Духовно-нравственное здоровье человека как родовой объект преступного посягательства: концептуальный подход

 

Анализ объекта преступлений против общественной нравственности, приводит к определенным выводам, которые связаны с пересмотром ряда положений исследуемого института. Отношение человека к различным сторонам деятельности проявляется через социальные установки, полученные или сформированные в ходе жизни. Отношение лица к различным социальным ценностям формируется через призму обычаев, традиций, представлений о хорошем и плохом, о добре и зле.

Индивидуальное поведение человека реализуется через призму восприятия им норм морали и нравственности, принятых в обществе. В этом случае мы можем смело говорить о его человеческом духовном мире. Ещё в 1966 г. В.Ю.Арутюнян, изучая социальную структуру сельского населения, писал, что человек может знать требования морали, но не принимать их, иметь знания, но не иметь убеждений; он может и знать их и принимать, но не следовать им. И приходит к выводу, что в несоответствии между сочленами триединой формулы «знать-принять-следовать» и состоит трудность изучения духовной жизни.[4,c.60]

Человек, в определенных ситуациях, следует установленным в обществе правилам поведения, не задумываясь о них, в силу передаваемых из поколения в поколение обычаев и традиций. Если подобные нормы социально полезны, они поддерживаются сообществом. Если, наоборот, социально опасны, то могут привести к противоправному поведению. Например, в основе кровной мести лежит правило защиты чести рода. Такое поведение социально вредно и не может быть поддержано. Либо другой пример, так называемыйжаргон, выступающий как традиционная лексика криминального мира, получившая большое распространение в социуме.

Надо сказать, что многие криминологи утверждают, что потеря именно духовного развития личности приводит к росту правонарушений, в том числе и преступности. С категорией духовности связывается потребность человека жить не только для себя, но и для других. То, что раньше называлось взаимо-поддержка и сочувствие, культивировалось в обществе. При этом включались механизмы познания мира и смысла жизни.

В этой связи возникает вполне закономерная проблема, связанная с необходимостью уголовно-правовой защиты нравственно-духовного здоровья человека. При этом для здоровья человека мерилом ценности становится его духовное развитие. В этой связи вполне актуально звучит в наше время одна из восточных мудростей: «Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится».

Физическое здоровье человека не может существовать отдельно от духовно-нравственного здоровья. В марксистской философской традиции понимание духовно-нравственного бытия человека складывалось из комплекса физиологических, социально-психологических, идеологических и культурных компонентов.[51,c.9]

Несмотря на то, что ко многим высказываниям К.Маркса в литературе сложилось неоднозначное отношение, отметим достаточно глубокую его мысль, основанную на том, каковы ценностные ориентиры современного человека, кем и как они формируются, кем и как они охраняются, кем и как они воспроизводятся. Об этом мы будем говорить ниже. А.Мордвинов, изучая динамику биологического, социального и духовно-нравственного здоровья человека в современном российском обществе, понятие социального здоровья условно делит на две взаимосвязанные составляющие – социальную и духовно-нравственную. Это разделение, по его мнению, позволит более четко определить степень воздействия социальных… факторов на социальное и духовно-нравственное здоровье.[51,c.11]

Не вдаваясь в детали исследования А.Мордвинова, отметим, что им сделана попытка придать важный статус именно социальному здоровью человека исходя из процесса развития внутреннего мира человека, его понимания о добре и зле и др., а также процесса взаимодействия его с внешним миром. В результате такого взаимодействия устанавливается взаимосвязь между человеком и обычаями, традициями социума, которые в конечном итоге сохраняются и воспроизводятся в нормах морали и нравственности сообщества. В случае разрушения такой нормативной сферы (например, в результате перехода от одной формации к другой, от социализма к капитализму) происходит утрата общепризнанных ценностей и соответственно изменяется нравственная сфера. Так, А.Мордвинов доказывает, что ценности экономического и либерально-утверждающего свойства вытесняют ценности культурно-исторического и религиозного характера, что приводит к утрате культурно-исторической идентичности. Он же аргументирует положение об эксплуатации духовных потребностей человека.[51,c.17]

Размышляя о духовно-нравственном здоровье, В.М. Меньшиков пишет, что для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки, нужно еще и духовно-нравственное здоровье. Разрушение его, то есть деградация, имеет более страшные последствия, чем деформация или разрушение материальной или экономической составляющей бытия человека и общества.[48] Интересен тот факт, что стали появляться исследования, обосновывающие, что нравственные нормы являются условием выживания сообщества людей и самосохранения каждого индивида. Стали подниматься проблемы болезни человека, связанные с отсутствием духовности, доброты, нравственности. В научный оборот вошло новое понятие – экология души.

Неутешительные данные приводит И.В. Силуянова, которая пишет, что у 64,8% старшеклассников в РФ зафиксированы пограничные нервно-психические расстройства, которые выражены в асоциальном поведении, курении, употреблении алкоголя, психоактивных веществ, рискованных формах сексуального поведения, компьютерной зависимости. Она же ссылается на исследования академика Ю.П.Лисицына, которыйсреди факторов, влияющих на состояние здоровья, выделил 55% определяющих негативных позиций – это образ жизни человека.[73] И не последнюю роль здесь играет именно духовно-нравственное развитие человека.

Для создания целостной картины отметим, что значительная часть духовно-нравственной жизни человека регулируется нормами права, в том числе и уголовного. Напомним, что Уголовный кодекс направлен на защиту здоровья человека путем установления ответственности за преступления, посягающие на общественную нравственность. При этом общественная нравственность выступает мерилом складывающихся в обществе норм морали и нравственности, формирующих соответствующее поведение человека в социуме. В этой связи следует говорить о нравственном нездоровье индивида, отсутствии у него морально-нравственных и духовных установок. Несоблюдение морально-нравственных правил приводит в конечном итоге к потере физического здоровья, в том числе и психического. Поэтому более правильно изучаемую группу преступлений следует перенести в раздел «Преступления против личности» и обозначить родовым объектом духовно-нравственное здоровье человека.

Вывод

Родовым объектом группы преступлений против нравственности следует считать духовно-нравственное здоровье человека как разновидность социального здоровья человека.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: