Классическая методология 12 страница

Техника нанесения раздражения. В трактате "Тун жэнь" говорится: "Глубина укола составляет три фэня, а прижигать следует три конуса"119. Пункция преимущественно вертикальная, продолжительность полынносигаретного цзю 5 — 10 минут.

ШАН-ЦЮ

Шан — см. точку Шао-Шан.

Цю — собираться, скапливаться; холм, курган; старший, главный.

Расположение и характеристика. Расположена в ямке спереди и снизу от внутренней лодыжки. Впереди нее находится точка Чжун-Фэн, а позади точка Чжао-Хай. Точка Шан-Цю находится посередине этих двух точек. Когда меридиан селезенки проходит через данное место, он образует точку цзин (тракт), которой соответствует стихия "металл". При синдроме полноты селезенки данную точку следует опорожнять. Поскольку точка коррелирует с элементом "металл", в ней энергия меридиана ("металлическое" ци) собирается и аккумулируется, как холм. Шан-цю — это также фамилия и название местности. Может иметь отношение к фамилии или месту жительства основоположника рода.

Топографическая анатомия. Точка расположена ниже крестообразной связки голени, где разветвлена передняя артерия лодыжки, отходящая от передней большеберцовой артерии, внутренний кожный нерв голени, малоберцовый кожный нерв тыльной поверхности стопы, отходящий от поверхностного малоберцового нерва.


Показания. Применяется при отеках брюшной полости; урчании в кишечнике; ощущение общего дискомфорта; в случаях, когда человек испытывает плохое настроение в результате синдрома пустоты селезенки; при синдроме холода, когда больной постоянно тяжело вздыхает; заболевания сердца; атрофия костей; приступы удушья в результате блокирования ци; геморрой; образование нарывов на костях и разрушение костей; кошмарные сновидения; эпилепсия; геми-парез; при тошноте в результате перемежающейся лихорадки; костные и варикозные боли; завал ци; лисья грыжа (ху-шань), распространяющаяся вверх и вниз; сильные боли в нижней части живота так, что больной не может ни согнуться, ни разогнуться, а в селезенке и поджелудочной железе образуются завалы и затвердения; желтуха; сильные боли в основании языка; жидкий стул; водянистый понос; пожелтение лица; склонность к слишком глубоким размышлениям и навязчивым состояниям; неусвоение пищи; тяжесть в теле и боль в суставах; состояние лености и постоянное желание спать, конвульсии у грудных детей.

Техника нанесения раздражения. В трактате "Тун жэнь" говорится: "Глубина укола составляет три фэ-ня, а прижигать следует три конуса"121. Пунктировать точку следует вертикально, продолжительность полынносигаретного цзю 5 — 10 минут.

Примечание. Укалывание данной точки противопоказано у беременных женщин.

ИНЬ-ЛИН-ЦЮАНЬ

Инь — женское начало мироздания, негативная субстанция; зимний сезон, холод; женские половые органы; пассивная половая потенция; недомогание; 4-й месяц по лунному календарю. Лин — холм, возвышенность; подниматься в высь; проекция; приходить в упадок.

Цюань — источник, родник; весна; ключ, фонтан; загробный мир. Расположение и характеристика. Расположена у задне-нижнего края внутреннего мыщелка больше-берцовой кости, ниже нижнего края надколенника на два цуня. Точка отыскивается при выпрямленной ноге. Можно отыскивать данную точку и при согнутой в колене ноге. Тогда она будет расположена ниже нижнего края надколенника и уровень ее расположения будет совпадать с точкой Ян-Лин-Цюань. Меридиан селезенки, проходя через это место, образует точку хэ (слияние русел), которой соответствует стихия "вода". В этой точке энергия меридиана расцветает словно весенняя природа (дословно "пробивается как источник, родник").

Топографическая анатомия. Точка располагается в треугольной щели между камбаловидной мышцей и икроножной мышцей, у места прикрепления портняжной мышцы. В этой области проходят задняя боль-шеберцовая артерия, внутренняя подколенная артерия и ветви внутреннего кожного нерва голени.

Показания. Применяется при синдроме холода в брюшной полости, когда отсутствует аппетит; при образовании отеков в подреберье; затвердение брюшной полости в результате водянки; сильные приступы удушья, не позволяющие уснуть; при сильных болях в пояснице, когда больной не может пошевелиться; при общих расстройствах организма (хо-луань); при грыжах и затвердениях в животе; потеря семени; недержание мочи; расстройства мочеиспускания, пато-


логические изменения состава мочи, свидетельствующие о заболевании мочеполовой системы; приступообразная перемежающаяся лихорадка; боли в половых органах; х ар в грудной клетке; сильные поносы после еды.

Техника нанесения раздражения. В трактате "Тун жэиь" говорится: "Глубина укола составляет пять фэ-ней"122. Пункция вертикальная, продолжительность полынносигаретного цзю 5 — 20 минут.

ГУН-СУНЬ

Гун — дед; уважаемый пожилой человек; уважительная форма обращения к старому человеку; справедливый и честный, бескорыстный.

Сунь — внук; прямой потомок по мужской линии; молодые побеги; послушный, покорный.

Расположение и характеристика. Точка расположена на расстоянии 1 цунь сзади от основного сустава большого пальца ноги, спереди от внутренней лодыжки. Меридиан селезенки, проходя через это место, образует точку ло (ответвление), откуда берет свое начало ответвление меридиана великой инь на ноге, которое соединяется с меридианом желудка светлого ян на ноге. Точка называется "внук деда", поскольку меридиан — это "дед", а ответвление — "внук". Гун-сунь является фамилией, принадлежащей родоначальнику.

Топографическая анатомия. Идентична с точкой Тай-Бай.

Показания: Применяется при лихорадке с синдромом холода; при потере аппетита; при эпилепсии; при слишком тяжелом дыхании; выделение пота в результате сильной перемежающейся лихорадки; в случаях, когда болезнь достигает своего апогея, возникают сильные позывы к тошноте; сильный упадок сил после рвоты; появление опухолей на лице; тоска на сердце и бредовые речи; в случаях, когда при сильном пристрастии к питью возникает синдром пустоты желчного пузыря; в случаях, когда при синдроме пустоты наблюдается недостаточность ци, которое, следовательно, не может подниматься вверх, и тогда возникает сильное общее расстройство организма (хо-луань); при синдроме полноты в кишечнике ощущаются сильные рези, в этих случаях производится опорожнение; а когда при синдроме пустоты пучит живот, следует делать восполнение.

Техника нанесения раздражения. В трактате "Тун жэнь" говорится: "Глубина укола составляет 4 фэня, а прижигать следует три конуса"120. Точка пунктируется вертикально, продолжительность полынносигаретного цзю 3 — 5 минут.

МЕРИДИАН СЕРДЦА (Шоу-шао-инь-синь-цзин — меридиан малой инь на руке)

В трактате "Хуан-ди нэй цзин" говорится: «"Сердце — это государь над остальными органами, ибо это орган, из которого исходит духовность и свет истины. Сердце — это основа и суть всей жизнедеятельности, которая выражается в изменениях духа (щэнь). Цветы сердца представлены на лице, а плоды его — кровеносные сосуды. Оно представляет собой сверхъ-ян внутри субстанции ян. Оно коррелирует с ци, которое соответствует среди времен года лету.


Из сторон света юг, а из цветов алый цвет попадает в сердце. Когда открывается отверстие в языке, то семя попадает в сердце. Таким образом заболевают пять органов цзан. Из вкусовых направлений сердцу соответствует горький вкус. Из пяти элементов ему соответствует стихия огня. Животное баран соответствует сердцу. Из злаковых культур ему соответствует посевное просо. Оно соотносится с четырьмя сезонами года, а на небе ему соответствует планета Марс. Болезни, соответствующие сердцу, располагаются в сосудах. Из звуков ему соответствует нота чжэн в звукоряде китайской пентатоники123. Сердцу соответствует цифра 7. Запах — горелый. Из жидкостей организма оно соотносится с потом.

Юг порождает жар, а жар порождает огонь, огонь порождает горечь, а горький вкус порождает сердце; сердце порождает кровь, а кровь порождает селезенку; сердце управляет языком. Среди небесных явлений сердцу соответствует жар, а на земле оно соотносится с огнем. В теле ему подчиняются сосуды, а среди органов цзан оно представлено сердцем. Среди звуков, порождаемых эмоциями человека, ему соответствует смех, а среди волевых устремлений ему соответствует радость обладания. Среди чувств, испытываемых человеком, ему соответствует печаль. Радость ранит сердце. Страх подчиняет радость. Жар ранит ци. Холод подчиняет жар. Горькое ранит ци, а соленое подчиняет горькое"124.

Из системы знаков десятеричного цикла меридиан подчинен знаку дин. Пульс сердца определяется в точке Цунь-Коу в позиции цунь слева. "Меридиан начинается из левой половины тела. Синдрому полноты соответствует жар, а синдрому пустоты соответствует холод; когда орган спокоен, то человек находится в состоянии покоя, а когда орган находится в состоянии движения, тогда и человек подвижен. Синдрому пустоты и холода соответствует робость и страх, в результате которых человек становится забывчивым и сознание его путается и замутняется. Если человек успокаивается, то заболевание может пройти само собой. При исследовании пульса следует обращать внимание на застойный, мелкий и запаздывающий пульс, который соответствует синдрому пустоты сердца. Синдрому полноты и жару соответствуют припадки бешенства и бредовые речи. Щеки у больного красные, а язык сухой, кишечник и желудок расстроены, понос желтого цвета. Пульс у больного будет частым, широким и глубоким, что соответствует синдрому полноты. Состоянию расцвета сердца соответствует жар, и следует рассматривать внешние признаки; синдром же пустоты выражается в виде внутреннего жара. Если наблюдается синдром пустоты, тогда следует восполнять "мать", а при синдроме полноты следует опорожнять "сына". Так как при определении синдромов полноты и пустоты соответственно применяют восполнение и опорожнение. Сладкому вкусу соответствует опорожнение, и восполнять его следует посредством соленого вкуса. Если ци горячее, то это соответствует наполнению, и опорожнять его следует посредством охлаждения. При недостаточности субстанции ян сердца применяется коричное дерево и кварц охряного и пурпурного цвета, а для восполнения следует употреблять женьшень и аконит китайский. Когда наблюдается избыток огня триграммы Ли, следует употреблять листья бумбука, ревень лекарст-


венный, горную гардению жасминовидную, а в целях опорожнения следует применять лотос. Прохладное сердце соответствует киновари, а крепкое, сильное сердце соотносится с янтарем. Если язык слишком длинный, то следует посыпать его осколками льда. Это поможет. Если имеется сильное кровотечение, как из источника, то это место следует прикрыть сушеными бутонами софоры японской, и кровь тут же остановится. Для лечения язв следует использовать янтарный жир, рог носорога и киноварь. Для того чтобы укрепить волю, следует применять пилюли, успокаивающие дух (нин-шэнь-вань), киноварь и побеги лотоса. Плоды прутняка охлаждают кровь во всех меридианах, а употребление травы форсайтии повислой приводит к опорожнению огня шести меридианов. Когда больной дрожит в ознобе от страха и не может успокоиться, следует употреблять борнейскую камфору, и молодые побеги бубенчика мутовчатого; когда становиться забывчивым и теряет память, следует употреблять пахима кокос (трутовиковый лекарственный гриб) и истод тонколистный, тогда память восстановится; если много спит и мучает сильная жажда, тогда следует применять горький чай, а если не может совсем заснуть, тогда следует употреблять грудные ягоды Лэй-гуна (Лэй-гун — бог грома в китайской мифологии). Когда холодная кровь, следует восполнять субстанцию инь, чему способствует употребление ромашки клейкой. Для того чтобы утолить постоянную жажду и восстановить слюноотделение, следует употреблять порошок из корня змеиного огурца. Порошок, приготовленный из съедобного морского моллюска вэнь-гэ, прекрасно излечивает язвы во рту. Порошок железной ржавчины, если держать его во рту, способствует тому, что опухоли языка проходят. Если в результате срединного ветра происходят расстройства речи, тогда наилучшим средством является охлажденный сок поджаренного бамбука. Когда у человека синдром жара, и он много говорит, тогда ему будет очень хорошо применять киноварный песок. Если в мозгу образуется болезненная опухоль, то ее рассасыванию будет способствовать змеиный огурец Кириллова. Когда на сердце досада и расстройство, то следует принимать гардению жасминовидную с соусом из соевых бобов. Когда болит сердце при синдроме жара, следует принимать прожаренный аир обыкновенный и сычуаньскую мелию ацедарах, также следует принимать гардению жасминовидную, предварительно ее прокаливая; когда болит сердце в результате охлаждения, тогда следует принимать розу Бэнкса и коричник Лоуэра, можно также принимать хохлатку обманчивую, которую следует прожарить. Когда в результате испуга в сердце выделяется болезненный пот, следует принимать киноварь в порошке и шесть видов серы. Если из носа постоянно течет кровь, тогда следует принимать шлемник байкальский, прожаренный с пионом молочноцветковым. Когда страх и синдром жара, тогда прекрасно помогает жемчуг, а при приступах падучей болезни следует еще употреблять порошок железа. Чтобы успокоиться, когда сдавливает сердце, следует применять порошок из янтаря, киновари и яшмы. Для того чтобы открыть и очистить убежище духа (шэнь-фу), следует употреблять трутовиковый лекарственный гриб пихима кокос, истод тонколистный и аир обыкновенный. В случае, если имеется недостаток истинной крови (чжэнь сюэ), тогда ее следует восполнять истинным


свинцом. Сердце является вместилищем самого чистого духа, оно является основой управления и сохранения жизни, и в случае, если наблюдается какой-либо ущерб изначального ци (юань-ци), тоща следует отыскивать истинную ртуть125 и восполнять недостаток. Правила употребления лекарств, конечно, можно сформулировать словами, но гораздо более высоким достижением является достижение просветления сердца.

В трактате "Дао-инь бэнь цзин" говорится: "Сердце является единоличным властителем личности, оно является основой смерти и рождения. Таким образом, рождение и жизнь сердца приводят к тому, что у человека рождаются многочисленные разнообразные желания и стремления, в результате чего дух (шэнь) не попадает в ци; если же сердце находится в спокойном состоянии, тогда и желания человеческие постоянно успокаиваются, в результате чего соединяются дух и ци". В "Хуан-ди нэй цзин" говорится: "В летние месяцы ци из организма человека направлено во внешний мир и выходит наружу, это ци субстанции ян; а ци субстанции инь скрывается внутри, и когда дух (шэнь) и семя (цзин) не находятся в контакте, тогда следует воздерживаться от потери сущностного ци семени (цзин). Третий месяц лета называется временем расцвета злаков, когда соединяется небесное и земное ци, а все множество сущностей и предметов расцветают и приносят плод. В это время следует ложиться в полночь и вставать на рассвете, и если не будешь слишком сытно есть в течение дня, тогда среди твоих волевых устремлений не появится раздражения. Цветы в это время начинают приносить зрелые плоды, и такое действие соответствует ци летнего времени, и следовательно, можно идти правильным путем питания и становления. Если же будешь внутри следовать в противоположном направлении, то нанесешь вред сердцу, и летом возникнет туберкулезная лихорадка; поэтому в это время следует жить спокойно, удалившись от дел, размышлять, регулировать деятельность сердца и контролировать дыхание. Лучше есть горячую пищу и воздерживаться от холодной; лучше находиться в комнате с занавешенными окнами, чтобы не утомлять глаза, которые таким образом будут избегать яркого солнечного света, и тогда внутренний огонь сердца будет опускаться в область дань-тянь (область ниже пупка. — Прим. авт.), в результате чего будут входить в контакт дух и ци. Поэтому Тай Сюань-ян говорит: "Если сохранять сердце в бездонной глубине и если вскармливать недостаточность (цзюэ) у корня духовного начала сердца (лин), тогда дух (шэнь) не будет выходить вовне. Когда сердце соединяется с делами, тогда огонь совершает движение в центре системы организма. Небесный огонь сердца летом достигает своего истинного расцвета, и пульсы в жилах становятся действительно широкими и сильными. Если же пульс замедленный, то это значит, что человек получил тепловой удар, и вообще летом до самого вечера следует поменьше употреблять питья и пищи, а когда засыпаешь, не следует обмахиваться веером, чтобы не получить тепловой удар, так в этом случае ложное се ветра легко может попасть в организм".

В древности у Куан Цзыюаня было заболевание сердца, и по этому поводу было сказано: "Есть некий монах, который не пользуется заклинаниями и лекарствами, а умеет лечить заболевания сердца". Цзыю-ань пришел с поклоном к этому монаху, и тот сказал:


"Ваше заболевание, любезный государь, возникло в результате досады и огорчения, а досада и огорчения являются порождением суетных мыслей. Что же касается суетных мыслей, то имеется три механизма их возникновения: первый заключается в том, что в памяти воскрешается череда славы и позора, доброго и злого отношения в течение десятков прожитых лет, скорбных моментов, разлук и встреч, а также множества моментов тоскливых настроений. Таковыми являются суетные мысли прошлого. Во втором случае речь идет о текущих делах и событиях, которым вполне можно соответствовать, если следуешь истинному течению событий, но вместо этого постоянно испытываешь страхи за последствия своих действий и перебираешь великое множество ситуаций, медлишь и мешкаешь, никак не можешь решиться на действие. Таковыми являются суетные мысли настоящего. В третьем случае ты надеешься на будущие богатство и знатность, о которых постоянно мечтаешь, или же стремишься к подвигам, которые принесут тебе великую славу, или же надеешься подать в отставку по достижении преклонного возраста и коротать свои дни в сельском уединении. Или же надеешься на то, что сыновья твои и внуки продвинутся по службе посредством достижения больших знаний и получения образования; что они смогут совершить то, что не совершили вы, доделать несделанные вами дела. Все это суетные мысли о будущем, которое еще не настало. Эти суетные мысли, все их три типа, то неожиданно появляются, то неожиданно исчезают, являясь призрачными. Нужно уметь ясно видеть их абсурдность и быть в состоянии прервать их по своему желанию. Страдание происходит не от того, что начинаешь думать, а от того, что медлишь с постижением призрачности такого думания". И еще сказал монах: "Ваше заболевание возникает потому, что в вас не соединяются огонь и вода, потому, что во внешнем вы погрязли в любви к внешней красоте и предаетесь постоянно разврату. И когда ночью вы кладете свою голову на подушку, то начинаете думать и мечтать об очаровательных женщинах или же погружаетесь в ночные грезы и сны, в которых присутствует все тот же мотив. Это стремления, проистекающие из внешней среды, порождающие внутренние желания, ведущие к заболеваниям. Эти стремления двух видов тесно соединяются между собой внутри человека, в результате чего расходуется понапрасну и портится изначальное семя (юань-цзин). Если сумеешь разделить эти желания и уйти от них, тогда вода почек сможет естественно набрать силу и соединиться с сердцем, поднявшись вверх в системе организма. Даже если ты полностью сосредоточился на учебе и получении знаний, так что забываешь о необходимости есть и спать; если ты направляешь свои силы на государственную деятельность и политику, не обращая внимания на усталость и утомление, то это признак неправильного понимания истины жизни и сути действий. Хотя эти два состояния не относятся к чувственным желаниям человека, но они тоже приносят вред его внутренней природе. Если сумеешь избавиться от этого, тогда огонь не будет рассеиваться, отдавая свою энергию наверх с языками пламени, а сможет опуститься вниз и соединиться с почками. Поэтому говорится: "Если ум не опирается на суету, тогда она не может в нем укорениться, и в результате человек придет к постижению цело-


стности и единства, и тогда шесть чувств успокоятся и не будут приносить вред человеку". Еще монах сказал: "Если тебе кажется, что море не имеет границ, то ты поверни голову назад, и увидишь берег. Последуй моим речам, Цзыюань, удались в уединенную комнату, отмети пустоту и тщетность десяти тысяч причинных начал, посиди тихо и методично подумай месяц с лишним, и болезнь сердца пройдет сама собой"»126.

Ход меридиана сердца

Девять точек меридиана сердца малой инь на руке следующие: Цзи-Цюань, Цин-Лин, Шао-Хай, Лин-Дао, Тун-Ли, Инь-Си, Шэнь-Мэнь, Шао-Фу, и Шао-Чун. Всего слева и справа насчитывается 18 точек. Меридиан сердца является симметричным и центробежным.

Данный меридиан начинается в точке Цзи-Цюань, а заканчивается в точке Шао-Чун. Точки Шао-Чун,


Шао-Фу, Шэнь-Мэнь, Лин-Дао, Шао-Хай являются точками цзин, ин, шу, цзин и хэ. Точкой ло является точка Тун-Ли.

Меридиан сердца малый инь на руке начинается от сердца (1) (рис.41), проходит от кровеносных сосудов перикарда и окружающих их тканей, на уровне проекции точки Тань-Чжун (нижняя четверть тела грудины, на уровне суставной вырезки V ребра; точка принадлежит меридиану жэнь-май), спускается вниз сквозь диафрагму (2) и связывается с тонким кишечником. Другое ответвление идет от сердца (3) и поднимается вверх вдоль пищевода, боковой поверхности трахеи, горла (4), проходит гортань, где проецируется снаружи на уровне точки Лянь-Цюань (точка находится в щели, образуемой краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща, на передне-срединном меридиане); далее проходит до окологлазничных тканей (5)


Рис. 41. Меридиан сердца


и связывается с глазным яблоком и уже отсюда входит в головной мозг.

Основной меридиан поднимается от сердца, идет к легким, переходит в аксиллярную ямку (6), проходит вниз по косой линии и выходит из ямки (7) наружу, где в точке Цзи-Цюань (на уровне подмышечной складки, непосредственно у нижнего края большой грудной мышцы и внутреннего края короткой головки двуглавой мышцы плеча) меридиан становится доступным воздействию. Далее меридиан идет вниз по руке, следуя вдоль ладонно-локтевой линии руки до локтя (8), проходит позади легочного меридиана великой инь на руке и меридиана перикарда узкой инь на руке и достигает заднелучевой стороны локтя (9). Затем вдоль локтевой стороны передней поверхности предплечья доходит до локтевой стороны запястного сустава. От головки локтевой кости он входит в пространство между IV и V пястными (10) костями, проходит по ладони и заканчивается на концевой фаланге мизинца в точке Шао-Чун (II) (точка расположена на 1 фэнь от угла ногтя с лучевой стороны). В меридиане малой инь на руке много ци и мало крови. Циркуляция в нем начинается во время стражи у (с 11 до 13 часов дня), переходя из меридиана великой инь на ноге.

Внутренние органы, связанные с меридианом

Меридиан принадлежит сердцу, и через него связан с тонким кишечником, а также напрямую с легкими и почками.

Симптомы и признаки поражения меридиана

I. Боль в спине, груди и средней части предплечья,
локтевого сустава и мизинца; межреберная не
вралгия; боль и ощущение жара в ладонях, а также
похолодание кистей и стоп; головная боль, боль в
глазных яблоках; сухость в горле, жажда; лихора
дочное увеличение лимфоузлов.

II. Боли в области сердца, ощущение полноты в груди;
нарушения сердечного ритма; возбуждение,
одышка, бессонница, обморочные состояния; умс
твенные расстройства; головокружение от недо
статочности мозгового кровообращения.

Показания к использованию меридиана

Патологические проявления со стороны грудной полости; симптоматика сердечная и со стороны языка; психические расстройства.

Топография шести античных точек

на меридиане и

показания к их использованию

ШАО-ЧУН

Шао — см. точку Шао-Шан (меридиан легких); имеет значение молодой, маленький (относительно меридиональной энергии).

Чун — центр коммуникации; идти напролом, пробиваться сквозь что-либо; стратегический пункт. Расположение и характеристика. Расположена

на концевой фаланге мизинца, на расстоянии 1 фэнь


от угла ногтя с лучевой стороны. Меридиан сердца малой инь на руке, проходя через это место, образует точку цзин (колодец), которой соответствует стихия "дерево". При синдроме пустоты сердца следует восполнять (бу) данную точку. Будучи центром связи, в этом месте энергия меридиана малый инь на руке снова возрождается, молодая и слабая. Точка имеет еще одно название — Цзин-Ши.

Топографическая анатомия. В этой области располагается сеть собственно ладонной артерии и ветви локтевого нерва.

Показания. Применяется при тоске и чувстве тес-нения в случаях болезней с синдромом жара; в случаях, когда ци поднимается вверх и горло становится сухим и ощущается жажда; пожелтение глаз; боли в связках в области лопатки и предплечья; боли в области грудной клетки и в сердце; патологические выделения мокроты; депрессивные и невротические состояния, при перемежающейся лихорадке; боли в области локтя, сопровождаемые невозможностью разгиба-тельных движений.

Известный врач Чжан Цзигу, когда лечил болезнь, которая сопровождалась зловонием половых органов, сначала делал опорожнение точки Син-Цзянь меридиана печени, а потом воздействовал на точку Шао-Чун, и таким образом лечил заболевание.

Техника нанесения раздражения. В трактате "Тун жэнь" говорится: "Глубина укола составляет 1 фэнь, а прижигать следует три конуса". В трактате "Мин тан" говорится: "Прижигать следует один конус"127. Пункция точки вертикальная, продолжительность полынносигаретного цзю 3 — 5 минут.

ШАО-ФУ

Шао — см. точку Шао-Шан меридиана легких.

Фу — склад, дворец; закрома; собрание, запасы рессурсов; грудь.

Расположение и характеристика. Расположена между IV и V пястными костями, где кончиком пальца прощупывается впадина, прямо возле точки Лао-Гун меридиана перикарда. Меридиан сердца малой инь на руке, проходя через данное место, образует точку ин (ручеек), которой соответствует стихия "огонь". Шао-фу — это название одного из рангов древнего чиновника, отвечавшего за хранение. Точка Шао-Фу имеет свойство концентрировать и хранить дух и разум.

Топографическая анатомия. Точка соответствует лучевому краю мышцы, противопоставляющей мизинец, где распределены общая ладонная артерия пальцев и ветви локтевого нерва.

Показания. Применяется при тоске, наполнении (мань) и недостатке ци; при депрессивных и невротических состояниях, когда преследуют страхи; ощущение жара в ладонях; ломящие боли в области предплечья; при судорогах в области локтя и в подмышечной впадине; при болях в грудной клетке; в случаях, когда после сжимания руки в кулак нет возможности ее снова разжать; длительно текущая, непроходящая туберкулезная лихорадка; озноб при синдроме холода; спазм влагалища; зуд в области промежности и наружных половых органов; недержание мочи; односторонний паралич; расстройства функции мочеиспускания; затруднение дыхания.

Техника нанесения раздражения. В трактате "Тун жэнь" говорится: "Глубина укола составляет два фэ-


ня, а прижигать следует пять конусов". В трактате "Мин тан" говорится: "Прижигать следует три конуса"128. Точка пунктируется вертикально, продолжительность полынносигаретного цзю 5 — 10 минут.

ШЕНЬ-МЭНЬ

Шэнь — дух, разум, настроение; состояние духа; энергия ян тела; живой; внешний вид, выражение лица; манеры, облик; проявления душевной силы.

Мэнь — дверь, ворота, вход.

Расположение и характеристика. Расположена у локтевого края проксимальной лучезапястной складки, у сухожилия локтевого сгибателя пальца, в щели между гороховидной и локтевой костями. Меридиан сердца малой инь на руке, проходя через данное место, образует точку шу (транспортировочный путь), которой соответствует стихия "почва". При синдроме полноты сердца следует делать опорожнение (се) этой точки. Китайские даосы термином "шэнь-мэнь" обозначали глаз как "ворота для духа", через которые последний входит и выходит. Точка имеет также два других названия: Жуй-Чжун и Чжун-Ду.

Топографическая анатомия. В этой области проходят локтевая артерия и нерв, чувствительные волокна внутреннего кожного нерва предплечья и ладонной кожной ветви локтевого нерва.

Показания. Применяется в случаях, когда в результате лихорадки ощущается тоска на сердце; очень сильно хочется пить холодные напитки; в случаях, когда в связи с неприятием холода у больного имеется потребность нахождения в тепле; ощущение сухости в горле и отсутствие аппетита; боли в сердце и частая отрыжка; больной дрожит от страха; недостаточность в результате малого количества ци; больной постоянно чувствует неудовлетворенность жизнью; похолодание руки и предплечья; лицо красное, постоянный страх, ладони горячие; глаза желтые, боль в боковой части грудной клетки; затруднение дыхания, тело горячее; бешеные приступы то горя, то веселья; рвота и отхаркивание с кровью; больной дрожит в ознобе от холода, а ци поднимается вверх; недержание мочи и афония; умственная отсталость, задержки умственного развития, забывчивость; в сердце образуется завал и создается препятствие для свободного прохождения; пять видов падучей болезни у великих и ничтожных людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: