II. Дыхательно-голособые игры и упражнения на материале гласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным

произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению. Вдох через рот — быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2 —4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2 —4 раза): а — э, о — у,

и — ы, э— и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2 —4 раза): а — э — о,

о — у — и, о — у — а, о — э — ы, а — у — о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2 —4 раза): а — э — о — у, а — о—у—э, о—у — а — и, а — о—у — э (шепотом, голосом).

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам — труба гудит: у-у-у-у-у; предметам — кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит:

у-у - у-у-у; животным — медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; явлениям природы — ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям — девочка плачет: а-а-а.

8. «Эхо». Детей распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

9. «Вьюга». Перед детьми — сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение — дети говорят тихо, руки вверх — усиление голоса, руки вниз — уменьшение силы голоса.

10. «В лесу». Детям предлагают картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: «О-о-о!». Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: «Ау, ау, ау!». Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!» (Дети повторяют.).

11. «Ауканье». Логопед говорит детям: «Представьте, что вы пришли в лес

собирать цветы. Некоторые ушли далеко. Надо позвать их, поаукаться (складывает руки рупором и произносит слово “ау”)». Логопед делит детей на две группы. Первая группа произносит «ау» тихо, а вторая, находящаяся далеко, — громко, протяжно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: