Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным
произношением согласных звуков.
Инструкция к выполнению. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем— громко. Логопед должеи следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)
1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.
2. Произношение двух согласных на од ном выдохе: ф — с, с — ш, ш — с, х — ф и др.
3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф — с — ш и др.
4. Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф — с — ш — х и др.
5. Произношение согласных в звукоподажаниях предметам (зазвонил телефон:
з-з-з-з-з; ревет трактор: р-р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик:
с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш- ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с-с);
животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш; тигр рычит: р-р-р-р-р; комар (оса) летит: з-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш; злая собака рычит: р-р-р-р-р); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер):
в-в-в-в-в); людям («не шумите» — тс-с-с-с).
6. «Трубач». Сидя, медленно выдыхая, громко произносить: пф-ф-ф. Повторить 4—5 раз.
7. «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, вьшячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить: ф-ф-ф-ф-ф (3—4 раза).
8. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад на лопатки — длинный выдох. Выдыхая, произносить: ф-ф-ф-ф-ф (3—4 раза).
9. «Ежик». Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди — медленный выдох на звуке ф-ф-ф-ф-ф.
Выпрямить ноги — вдох (4—5раз).
10. «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны—назад (в спине прогнугься, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш, выпрямиться — вдох (5—6 раз).
11. «Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны — вдох. Хлопок перед собой — медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш (5—6 раз).
12.. Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с-с (руки скользят вдоль туловища) (6—8 раз).
13. «Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох на звуке с-с-с-с-с (3 —4 раза).
14. «Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить: р-р-р-р-р (5 -6 раз).
15. «Лыжник». Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить: м-м-м-м-м (5 раз).
16. «Дует ветер». Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движение
рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок:
в-в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повтор ют тихо: в-в-в-в-в.) Вечером дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: В-В-В-В-В (произносится громко). Как дует сильный ветер?». (Дети громко повторяют.)