Лексико – грамматические упражнения по теме. 1. «Один - много». Образование мн.ч

«Семья»

 

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Семья – семьи – много семей (ребенок, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, тетя, дядя, младенец).

 

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка

Мама - … и т.д.

 

3. «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных.

Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – …, бабушка – …, дедушка – …, дядя – …, тетя – …, пальто (чье?) – бабушкино, мамино …, перчатки (чьи?) – тетины ….

 

4. «Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных.

Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий.

 

5. «Кто старше? Кто младше?». Составление ССП с союзом а.

Папа – сын («Папа старше, а сын младше»)

Папа – дедушка

Дядя- племянник

Внук – дедушка.

 

6. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Старший – младший; большой – …, молодой - …, старше – моложе, младше.

 

7. «Назови отчества женщин и мужчин». Упражнение в словообразовании ИС.

Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).

 

8. «Беседа о семье». Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия.

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

 

9. «Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи.

Сколько в твоей семье человек?

Где вы живете? (домашний адрес)

Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)

Кем работают родители?

Сколько лет брату (сестре)?

В каком классе учится брат (сестра)?

Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…).

 

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Домашние животные»

 

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).

 

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Собака - собачка и т.д.

 

3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными.

Одна овца – две овцы – пять овец

Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.

 

4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.

У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.

 

5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.

 

6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Коза, собака, белка, корова; теленок, жеребенок, ягненок, свинья.

 

7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.

Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.

 

8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У собаки хвост – собач ий, лапа – собач ья, ухо - собач ье, глаза – собач ьи и т.д. по остальным животным.

9. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Кошка (какая?) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т.д.

Пес (какой?) - …, щенята (какие?) - ….

 

10. «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.

Котик – кот – котище

Ротик – рот – ротище

Носик – нос – носище

Лобик – лоб – лбище

Хвостик – хвост – хвостище

Усики – усы – усищи

Глазки – глаза - глазищи

 

10. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:

Кто это?

Домашнее или дикое животное?

Где живет?

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Как называют детенышей?

Какую пользу приносит?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: