Лексико – грамматические упражнения по теме. 1. «Один - много». Образование мн.ч

«Игрушки»

 

 

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Кукла – куклы – кукол (мяч, кубик, мишка, собачка, пирамида, матрешка, машина).

 

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Мяч – мячик и т.д.

 

3. «Счет игрушек». Согласование ИС с числительными.

Один кубик – два кубика – пять кубиков и т.д.

 

4. «Назови, какая игрушка». Образование относительных прилагательных.

Игрушка из дерева – деревянн ая (из железа, из глины, из меха, из стекла, из пластмассы, из фарфора, из керамики, из резины, из гипса, из картона, из бумаги, из пластилина, из металла).

Игрушки для украшения елки (какие?) – елочн ые.

 

5. «Мой, Моя, Мои». Согласование ИС с местоимениями.

Мой – мяч, мишка, слон и т.д.

Моя – машинка, кукла и т.д.

Мои – игрушки, кубики и т.д.

 

6. «Он(а) – они». Согласование ИС с глаголом.

Машина стоит – машины стоят

Кукла спит – куклы спят

Собачка лает – собачки лают

Мяч лежит – мячи лежат

Мишка ревет – мишки ревут

Машина едет – машины едут.

 

7. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Мяч (какой?) – резиновый, гладкий, новый, красивый, любимый, легкий и т.д.

Кукла (какая?) – большая, нарядная, фарфоровая и т.д.

 

8. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Что? – синие шары и бумажные флажки

Нет чего? – синих шаров и бумажных шаров

Радуешься чему? – синим шарам и бумажным флажкам

Вижу что? – синие шары и бумажные флажки

Доволен чем? – синими шарами и бумажными флажками

Говоришь о чем? – о синих шарах и о бумажных флажках.

 

9. Составить описательный рассказ про игрушку (по выбору), по плану:

Что это?

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Что у нее есть?

Как с ней можно играть?

 

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Новый год»

 

1. Отгадай загадку.

На первую ступеньку встал парень молодой

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)

 

2. Вспомнить, сколько месяцев в году и повторить их названия.

3. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Елка (какая?) - …

Праздник (какой?) - …

Елочные игрушки (какие?) - …

Дед Мороз (какой?) - …

Подарки (какие?) - …

Снегурочка (какая?) - …

 

4. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Темный – светлый

Короткий – … (длинный)

Холодный – … (теплый, горячий)

Пасмурный - … (ясный, солнечный)

Ветер - … (безветрие, тихая погода)

Заморозки - … (оттепель)

Зимний - … (летний).

 

5. «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.

Одна новогодняя ночь – две новогодние ночи – пять новогодних ночей

Один холодный день – два холодных дня – пять холодных дней

 

6. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом.

Чего больше – снегопадов или снежинок?

Чего меньше – зим или зимних месяцев?

 

7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков.

 

Елка

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с посохом в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

- Кто меня разбудил?

- Это я, Саша.

- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

 

8. Составить рассказ (из личного опыта) на тему «Как я украшал(а) новогоднюю елку».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: