Лексико – грамматические упражнения по теме. 1. «Один - много». Образование мн.ч

«Домашние птицы»

 

 

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Гусь – гуси – гусей (гусыня, утка, петух, курица, селезень, индюк, индюшка, гусенок, утенок, цыпленок, индюшонок).

 

2. «Назови родителей». Поиск соответствующего понятия.

У цыпленка – курица, петух

У индюшонка – индюшка, индюк

У утенка – утка, селезень

У гусенка – гусыня, гусак.

 

3. «Назови ласково». Образование ИС с ум.-ласк. суффиксами в ед. и мн. числе.

Гусыня – гусынюшка – гусынюшки

Гусь – гусачок - гусачки

Утка – уточка – уточки

Петух – петушок – петушки

Индюшка – индюшечка - индюшечки

Индюшонок – индюшоночек – индюшатки

Цыпленок – цыпленочек – цыплятки

Яйцо – яичко – яички

Крыло – крылышко – крылышки

Зерно – зернышко – зернышки.

 

4. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Одна утка – две утки – пять уток

Один утенок - два утенка – пять утят и т.д. по всем птицам и детенышам.

 

5. «Измени по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных.

Красивый – красивее (мягкий, длинный, короткий, добрый, злой, сильный, слабый, высокий, низкий, толстый, тонкий, твердый).

 

6. «Кто как кричит?» Поиск соответствующего понятия.

Гусь – гогочет; утка – крякает; курица – кудахчет; петух – кукарекает; цыпленок – пищит; индюк – балаболит.

 

7. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Петух (какой?) – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный

Цыпленок (какой?) - …

Курица (какая?) - ….

 

8. Составить описательный рассказ про домашних птиц (по выбору), по плану:

Кто это?

Какая это птица (дикая, домашняя)?

Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).

Как поет? Чем питается?

Как называют ее детенышей?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Животные холодных стран»

 

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Белый медведь – белые медведи – белые медведи (песец, морж, северный олень, тюлень).

 

2. «Счет животных». Согласование ИС с числительными.

Один песец – два песца – пять песцов и т.д.

 

3. Чей след? Чья шерсть? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У оленя след – олен ий, шерсть – олен ья, ухо – олен ье, глаза – олен ьи

У медведя след – медвеж ий, шерсть – медвеж ья, ухо – медвеж ье, глаза – медвеж ьи.

 

4. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Что? – оленьи рога и собачьи упряжки

Нет чего? – оленьих рогов и собачьих упряжек

Радуешься чему? – оленьим рогам и собачьим упряжкам

Видишь что? – оленьи рога и собачьи упряжки

Доволен чем? - оленьими рогами и собачьими упряжками

Говоришь о чем? – об оленьих рогах и о собачьих упряжках.

 

3. Пересказ рассказа. Развитие связной речи.

Медведи

 

Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

- Где ты живешь? – В лесу.

- А я на севере, на льдине. У тебя шерсть какого цвета? – Коричневого.

- А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Листья, ягоды, рыбу.

- Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? – Сплю в берлоге.

- А у меня нет берлоги, я сплю на льдине, в снегу.

 

4. «Сравни медведей». Составление ССП с союзом а.

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ….

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ….

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ….

Бурый медведь спит в берлоге, а белый ….

 

5. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:

Кто это?

Где живет?

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Как добывает пищу?

Враги.

Как защищается?

Детеныши.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: