«Семья»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Семья – семьи – много семей (ребенок, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, тетя, дядя, младенец).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка
Мама - … и т.д.
3. «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных.
Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – …, бабушка – …, дедушка – …, дядя – …, тетя – …, пальто (чье?) – бабушкино, мамино …, перчатки (чьи?) – тетины ….
4. «Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных.
Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий.
5. «Кто старше? Кто младше?». Составление ССП с союзом а.
Папа – сын («Папа старше, а сын младше»)
Папа – дедушка
Дядя- племянник
Внук – дедушка.
6. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
|
|
Старший – младший; большой – …, молодой - …, старше – моложе, младше.
7. «Назови отчества женщин и мужчин». Упражнение в словообразовании ИС.
Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).
8. «Беседа о семье». Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия.
Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?
9. «Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи.
Сколько в твоей семье человек?
Где вы живете? (домашний адрес)
Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)
Кем работают родители?
Сколько лет брату (сестре)?
В каком классе учится брат (сестра)?
Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…).
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Домашние животные»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Собака - собачка и т.д.
3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными.
Одна овца – две овцы – пять овец
Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.
4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
|
|
Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Коза, собака, белка, корова; теленок, жеребенок, ягненок, свинья.
7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.
Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.
8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.
У собаки хвост – собач ий, лапа – собач ья, ухо - собач ье, глаза – собач ьи и т.д. по остальным животным.
9. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.
Кошка (какая?) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т.д.
Пес (какой?) - …, щенята (какие?) - ….
10. «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.
Котик – кот – котище
Ротик – рот – ротище
Носик – нос – носище
Лобик – лоб – лбище
Хвостик – хвост – хвостище
Усики – усы – усищи
Глазки – глаза - глазищи
10. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:
Кто это?
Домашнее или дикое животное?
Где живет?
Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается?
Как называют детенышей?
Какую пользу приносит?