«Домашние птицы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Гусь – гуси – гусей (гусыня, утка, петух, курица, селезень, индюк, индюшка, гусенок, утенок, цыпленок, индюшонок).
2. «Назови родителей». Поиск соответствующего понятия.
У цыпленка – курица, петух
У индюшонка – индюшка, индюк
У утенка – утка, селезень
У гусенка – гусыня, гусак.
3. «Назови ласково». Образование ИС с ум.-ласк. суффиксами в ед. и мн. числе.
Гусыня – гусынюшка – гусынюшки
Гусь – гусачок - гусачки
Утка – уточка – уточки
Петух – петушок – петушки
Индюшка – индюшечка - индюшечки
Индюшонок – индюшоночек – индюшатки
Цыпленок – цыпленочек – цыплятки
Яйцо – яичко – яички
Крыло – крылышко – крылышки
Зерно – зернышко – зернышки.
4. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одна утка – две утки – пять уток
Один утенок - два утенка – пять утят и т.д. по всем птицам и детенышам.
5. «Измени по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных.
|
|
Красивый – красивее (мягкий, длинный, короткий, добрый, злой, сильный, слабый, высокий, низкий, толстый, тонкий, твердый).
6. «Кто как кричит?» Поиск соответствующего понятия.
Гусь – гогочет; утка – крякает; курица – кудахчет; петух – кукарекает; цыпленок – пищит; индюк – балаболит.
7. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.
Петух (какой?) – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный
Цыпленок (какой?) - …
Курица (какая?) - ….
8. Составить описательный рассказ про домашних птиц (по выбору), по плану:
Кто это?
Какая это птица (дикая, домашняя)?
Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).
Как поет? Чем питается?
Как называют ее детенышей?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Животные холодных стран»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Белый медведь – белые медведи – белые медведи (песец, морж, северный олень, тюлень).
2. «Счет животных». Согласование ИС с числительными.
Один песец – два песца – пять песцов и т.д.
3. Чей след? Чья шерсть? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.
У оленя след – олен ий, шерсть – олен ья, ухо – олен ье, глаза – олен ьи
У медведя след – медвеж ий, шерсть – медвеж ья, ухо – медвеж ье, глаза – медвеж ьи.
4. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.
Что? – оленьи рога и собачьи упряжки
Нет чего? – оленьих рогов и собачьих упряжек
Радуешься чему? – оленьим рогам и собачьим упряжкам
Видишь что? – оленьи рога и собачьи упряжки
Доволен чем? - оленьими рогами и собачьими упряжками
|
|
Говоришь о чем? – об оленьих рогах и о собачьих упряжках.
3. Пересказ рассказа. Развитие связной речи.
Медведи
Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
- Где ты живешь? – В лесу.
- А я на севере, на льдине. У тебя шерсть какого цвета? – Коричневого.
- А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Листья, ягоды, рыбу.
- Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? – Сплю в берлоге.
- А у меня нет берлоги, я сплю на льдине, в снегу.
4. «Сравни медведей». Составление ССП с союзом а.
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ….
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ….
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ….
Бурый медведь спит в берлоге, а белый ….
5. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:
Кто это?
Где живет?
Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается?
Как добывает пищу?
Враги.
Как защищается?
Детеныши.