Классическая методология 11 страница


болях в области поясницы, когда невозможно согнуться и разогнуться; при расстройствах тонкого кишечника; при токсикозах жидкостей организма; при сильных сердечных болях; при отеках четырех конечностей; при ломящих болях в коленях и в большеберцо-вой кости; в случаях, когда зрение становится неясным; кровотечения и потери сознания у женщин при родах.

Техника нанесения раздражения. В комментарии к разделу "Су вэнь" говорится: "Глубина укола составляет 1 цунь, а прижигать следует три конуса". В трактате "Тун жэнь" говорится: "Прижигать следует три конуса, а глубина укола составляет пять фэней". В трактате "Мин тан" говорится: "Глубина укола составляет восемь фэней, а иглу оставлять следует на десять выдохов. В день следует прижигать семь конусов. Прекратить прижигание, когда будет сожжено 100 конусов". В трактате "Цзянь цзинь и" говорится: "Прижигать следует 50 конусов, а если такого количества будет недостаточно, тогда прижигать 100 или 200 конусов". Точка пунктируется вертикально, продолжительность полынносигаретного цзю 7 — 20 (50) минут.

Примечание. Здесь мы приведем ряд цитат из различных трактатов и высказываний знаменитых врачей относительно использования точки Цзу-Сань-Ли.

Так, например, Чэн Цзу, врач эпохи Цинь, говорит: "Эта точка излечивает все заболевания". Хуа То говорит: "При потере сил в результате пяти видов утомления органов цзан, при синдроме пустоты и усталости в результате семи видов ущерба организму; при застое крови в груди; при образовании язв на сосках". В трактате "Цянь цзинь и" говорится: "Точка применяется при всех отеках в результате синдрома холода в районе брюшной полости; при сильном урчании в кишечнике; когда ци поднимается в грудь и возникают приступы кашля; у больного одышка, и он не может долго стоять; боли в брюшной полости; застой крови в брюшной полости и в грудной клетке; опухание тонкого кишечника и появление опухолей на коже; недостаточность ци субстанции инь в организме; затвердение нижней части живота; в случаях, когда в результате вредоносного холода не прекращается жар; при заболеваниях с синдромом жара не выделяется пот; сухость во рту и позывы к рвоте; сильный жар; тело выгибается назад; рот не открывается, и возникают боли в области подбородка; на шее образуется болезненная опухоль, так что невозможно повернуть голову; рот сводит судорога так, что его невозможно открыть; опухание сосков; онемение горла, в результате чего больной не может говорить; недостаточное количество ци желудка; сильный понос в течение долгого времени; не переваривается пища; в нижней части подреберья образуются отеки, в результате чего больной не может долго стоять на одном месте; в случаях, когда при перемежающейся лихорадке нет силы в коленях; средний канал мочеиспускания (чжун-сяо-гу) является сухим, и у больного чувство голода; жар в брюшной полости, тело томится, больной произносит бредовые речи; язвы на сосках, склонность к икоте; больной не выносит запаха пищи; больной поет бешеные песни и неистово смеется; страхи у больного перемежаются с буйными состояниями,


когда он громко ругается; холера; в результате частых непроизвольных мочеиспусканий больной теряет ци; недостаточность субстанции инь (инь цзюэ); у больного озноб, и он не выносит холода; головокружения и обморочные состояния; расстройства мочеиспускания; склонность к отрыжке; бери-бери". В трактате "Вай тай би яо" говорится: "После того, как человеку исполняется тридцать лет, если он не прижигает точку Цзу-Сань-Ли, то ци у него поднимается вверх и ударяет в глаза, нарушая зрение". Знаменитый врач Дун Юань говорил: "Пища и питье разрушают сочленения, и утомительные переходы приводят к ухудшению здоровья. Стихия огня субстанции инь перемещается посредством стихии почвы, которая является воплощением трансформирующего начала триграммы Кунь. Она доходит до воздействия на долину ци (гу ци), жун ци, цин ци (ци покоя). Ци желудка и изначальная ци (юань-ци), которые в результате перестают подниматься вверх и расцветают в ци субстанции ян шести органов фу. А ци пяти видов субстанции ян в первую очередь изолируются вовне. Внешнему миру соответствует небо, и это ци опускается в потоке вниз, попадая между стихией почвы (триграмма Кунь) и стихией огня субстанции инь, и таким образом пять предательских чувств (радости, гнева, горя, печали и страха) наносят им вред. В результате перестает действовать ци желудка, а в связи с возникающим утомлением пища и питье перестают соединяться между собой, в результате этого несоединения нарушается действие изначальной ци (юань ци), а потому следует постоянно массировать точку Цзу-Сань-Ли для того, чтобы стимулировать изначальное ци". Также говорится: "Если ци находится в кишечнике и желудке, то следует воздействовать на меридианы сверхъинь и светлый ян на ноге. А если ци не опускается вниз, тогда следует воздействовать на точку Цзу-Сань-Ли". Еще говорится: "Если в результате блокирования движения ци в организме наступает общее сильное расстройство (хо луань), то следует воздействовать на точку Цзу-Сань-Ли, и когда Ци в результате воздействия опустится вниз, тогда болезнь прекратится. Если ци не опускается вниз, тогда следует продолжать воздействие". Еще говорится: "Верхняя полость желудка соотносится с сердцем, в котором возникают боли. Ответвления уходят вверх в оба бока. Диафрагма сокращается, и, следовательно, возникает непрохождение. Пища и питье не попадают в желудок. Для восполнения (бу) следует воздействовать на точку Цзу-Сань-Ли". Еще говорится: "Шесть видов развращенности приводят к искривлению истинного пути, и в результате вверху жар, а холод внизу. Возникают заболевания сухожилий, костей, кожи, мышц, крови и сосудов, при которых нужно воздействовать на точку хэ меридиана желудка (Цзу-Сань-Ли), чтобы избежать большой опасности". Еще говорится: "Когда в молодости у человека слабое ци, тогда следует прижигать точки Цзу-Сань-Ли и Ци-Хай. За один курс лечения следует прижигать 50 — 70 конусов. При достижении старости в результате недостаточности синдрома жара возникают головные боли, и хотя большой холод, больному хочется еще и на холод с ветром. А когда боль проходит, больному неприятны теплые места и дым с огнем, это значит, что неправильно прижигали точку"115.


МЕРИДИАН СЕЛЕЗЕНКИ — ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ (Цзу-тай-инь-пи-цзин — меридиан великой инь на ноге)

В трактате "Хуан-ди нэй цзин" говорится: «"Селезенка является ведомством увещевающего государя советника, который знает все выходы наружу". Еще говорится: "Селезенка является основой сохранения запасов, и в этом органе пребывают лучшие плоды. Цветы этого меридиана находятся в точке Сы-Бай, расположенной на щеке. Наполняются соками плоды селезенки в мышцах. Она относится к разряду предельной степени субстанции инь. Передается через стихию почва. Она монопольно хранит то, что просачивается в нее с четырех сторон света. Она управляет работой четырех конечностей и передает жизненно важные жидкости в желудок.

Центр и желтый цвет соответствуют селезенке, отверстия которой открываются во рту. Семя хранится в селезенке, а [потому ] болезнь возникает в основании языка. Ей соответствует сладкий вкус. Из элементов она соотносится с почвой, из домашнего скота — с быком; из злаков ей соответствует посевное просо. Она соотносится с четырьми сезонами, а в верхней сфере ей соответствует планета Сатурн, а следовательно, болезни, соответствующие селезенке, возникают в мышцах. Из звуков ей соответствует гун. Число селезенки — это пятерка. Из запахов ей соответствует благовоние, а из жидкостей организма — слюна.

В центре рождается влага, а влага рождает стихию почвы, почва рождает сладкий вкус, а сладкий вкус рождает селезенку. Селезенка рождает мышцы, мышцы рождают легкие, а легкие управляют ртом. В небесной сфере селезенке соответствует влага, а на земле ей соответствует почва. В теле селезенке соответствуют мышцы, которые в свою очередь среди органов цзан представлены селезенкой. Среди звуков, издаваемых человеком, она соотносится с пением. Среди измененных функций организма селезенке соответствует икота. Среди разумных устремлений (чжи) ей соответствует процесс мышления. Мышление ранит селезенку. Гнев вредит мышлению. Влага вредит мышцам. Ветер побеждает влагу. Сладкое вредит мышцам. Кислое побеждает сладкое".

Из системы знаков десятеричного цикла меридиан подчинен знаку цзи. Пульс селезенки определяется в точке цунь-коу в позиции гуань справа. При синдроме полноты питье и пища растворяются, а мышцы и кожа становятся гладкими; при синдроме пустоты тело теряет силы и худеет, а четыре конечности не поднимаются. Когда пупок выпирает наружу, а пульс в конечностях является слабым и трудно определяемым, тогда рот становится синим, губы чернеют, и больной может умереть. Для того чтобы избавиться от заболевания и жить спокойно, следует беречь свое здоровье посредством воздержания в пище и питье. Нужно есть поменьше возбуждающих аппетит вещей, так как пища и питье являются причиной бедствия, разрушения и утомления организма, а лекарством, помогающим вылечить жар, является уменьшение употребления горькой пищи; для того чтобы вылечить недуг перемежающейся лихорадки, возникающей в результате неправильного питания, следует применять отвары и снадобья, соединяя их с опорожнением (се) и воспол-


нением (бу). Ци подразделяется на холодное и горячее, теплое и прохладное, и потому следует употреблять должные средства в каждом конкретном случае. Вкусы различаются таким образом, что сладкий производит восполняющее (бу) воздействие, а горький оказывает опорожняющее (се) воздействие, и эти различия следует хорошо помнить. Если пион белоцвет-ковый укрепляет селезенку, способствуя перевариванию пищи, то падуб красностебельный способствует образованию завалов и появлению синдрома полноты. Женьшень размягчает стихию почвы и приводит в гармонию ци, и вместе с ним следует применять пи-неллию тройчатую и сушеную мандариновую корку. Применение володушки серповидной помогает излечить синдром жара, возникающий в результате недостаточности. Этому также способствует солодка уральская и клопогон вонючий. Астрагал хуан чи излечивает сильное потовыделение при состоянии жара; этому еще способствует пион молочноцветковый и гирчовник влагалищный. Когда в результате опустошения ци у больного рвота, тогда следует применять женьшень и кизил. При рвоте в результате синдрома холода селезенки следует применять евгению гвозди-колистную и пинеллию тройчатую. При поносе и постоянном ощущении холода в руках и ногах следует применять аконит китайский и сухой имбирь. При рвоте и поносе, которые бывают при холере и которые не излечиваются другими лекарствами, следует применять черный перец и фасоль золотистую. При синдроме холода селезенки, когда не переваривается пища, на пустой желудок следует применять киноварь и мускатные орехи. При синдроме холода желудка, когда не усваивается питье, нужно принимать поочередно женьшень и горец. Сыть круглая помогает излечивать синдром холода, и когда применяешь ее вместе с киноварью, то это способствует улучшению функции пищеварения. Следует применять лекарственные средства для предупреждения выкидышей. Алойное дерево понижает жар, а если применять еще и много-колосник морщинистый, то это способствует урегулированию стихии почвы в организме, в результате можно вылечить водянку. Когда при болезнях крови образуются затвердения, следует употреблять камыш морской, лотос и атрактилодес ланцетный. Для излечения застоя крови и избавления от болей следует употреблять пыльцу рогоза и помет летучей мыши. Фенхель обыкновенный излечивает судороги сухожилий при холере, и нужно также применять хеномелес японский с птичьим лекарством (цяо-яо). Острая корица применяется для излечивания застоя в средней части тела (чжун цзяо — средний обогреватель. — Прим. автора), чему способствует имбирь, когда в организме образуется завал. Боли в сердце и брюшной полости излечиваются хохлаткой обманчивой и перцем. При отеках в области грудной клетки, когда случаются приступы кашля и удушья, следует употреблять галаговый корень, который прокаливается с ароматным аконитом китайским. При синдроме наполнения и отеков в области брюшной полости следует применять ревень лекарственный, тальк и кору ипомеи плющевидной, а горец и роза Бэнкса оказывают слабительное воздействие. При отеке и синдроме пустоты брюшной полости следует применять женьшень, горец, каркас китайский, мандарины и киноварь, а также помогают винные дрожжи и ако-


нит китайский. При недугах, которые возникают в результате непрохождения ци, когда следует восполнять и наполнять, чтобы застои рассасывались и ци проходило, полезно употреблять мандариновые корки и пилюли из атрактилодеса ланцетного, добавляя их по мере надобности. Если в результате переедания в желудке образуется завал, то лучше всего способствует приведению организма в нормальное состояние употребление слабительного лекарства из клещевины китайской, которая очищает организм при любых недугах.

Рассказывают, что знаменитый врач Дун Юань очень печалился от того, что люди погибают понапрасну в молодом возрасте, и во всех случаях, когда лечил болезни, в первую очередь лечил и укреплял селезенку и желудок, хотя об этом и не осталось письменных свидетельств в классических книгах. Ван Аньдао, опубликовав произведения прежних мудрецов, которые не были опубликованы раньше, когда разбирает внутренние недуги, при которых внутри недостаточности имеется избыток, на самом деле дает указания относительно истинного тайного значения. Вся тьма сущностей-предметов выходит из стихии почвы и возвращается в нее, и восполнение почек является менее эффективным, чем восполнение селезенки и поджелудочной железы.

В трактате "Дао-инь бэнь цзин" говорится: "Селезенка расположена среди пяти органов цзан, и ее расположение соответствует периоду расцвета в системе четырех времен года. Пять вкусовых ощущений хранятся и произрастают в селезенке. Пять разновидностей духа (шэнь) обуславливаются и проявляются посредством селезенки. Четыре конечности и сто костей в своих движениях и действиях полностью зависят от селезенки. Если прием пиши и питья у человека является не систематизированным и если он сильно утомляется, тогда, в первую очередь, повреждается ци селезенки. Когда только возникает недуг селезенки и желудка, тогда питье и пища перестают усваиваться организмом, и рот больше не различает вкусовых ощущений, четыре конечности двигаются с трудом и переутомляются, а в сердце и в брюшной полости образуются затвердения и отеки, появляются рвота и понос и возникают заболевания кишечника". Все эти моменты и их последствия обстоятельно и подробно описаны в трактате "Хуан-ди нэй цзин", так что на имеющиеся там сведения можно положиться и извлечь из них истинные знания. Таким образом, если не воздерживаться от обильных приемов пищи, то это приведет к утомлению селезенки, а если не воздерживаться от слишком обильного питья, то это приведет к отеканию желудка. Когда пища является слишком сытной, тогда меридианы ци закупориваются и ци по ним не может свободно проходить, а следовательно, закрываются и закупориваются отверстия в сердце; если же человек ест слишком мало, то тело теряет силы, а сердце теряет ясность, человек утрачивает твердость и определенность в мыслях и решениях. Если человек питается нечистыми продуктами, то это приводит его сердце и разум к заблуждениям, и следовательно, он не может достигнуть спокойного состояния в размышлении и занятиях. Если человек ест продукты, которые ему не следует есть, тогда он нарушает четыре великих принципа, выходя за их пределы, и. в результате у него появляются хрониче-


ские болезни, и все эти пути не способствуют сохранению здоровья и продлению срока жизни. Если говорить о самом главном, то следует отметить, что принятие пищи должно согласовываться со временем суток по часам, а питье тоже должно приниматься в определенное время. Следует есть не слишком сытно и не слишком мало. Если человек сможет питаться таким образом, тогда не только селезенка и желудок будут у него пребывать в чистоте и спокойствии, но и все пять органов цзан и шесть органов фу будут урегулированы и здоровы. Пища и питье после того, как они попадают в рот к человеку, проходят в пищепри-емник (пищевод), а потом в желудок, откуда вкусовые ощущения просачиваются в пять органов цзан, а материальная основа пищи проходит в тонкий кишечник, где она переваривается. Когда пища проходит к нижнему отверстию тонкого кишечника, начинается ее разделение на чистую и грязную составляющие. Грязная составляющая представляет собой грубые выжимки, которые из тонкого кишечника попадают в толстый кишечник. Чистая составляющая представляет собой жидкие выделения организма (слюна, слезы, пот и т. д.). Она из тонкого кишечника попадает в мочевой пузырь, который является хранилищем жидких выделений организма. В мочевом пузыре опять происходит разделение на чистую и грязную составляющие, после чего грязная составляющая выводится с мочой, а чистая составляющая попадает в желчный пузырь. Из желчного пузыря она переходит в селезенку и распространяется по пяти органам цзан, образуя пять видов жидких выделений организма, а именно: слюну, мокроту, слезы, выделения из глаз (подразумевается увлажнение слизистой склеры) и пот. А основные чистые компоненты этой чистой составляющей просачиваются в пять органов цзан и образуют пять видов пота, которые опять возвращаются вселезенку, а селезенка распределяет их с кровью и ци, смешивает и опять возвращает в пять органов цзан и шесть органов фу. В канонах говорится: "Рацвет стихии почвы, которая соотносится с селезенкой, дает возможность рождаться множеству всех сущностей предметов, а при упадке функции стихии почвы образуются болезни". В прошлом врач Дун По старался урегулировать действие стихии почвы, которая соответствует селезенке, и рекомендовал, чтобы люди употребляли не больше одного кубка вина и одного куска мяса. Приглашая людей на пир, он делал такое предостережение: "В первый день следует удовольствоваться своей участью в мире, и таким образом ты будешь питать свое будущее благоденствие; на второй день расслабь свой желудок, и таким образом ты будешь питать свое ци; на третий день удержись в расходах, и таким образом ты будешь питать свое богатство. Когда ты совершенствуешься в сохранении своего здоровья, то ты будешь питать внутреннее, а если ты не совершенствуешься в сохранении своего здоровья, то ты будешь питать внешнее. Если ты питаешь внутреннее, то постоянно делаешь спокойными и умиротворенными органы цзан и фу, урегулируешь и делаешь послушным своей воле движение крови в кровеносных сосудах; когда ты питаешь внешнее, то ты стремишься к изощренности вкусовых ощущении, и тем самым уменьшаешь радость от питья и пищи, и хотя на теле твоем накапливается жир, зато ци наносится непоправимый ущерб, и внутри портятся органы цзан и фу"»116.


Ход меридиана селезенкиподжелудочной железы

Меридиан селезенки — поджелудочной железы великой инь на ноге соответствует срединному округу в схеме человеческого тела, а на ее меридиане расположена 21 точка. Первой точкой является Инь-Бай, которая находится на большом пальце ноги. Далее идут точки: Да-Ду, Тай-Бай, Гун-Сунь, Шан-Цю, Сань-Инь-Цзяо, Лоу-Гу, Ди-Цзи, Инъ-Лин-Цюань, Сюэ-Хай, Цзи-Мэнь, Чун-Мэнь, Фу-Шэ, Фу-Цзэ, Да-Хэн, Фу-Ай, Ши-Доу, Тянь-Си, Сюн-Сян, Чжоу-Жун и, наконец, точка Да-Бао, где в подмышечной области и заканчивается ход меридиана. Всего слева и справа насчитывается 42 точки. Точки Инь-Бай, Да-Ду, Тай-Бай, Шан-Цю и Инь-Лин-Цюань являются точками цзин, ин, шу, цзин и хэ. Точкой ло является точка Гун-Сунь. Меридиан селезенки — поджелудочной железы великой инь на ноге симметричный, парный, центростремительный. Начинается своим наружным ходом на конце большого пальца ноги в точке Инь-Бай (внутрь от корня ногтя большого пальца ноги на 1 фэнь) (1) (рис.40). Отсюда он идет вдоль соединения между подошвенной и дорзальной сторонами срединной поверхности большого пальца ноги (граница красной и белой кожи) и доходит до точки Гун-Сунь (точка находится на внутренней поверхности стопы, на передне-нижнем крае основания I плюсневой кости). Далее, проходя по задней поверхности бугорка I плюсне-фалангового сустава, он идет вверх к передней границе внутренней лодыжки (2), где входит в точку Шан-Цю (точка расположена кпереди и книзу от внутренней лодыжки). Проходя далее (3), меридиан входит в точку соединения с двумя другими меридианами субстанции инь на ноге: меридианом почек малый инь на ноге и меридианом печени узкой инь на ноге. Этой точкой является точка Сань-Инь-Цзяо (расположена на 3 цунь выше середины внутренней лодыжки). Затем вдоль задней границы боль-шеберцовой кости (4), он минует среднюю часть ноги (5) и выходит на поверхность перед меридианом печени, соединяясь с ним в точке Ди-Цзи (точка расположена ниже нижнего края коленной чашечки на 5 цу-ней, у заднего края большеберцовой кости), и, поднимаясь выше, достигает срединной части коленного сустава (6), предварительно войдя в точку Инь-Лин-Цюань (точка расположена у задне-нижнего края внутреннего мыщелка большеберцовой кости, ниже нижнего края коленной чашечки на 2 цуня). Проходя по передней средней части бедра (7), он идет вверх и входит в брюшную полость (8), на 4 цуня снаружи от средней линии. Меридиан великой инь на ноге связывается с передне-срединным меридианом жень-май в точках Чжун-Цзи и Гуань-Юань. Затем снова возвращается на третью боковую линию живота (на 4 цуня снаружи от средней линии) и, проходя точки Фу-Цзэ (ниже точки Да-Хэн на 1,3 цуня) и Да-Хэн (на уровне пупка, на 4 цуня снаружи от средней линии), снова возвращается к средней линии, где опять связывается с меридианом жэнь-май в точке Ся-Вань (9). В этой точке меридиан начинается своим внутренним ходом. Наружный ход меридиана, проходя точку Жи-Юэ, связывается с меридианом желчного пузыря малого ян на ноге и с меридианом печени узкой инь на ноге в точке


Рис. 40. Меридиан селезенки — поджелудочной железы

Ци-Мэнь (10). Затем меридиан переходит на третью боковую линию груди (на 6 цуней кнаружи от средней линии груди) и доходит до точки Чжоу-Жун и от этой точки спускается вниз в подмышечную впадину, где и заканчивается своим наружным ходом в точке Да-Бао.

Внутренний ход меридиана от точки Ся-Вань проходит в брюшную полость и доходит до селезенки и поджелудочной железы, которые управляют данным меридианом; затем связывается с желудком (13). Имеется два ответвления, которые начинаются от желудка, проецируясь снаружи в точке Чжун-Вань. Первое ответвление от точки Чжун-Вань поднимается вверх, проходит диафрагму, легкие, повторяя наружный ход и на уровне точки Чжоу-Жун делится на восходящую ветвь, которая, поднимаясь выше, связавшись предварительно в точке Чжун-Фу с мериди-


аном легких великой инь на руке, проходит вдоль обеих сторон горла (11) и гортани и достигает корня языка, где разветвляется по его нижней поверхности; нисходящая ветвь от точки Чжоу-Жун спускается вниз и идет к точке Да-Бао. Второе ответвление, которое начинается от желудка, проецируясь снаружи в точке Чжун-Вань, проходит сквозь диафрагму и доходит до сердца (14), где связывается с меридианом сердца малой инь на руке. В меридиане великой инь на ноге мало крови и много ци. Циркуляция в нем начинается во время стражи сы (с 9 до 11 часов утра), переходя из меридиана светлого ян на ноге.

Внутренние органы, связанные с меридианом

Меридиан принадлежит к селезенке и поджелудочной железе. Связан с желудком, напрямую с сердцем, легкими и кишечником.

Симптомы и признаки поражения меридиана

I. Тяжесть в голове и теле; общее чувство жара, сла
бость конечностей, а также снижение силы в мыш
цах нижней конечности; боль в нижней челюсти и
щеках; дисфункция языка; дрожь в коленях и отек
ног и стоп; боли или ощущение тяжести в области
подреберья и груди; мышечные атрофии нижних
конечностей.

II. Боли в надчревной области, водянистый понос со
слизью; несварение желудка; спленомегалия с
рвотой; потеря аппетита; желтуха; вздутие живо
та, запор, урчание в животе, чувство усталости
после еды; дизурические расстройства.

Показания к использованию меридиана

Болезни околопупочной области, желудка, кишечника, поджелудочной железы и селезенки; урологические заболевания.

Топография шести античных точек

на меридиане и

показания к их использованию

ИНЬ-БАЙ

Инь — маленький, укромный, прятать; сокровенный, непостижимый; сходить на нет; мысли, мышление, работа мозга. Бай — белый (цвет металла — одного из пяти элементов); ясный.

Расположение и характеристика. Точка расположена на концевой фаланге I пальца ноги, внутрь от корня ногтя на 1 фэнь. Когда меридиан селезенки проходит через данную точку, он образует точку цзин (колодец), которой соответствует стихия "дерево". Согласно теории пяти элементов, почва порождает металл, а селезенка принадлежит почве. Эта точка первая на меридиане селезенки — поджелудочной железы великой инь на ноге. Она означает металлический воздух (ци), спрятанный в почве.


Топографическая анатомия. В этой области разветвлены тыльная артерия пальцев ноги и тыльный нерв пальцев ноги, отходящий от поверхностного малоберцового нерва.

Показания. Точка применяется при отеках брюшной полости; при одышке и затруднении дыхания, когда невозможно уснуть; при непрохождении пищи и сильной рвоте; при синдроме жара в грудной клетке; при сильном болезненном поносе; носовые кровотечения; трупная недостаточность (ши-цзюэ); применяется в случаях, когда больной не узнает людей; когда ноги мерзнут так, что их невозможно согреть; в случаях, когда у женщин слишком долго продолжается менструация; судороги у детей; депрессивные состояния в результате синдрома ветра.

Техника нанесения раздражения. В комментарии к разделу "Су вэнь" говорится: "Глубина укола составляет 1 фэнь, а иглу следует оставлять в течение трех выдохов". В трактате "Тун жэнь" говорится, что глубина укола составляет три фэня, а прижигать следует три конуса117. Точка пунктируется преимущественно вертикально, продолжительность полынноси-гаретного цзю 3 — 5 минут.

Примечание. У женщин во время беременности и после родов чжэнь в этой точке противопоказано.

ДА-ДУ

Да — большой, обильный, богатый; основной, главный; первый в

раду. Ду — город, метрополис; склад; пруд, бассейн; ленные земли.

Расположение и характеристика. Расположена кпереди от внутреннего края плюсне-фалангового сустава I пальца ноги во впадине, в месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную. Когда меридиан селезенки проходит через это место, он образует точку ин (ручеек), которой соответствует стихия "огонь". Эта точка — резервуар для обильного воздуха (ци) почвы, как бассейн для накопления воды. При синдроме пустоты селезенки следует восполнять данную точку.

Топографическая анатомия. Расположение точки соответствует разветвлению внутренней плюсневой артерии, внутреннему плюсневому нерву, отходящему от большеберцового нерва.

Показания. Применяется при болезнях с синдромом жара, когда не выходит пот; бессоница; тяжесть в теле и боли в костях; в случаях, когда при вредоносном холоде руки и ноги теряют чувствительность и холодеют; тошнота при отеках брюшной полости; депрессивное состояние, жар, общее расстройство организма; мелькание в глазах; приступы рвоты; в случаях сильных болей в пояснице, когда нет возможности ни согнуться, ни разогнуться; синдром ветра, опоясывающий лодыжку; боли в желудке и сердце; отеки брюшной полости и наполнение (мань) грудной клетки; конвульсии у грудных детей; боли в сердце при аскаридозе.

Техника нанесения раздражения. В трактате "Тун жэнь" говорится: "Глубина укалывания составляет три фэня, а прижигать следует три конуса"118. Пунктируется точка вертикально, продолжительность полынносигаретного цзю 5 — 20 минут.

Примечание. У женщин во время беременности и после родов чжэнь противопоказано.


ТАЙ-БАЙ

Тай — большой, высокий; просторный широкий; слишком, чрезмерно. Бай — см. Инь-Бай.

Расположение и характеристика. Точка расположена во впадине на внутренней поверхности стопы, книзу и кзади от головки первой плюсневой кости. Когда меридиан селезенки проходит через данное место, он образует точку шу (транспортировочный путь), которой соответствует стихия "почва". Тай-бай — имя планеты Венера, которая по-китайски называется также Золотой звездой. Золото — металл. Почва, по теории у-син, производит металл. В этой точке "металлическая" ци становится очевидной (заметной), как звезда.

Топографическая анатомия. Расположение точки соответствует отводящей мышце большого пальца и верхнему краю длинного сгибателя большого пальца, где находятся внутренняя плюсневая артерия, отходящая от задней большеберцовой артерии, и внутренний плюсневый нерв, отходящий от большеберцо-вого нерва.

Показания. Точка применяется при синдроме жара: тоске и наполнении, когда отекает брюшная полость и пища не переваривается; при приступах рвоты; при поносе с гноем и кровью; при болях в пояснице и затруднениях дефекации; при приступах удушья, в результате блокирования ци (ни-ци); сильные боли в брюшной полости при холере; урчание в кишечнике; ломящие боли в коленях, голенях и бедрах с ощущением выкручивания при этом сухожилий; тяжесть в теле и боли в костях; боли в желудке и сердце; отек брюшной полости и наполнение грудной клетки; бра-дикардия, сопровождающаяся болями в сердце.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: