У дошкольников со стертой дизартрией. Логопедическая работа по формированию общих речевых навыков является составляющей методики развития речи дошкольников

Логопедическая работа по формированию общих речевых навыков является составляющей методики развития речи дошкольников, их дальнейшего языкового образования. Совершенствование артикуляторных возможностей детей с речевым недоразвитием предполагает развитие подвижности артикуляторных органов, а также координацию их работы с деятельностью дыхательного и голосового аппарата под непосредственным контролем со стороны центральной нервной системы.

Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи могут оказать специально организованные музыкальные занятия. Описываемые в нашей статье артикуляторные упражнения могут выполняться детьми непосредственно с логопедом и с музыкальным руководителем (в структуре проводимой коррекционной работы). Эти упражнения проводятся, как правило, на этапе автоматизации первичных произносительных умений и навы ков.

Особое внимание на занятиях следует уделять проведению артикуляторной гимнастики. Ее цель состоит в том, чтобы у детей со стертой дизартрией выработать точность, правильность и четкость движений всех частей артикуляционного аппарата. У ребенка данной категории его работа не совершенна, поэтому при наличии спастичности необходимо уменьшить скованность, напряженность соответствующих артикуляционных мышц. Элементы паретичности предполагают проведение таких упражнений, которые могут повысить тонус и силу органов артикуляции. В таких случаях на музыкальных или на занятиях по пению используются традиционные для логопедии упражнения общей артикуляционной гимнастики.

На начальных этапах работы формируются простые движения органов периферического отдела речевого аппарата. По мере усвоения их ребенком переходят к выработке более дифференцированных и сложных движений, их серий. Торможение же синкенезий осуществляется, как правило, под зрительным контролем педагога и ребенка. Более быстрому усвоению необходимых движений способствует музыкальный ритм. Музыка помогает задать тот или иной темп, динамику и выразительность выполнения действий, способствует выработке их

точности, частоты, плавности, устойчивости перехода от одного артикуляционного уклада к другому.

Формированию динамического стереотипа речи способствует любой «ритмоводитель», к которым относится и музыка. Исследования ученых, опыт практических дошкольных работников показывают, что она позволяет

регулировать не только ритм движений, но и эмоциональное состояние человека. Известно, что независимо от возраста все движения (артикуляционные в том числе) могут подчиняться внешнему воздействию заданного ритма и динамики музыкального произведения.

Существенным достоинством выполнения артикуляторных упражнений под музыку является то, что в данном случае они выполняются ребенком по подражанию и на высоком эмоциональном уровне. Предварительно на индивидуальных логопедических занятиях такие упражнения выполняются дошкольником изолированно, в медленном темпе под счет, под музыку знакомых детям песен. А затем соответствующие артикуляционные уклады автоматизируются в более быстром исполнении, в ходе проигрывания артикуляторных сказок. Тем самым вырабатывается так называемый динамический (двигательный) стереотип.

Упражнениям артикуляторной гимнастики должна предшествовать разминка мышц плечевого пояса и шеи, которые разучиваются сначала без музыки, потом с музыкальным сопровождением.

Желательно, чтобы звучащая музыка или текст песен были знакомы детям, имели простую ритмическую структуру, четкую музыкальную фразировку и характер. Для дошкольников подготовительной группы наиболее доступными являются детские песни из мультфильмов. На занятии музыкальный руководитель исполняет песни, а логопед или воспитатель вместе с детьми выполняет соответствующие элементы общей артикуляторной гимнастики. Предлагаем примеры таких комплексов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: