказывающий, как обнаружила доктор Люкеш, почти столь же значительное, определяющее влияние на еще неродившегося ребенка, — это отношения женщины с мужем.

Доктор Герхард Роттманн из университета города Зальцбург в Австрии пришел к подобному же заключению; более того, он показал, что ребенок в утробе матери способен различать даже тонкие оттенки чувств. Примером этого может служить библейская история, когда Дева Мария приходит к своей кузине Елизавете, чтобы рассказать ей о посещении ангелом и обетовании Мессии. Елизавета на это обрадованно восклицает: «…Когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Луки 1:44).

Мы должны с осторожностью говорить о внутриутробных переживаниях младенца, чтобы не переоценить их, — ведь наши знания в этой области все еще остаются отрывочными. Я просто хочу подчеркнуть, как удивительны подобные явления, и высказать мысль, что в работе над исцелением памяти в некоторых случаях нам придется иметь дело с тем, что происходило до появления человека на свет. Бог сообщил юному Иеремии о его призвании еще до его рождения: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иеремия 1:5). Этим напоминанием Господь упрочил призвание Иеремии и его посвящение быть пророком. Конечно же, Бог, используя во благо Свою замечательную силу, способен исцелить раны и боль болезненных воспоминаний, как бы давно они ни возникли.

Не меньшее удивление, чем загадка человеческой памяти, вызывает еще более невероятный аспект памяти Божественной. Лучше всего об этом сказано у Иеремии: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (31:34). Как может всеведущий Бог не помнить чего–то? Этот стих находится в отрывке, где говорится о Новом Завете, который, как мы теперь знаем, включает в себя распятие и все, что Господь во Христе сделал, чтобы смыть наши грехи. Возможно, Сам Господь должен был пройти через некое исцеление памяти таким образом, что — о чудо из чудес! — когда Он прощает, Он действительно забывает. Конечно, здесь мы сталкиваемся с величайшей тайной. Тайна вызывает изумление, а изумление ведет к восхвалению!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: