С дошкольниками при дизартрии

ДИЗАРТРИЯ — расстройство артикуляции, проявляющееся неясностью произношения (особенно согласных звуков), замедленностью или прерывистостью речи и т. п. Дизартрия возникает в результате паралича мышц, участвующих в артикуляции; это обусловлено поражением различных областей головного мозга, связанных с функцией речи, и их проводящих путей - нервов.

Логопеды часто диагностируют дизартрию у детей дошкольного возраста. В то же время, несмотря на наличие методических рекомендаций по коррекции этой речевой патологии, многие логопеды признаются, что их представления и знания в данной области недостаточны. Для повышения эффективности работы необходимо иметь в виду, что органическая природа этого расстройства предполагает необходимость планового, последовательного формирования всех компонентов произношения.

Логопедическую работу при дизартрии нужно осуществлять с учетом ряда принципов:

1. Логопедическая работа должна быть направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие всей психической деятельности ребенка. Однако основным содержанием работы все же является формирование фонетико-фонематической системы, коррекция и развитие психических процессов имеют прикладное значение.

2. Формирование фонетико-фонематической системы нужно органично связывать с развитием всех компонентов речи. Произношение — это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка

3. Формирование и развитие мотивации ребенка к совершенствованию звучания своей речи должно сопровождать весь курс логопедических занятий. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы результаты работы были необратимыми.

4. Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической системы. В большинстве случаев моторная реализация языковой программы больше зависит от фонематических представлений ребенка, нежели от возможностей его речевого аппарата.

5. Необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов – темпа, ритма, интонации.

6. При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том,

что это иерархически организованный навык. Необходимо сначала вырабатывать подачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, т. е. сзади вперед, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в направлении воздушной струи.

В логопедической работе по устранению дизартрии можно выделить следующие разделы:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: