Уровень сформированности образов-представлений детей о временах года и их словесного обобщения

 

При выполнении третьего задания («Найди времена года») все дошкольники экспериментальной и контрольной групп приняли задание и поняли его условия с первого предъявления.

После этого наступал ориентировочный этап деятельности, в ходе которого дошкольники предепринимали попытки изучить картинки и определить времена года, изображенные на них.

Большинство детей с нормальным уровнем развития речи (восемь детей), а также шестеро дошкольников с ОНР перед началом выполнения задания некоторое время внимательно рассматривали картинку, вглядывались в её элементы с разных сторон, совершая различные движения головой, обдумывая, что именно они должны сказать.

Таким образом, большинство испытуемых двух групп (восемь детей КГ и шестеро детей ЭГ) продуктивно организовали свою деятельность на ориентировочном этапе. Они провели анализ условий и использовали имеющиеся наглядные представления.

Рассмотрев картинки, восемь дошкольников КГ и двое детей с ОНР называли ее элементы («Снег», «Желтые листья», «Солнце», «Зеленая трава»), то есть воспринятый образ фиксировался ими в слове.

Таким образом, большинство исследуемых успешно сориентировались в предлагаемых условиях и наметили пути достижения цели, которой являлся рисунок.

Все дети, которые зафиксировали в слове наименование предъявленной картинки, выполняли рисунок на основе актуализации обобщенного образа-представления времени года и ее главных составляющих элементов (восемь детей КГ и двое детей ЭГ). Таким же образом действовали двое испытуемых КГ и 3 испытуемых ЭГ, которые ранее не называли картинки.

Среди испытуемых оказались и дети, которые при выполнении данного задания не смогли достичь положительного результата самостоятельно. Эти дети проявили интерес к предложенному заданию, правильно поняли его условия и пытались выполнить, однако обосновать свой выбор оказалось для них затруднительным.

В целом, количественный анализ выполнения задания показал, что семеро детей с нормальным развитием речи получили за выполнение данного задания по 4 балла, три ребенка - по 3 балла. Среди детей с ОНР два испытуемых выполнили задание верно и получил 4 балла, четыре дошкольника - по 3 балла, трое детей - по 2 балла, один ребенок получил 1 балл. Количественные данные представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5. Распределение дошкольников с ОНР и детей с нормальной речью в соответствии с полученной оценкой за задание 3 «Найди времена года»

Количество баллов / количество детей из групп 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
КГ        
ЭГ        

 


Таблица 6

Результаты выполнения детьми с ОНР и детьми с нормальным речевым развитием задания «Найди времена года» (в кол-ве детей)

Группы испытуемых Критерии оценки сформированности наглядно-образного мышления
Принятие Понимание условий Уровень сформированности временных предствлений Умение обосновать свой выбор Результат выполнения
Самостоятельно После оказанной помощи Не выполнил
КГ              
ЭГ              

Уровень сформированности представлений о целостной ситуации и динамическом изменении события, причинно-следственных зависимостях; умения выполнять мыслительные операции, понимать скрытый смысл ситуации

 

При выполнении первого задания («Сравнение сюжетных картинок «Летом») все дошкольники экспериментальной и контрольной групп приняли задание и поняли его условия с первого предъявления.

Задание оказалось сложным для детей с ОНР, многие из них первоначально сидели и молча смотрели на картинки, т.е. им требовалась педагогическая помощь для выполнения данного задания.

В целом, количественный анализ выполнения задания показал, что шестеро детей с нормальным развитием речи получили за выполнение данного задания по 4 балла, четыре ребенка - по 3 балла. Среди детей с ОНР один испытуемый выполнил задание верно и получил 4 балла, четыре дошкольника - по 3 балла, четыре ребенка - по 2 балла, один ребенок получил 1 балл. Количественные данные представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 7. Распределение дошкольников с ОНР и детей с нормальной речью в соответствии с полученной оценкой за задание 4 «Сравнение сюжетных картинок «Летом»

Количество баллов / количество детей из групп 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
КГ        
ЭГ        

 


Таблица 8

Результаты выполнения детьми с ОНР и детьми с нормальным речевым развитием задания «Сравнение сюжетных картинок «Летом» (в кол-ве детей)

Группы испытуемых Критерии оценки сформированности наглядно-образного мышления
Принятие Понимание условий Понимание смысла ситуации Объяснение динамики событий Результат выполнения
Самостоятельно После оказанной помощи Не выполнил
КГ              
ЭГ              

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: