Развитие фонематической системы речи, результатом чего должно стать формирование адекватных представлений о звучании собственной речи

Развитие фонематической системы речи ведется стандартно, в соответствии с рекомендациями В. К. Орфинской, и должно воспроизводить последовательность ее формирования в онтогенезе. Такая работа включает развитие способности выделения и опознания фонем, их дифференциации, формирование представлений о фонематическом составе слов, формирование способности к количественному, последовательному и позиционному фонематическому анализу и синтезу.

В процессе работы необходимо акцентировать слуховое внимание ребенка на собственном произношении, отмечать, когда ребенок красиво произносит звуки, подчеркивать те или иные характеристики звуков (например, отмечать, что звук А — мелодичный, З — звенящий и т. п.).

 

Формирование навыков управления мышцами оральной области для достижения произвольного контроля за артикуляцией.

Этот раздел включает меры по преодолению гиперсаливации (усиленного слюноотделения), а также обучение ребенка регуляции тонуса мышц, развитие силы и координации артикуляторных движений.

Преодоление гиперсаливации.

Проблема усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях. Прежде всего, нужно обучать ребенка жеванию и глотанию с закрытым ртом.

Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.

На логопедических занятиях при проведении дыхательных, голосовых, речевых упражнений необходимо через определенные промежутки времени делать паузы и предлагать ребенку сглатывать слюну, формируя чередование различных движений в оральной области с глотанием.

Обучение регуляции тонуса мышц.

Давно известно, что расслаблению способствуют поглаживание и вибрация, а так же специальная техника точечного массажа. Однако при переходе от

расслабления к произвольным движениям, необходимым для коррекции произношения, эффект перечисленных мероприятий быстро проходит. Поэтому необходимо, прежде всего, развивать способность к произвольной регуляции — напряжению и расслаблению мышц по инструкции.

Развитие силм и координации артикуляционных движений.

Артикуляционные движения осуществляются органами, первоначально предназначенными для процесса питания. Процесс питания является естественной тренировкой мышц, участвующих в произношении. Чем более координирован и дифференцирован акт приема пищи, тем более четко работает речедвигательный аппарат.

Для развития силы и координации артикуляционных движений может быть использована артикуляционная гимнастика. В случае, если ребенок не может активно выполнять упражнения, он выполняет их пассивно — с помощью логопеда. Логопед манипулирует мышцами ребенка после предварительного их расслабления. Движения выполняются перед зеркалом. Логопед подключает зрительный и тактильный контроль ребенка к выполнению движений.

Для ускорения перехода от пассивного выполнения движения к активному нужно после оказания помощи предложить ребенку самому воспроизводить необходимое движение с помощью рук. Практика показывает, что это способствует осознанию схемы движения и переводу движения на произвольный уровень.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: