Формирование диафрагмального (нижнереберного дыхания)

Постановка дыхания основывается на приведении ребенка в состояние покоя. Так как дыхание — полупроизвольная функция, то при возникновении сильных змоциональных вспышек контроль над дыханием оказывается потерянным, поэтому занятия необходимо проводить в спокойной и доброжелательной обстановке.

Поскольку у детей со стертой дизартрией часто наблюдается недостаточное развитие и слабость мускулатуры живота и нижних отделов грудной клетки, освоение техники дыхательных упражнений начинается в положении лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками.

На первых занятиях для контроля движений брюшного пресса и нижних ребер ребенку предлагается положить на них руку. Вдох делается бесшумно и достаточно быстро. Наполнение легких воздухом способствует движениям стенки живота и нижних ребер вверх и в стороны во время вдоха. Для усиления кинестетических ощущений используется прием выполнения упражнения с закрытыми глазами.

После усвоения этого упражнения продолжаются занятия в положении лежа, но наблюдения за правильным движением диафрагмы подкрепляются использованием зрительного контроля (легкая игрушка, помещенная на область диафрагмы).

Затем дыхательные движения выполняются в положении стоя, сидя и в движении. Равномерный и продолжительный выдох сопровождается произнесением сохранных (правильно произносимых) звуков: [ф], [пф], [у], [о],[и].

2. Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха.

Работа в этом направлении ведется в процессе освоения и выполнения дыхательной гимнастики. Детей обучают совершать бесшумный вдох через рот и нос, а выдох — через рот. Для этого используются как статические, так и динамические (с движениями) упражнения.

 

Примеры статических упражнений для развития дыхания:

Упражнение 1. Лежа на спине, положить ладонь одной руки на грудь, другой руки — на область диафрагмы. Выполнив глубокий выдох, совершить плавный медленный вдох носом, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперед. Грудная клетка остается в прежнем положении. Плавный полный выдох производится через рот, при этом живот опускается, Выполнить 3—5 раз.

Упражнение 2. Лежа на спине, сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед, затем развести вверх и в стороны. В результате грудная клетка приподнимается и расширяется в нижнем и среднем отделах, происходит полный вдох. Затем, положив ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки, сделать выдох, удерживая нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии. Выполнить 3—5 раз.

Упражнение 3. Лежа на спине, совершить медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося «шара» в животе. Затем выполнить медленный, плавный выдох — живот медленно втягивать по направлению к спине. Выполнить 4—7 раз.

Упражнение 4. Выполнив спокойный вдох, сделать плавный выдох через рот, изменяя величину раствора губ, регулируя интенсивность выдоха. Следить за правильной осанкой и свободным состоянием мышц плечевого пояса.

Упражнение 5. Туловище расслаблено. Лежа на спине, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Затем сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3—4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми

выдохами. Выполнить 3—4 раза.

 

Примеры динамических упражнений:

Упражнение 1. Развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх, прогнувшись назад, сделать глубокий вдох через нос. Затем сдавить грудную клетку ладонями в верхнем и нижнем отделах, одновременно опустить голову вниз,

выполнить плавный длительный выдох через рот.

Упражнение 2. Выполнить предыдущее упражнение, произнося на выдохе: «Пффф».

Упражнение 3. Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, сделать вдох носом. Затем наклониться вперед, к пальцам ног, выполнить медленный выдох через рот, произнося: «Фффууу».

Упражнение 4. Выполнить вдох носом, наклонить корпус тела вперед и правой рукой достать пальцы левой ноги, произнося на выдохе: «Хахоху». Повторить упражнение, наклоняясь к противоположной стороне тела, и произнести на выдохе: «Фафофу».

Упражнение 5. Поворачивая голову вправо — влево, выполнять одновременно с каждым поворотом вдох носом. Затем медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося: «Пффф».

Упражнение 6. Выполнить предыдущее упражнения, осуществляя движения головой вперед — назад.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного типа дыхания с удлиненным выдохом, что позволяет получить достаточный запас воздуха для произнесения различных по длине синтагм. Затем отрабатывается направленность выдоха к органам активной артикуляции и его фокусирование на губах. Для достижения этой цели дошкольников обучают, вытянув слегка вперед губы, не меняя их положения, произносить звуки, слова. Например: «Уууууууу...», «Оооооооо...», «Умумум», «ухоухо» и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: