При выполнении третьего задания («Найди времена года») все дошкольники экспериментальной и контрольной групп приняли задание и поняли его условия с первого предъявления.
После этого наступал ориентировочный этап деятельности, в ходе которого дошкольники предепринимали попытки изучить картинки и определить времена года, изображенные на них.
Большинство детей с нормальным уровнем развития речи (восемь детей), а также шестеро дошкольников с ОНР перед началом выполнения задания некоторое время внимательно рассматривали картинку, вглядывались в её элементы с разных сторон, совершая различные движения головой, обдумывая, что именно они должны сказать.
Таким образом, большинство испытуемых двух групп (восемь детей КГ и шестеро детей ЭГ) продуктивно организовали свою деятельность на ориентировочном этапе. Они провели анализ условий и использовали имеющиеся наглядные представления.
Рассмотрев картинки, восемь дошкольников КГ и двое детей с ОНР называли ее элементы («Снег», «Желтые листья», «Солнце», «Зеленая трава»), то есть воспринятый образ фиксировался ими в слове.
|
|
Таким образом, большинство исследуемых успешно сориентировались в предлагаемых условиях и наметили пути достижения цели, которой являлся рисунок.
Все дети, которые зафиксировали в слове наименование предъявленной картинки, выполняли рисунок на основе актуализации обобщенного образа-представления времени года и ее главных составляющих элементов (восемь детей КГ и двое детей ЭГ). Таким же образом действовали двое испытуемых КГ и 3 испытуемых ЭГ, которые ранее не называли картинки.
Среди испытуемых оказались и дети, которые при выполнении данного задания не смогли достичь положительного результата самостоятельно. Эти дети проявили интерес к предложенному заданию, правильно поняли его условия и пытались выполнить, однако обосновать свой выбор оказалось для них затруднительным.
В целом, количественный анализ выполнения задания показал, что семеро детей с нормальным развитием речи получили за выполнение данного задания по 4 балла, три ребенка - по 3 балла. Среди детей с ОНР два испытуемых выполнили задание верно и получил 4 балла, четыре дошкольника - по 3 балла, трое детей - по 2 балла, один ребенок получил 1 балл. Количественные данные представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5. Распределение дошкольников с ОНР и детей с нормальной речью в соответствии с полученной оценкой за задание 3 «Найди времена года»
Количество баллов / количество детей из групп | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
КГ | ||||
ЭГ |
Таблица 6
|
|
Результаты выполнения детьми с ОНР и детьми с нормальным речевым развитием задания «Найди времена года» (в кол-ве детей)
Группы испытуемых | Критерии оценки сформированности наглядно-образного мышления | ||||||
Принятие | Понимание условий | Уровень сформированности временных предствлений | Умение обосновать свой выбор | Результат выполнения | |||
Самостоятельно | После оказанной помощи | Не выполнил | |||||
КГ | |||||||
ЭГ |
Уровень сформированности представлений о целостной ситуации и динамическом изменении события, причинно-следственных зависимостях; умения выполнять мыслительные операции, понимать скрытый смысл ситуации
При выполнении первого задания («Сравнение сюжетных картинок «Летом») все дошкольники экспериментальной и контрольной групп приняли задание и поняли его условия с первого предъявления.
Задание оказалось сложным для детей с ОНР, многие из них первоначально сидели и молча смотрели на картинки, т.е. им требовалась педагогическая помощь для выполнения данного задания.
В целом, количественный анализ выполнения задания показал, что шестеро детей с нормальным развитием речи получили за выполнение данного задания по 4 балла, четыре ребенка - по 3 балла. Среди детей с ОНР один испытуемый выполнил задание верно и получил 4 балла, четыре дошкольника - по 3 балла, четыре ребенка - по 2 балла, один ребенок получил 1 балл. Количественные данные представлены в таблицах 7 и 8.
Таблица 7. Распределение дошкольников с ОНР и детей с нормальной речью в соответствии с полученной оценкой за задание 4 «Сравнение сюжетных картинок «Летом»
Количество баллов / количество детей из групп | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
КГ | ||||
ЭГ |
Таблица 8
Результаты выполнения детьми с ОНР и детьми с нормальным речевым развитием задания «Сравнение сюжетных картинок «Летом» (в кол-ве детей)
Группы испытуемых | Критерии оценки сформированности наглядно-образного мышления | ||||||
Принятие | Понимание условий | Понимание смысла ситуации | Объяснение динамики событий | Результат выполнения | |||
Самостоятельно | После оказанной помощи | Не выполнил | |||||
КГ | |||||||
ЭГ |