Логопедическая работа по формированию общих речевых навыков является составляющей методики развития речи дошкольников, их дальнейшего языкового образования. Совершенствование артикуляторных возможностей детей с речевым недоразвитием предполагает развитие подвижности артикуляторных органов, а также координацию их работы с деятельностью дыхательного и голосового аппарата под непосредственным контролем со стороны центральной нервной системы.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи могут оказать специально организованные музыкальные занятия. Описываемые в нашей статье артикуляторные упражнения могут выполняться детьми непосредственно с логопедом и с музыкальным руководителем (в структуре проводимой коррекционной работы). Эти упражнения проводятся, как правило, на этапе автоматизации первичных произносительных умений и навы ков.
Особое внимание на занятиях следует уделять проведению артикуляторной гимнастики. Ее цель состоит в том, чтобы у детей со стертой дизартрией выработать точность, правильность и четкость движений всех частей артикуляционного аппарата. У ребенка данной категории его работа не совершенна, поэтому при наличии спастичности необходимо уменьшить скованность, напряженность соответствующих артикуляционных мышц. Элементы паретичности предполагают проведение таких упражнений, которые могут повысить тонус и силу органов артикуляции. В таких случаях на музыкальных или на занятиях по пению используются традиционные для логопедии упражнения общей артикуляционной гимнастики.
|
|
На начальных этапах работы формируются простые движения органов периферического отдела речевого аппарата. По мере усвоения их ребенком переходят к выработке более дифференцированных и сложных движений, их серий. Торможение же синкенезий осуществляется, как правило, под зрительным контролем педагога и ребенка. Более быстрому усвоению необходимых движений способствует музыкальный ритм. Музыка помогает задать тот или иной темп, динамику и выразительность выполнения действий, способствует выработке их
точности, частоты, плавности, устойчивости перехода от одного артикуляционного уклада к другому.
Формированию динамического стереотипа речи способствует любой «ритмоводитель», к которым относится и музыка. Исследования ученых, опыт практических дошкольных работников показывают, что она позволяет
регулировать не только ритм движений, но и эмоциональное состояние человека. Известно, что независимо от возраста все движения (артикуляционные в том числе) могут подчиняться внешнему воздействию заданного ритма и динамики музыкального произведения.
|
|
Существенным достоинством выполнения артикуляторных упражнений под музыку является то, что в данном случае они выполняются ребенком по подражанию и на высоком эмоциональном уровне. Предварительно на индивидуальных логопедических занятиях такие упражнения выполняются дошкольником изолированно, в медленном темпе под счет, под музыку знакомых детям песен. А затем соответствующие артикуляционные уклады автоматизируются в более быстром исполнении, в ходе проигрывания артикуляторных сказок. Тем самым вырабатывается так называемый динамический (двигательный) стереотип.
Упражнениям артикуляторной гимнастики должна предшествовать разминка мышц плечевого пояса и шеи, которые разучиваются сначала без музыки, потом с музыкальным сопровождением.
Желательно, чтобы звучащая музыка или текст песен были знакомы детям, имели простую ритмическую структуру, четкую музыкальную фразировку и характер. Для дошкольников подготовительной группы наиболее доступными являются детские песни из мультфильмов. На занятии музыкальный руководитель исполняет песни, а логопед или воспитатель вместе с детьми выполняет соответствующие элементы общей артикуляторной гимнастики. Предлагаем примеры таких комплексов.