ч. 1, с. 103). 150
В обществе частных производителей такие продукты называются товарами, а лица, производящие их, «признают друг друга собственниками, лицами, воля которых пронизывает их товары»175.
Конечно, если производство товара не завершается обменом, то его нельзя и называть товаром, т.к. это только неудачный претендент на такое название.
Итак, товар есть продукт человеческого труда, следствие его взаимодействия с природой и средствами производства, а также продукт обмена частными собственниками вследствие специализации и разделения труда между ними. А потому товар не может не быть объектом собственности.
То, что товар есть продукт (= следствие) процесса обмена собственников результатами своего труда, т.е. в том числе и продукт общественных отношений, а не сами общественные отношения, легко проверяемо ощущаемостью, наблюдаемостью этого процесса.
Итак, главные условия обмена налицо. Но вообще обмена нет. Весь мир состоит из конкретных материальных процессов и объектов. А это значит, что в каждом конкретном случае при обмене товарами обменивается именно определенное количество одного товара на определенное количество другого.
Почему эти товары обмениваются именно в такой пропорции, а не в другой?
Стоимость
Ясно, что сами товары не обмениваются, их обменивают собственники. Тогда чем же они руководствуются при обмене, где количественный критерий?
А вот где. В процессе труда у производителя возникает определенное чувство - знание количества затраченного труда, определенным образом характеризующее его отношение к продукту своего труда. Оно (чувство-знание) формируется под воздействием трех факторов: рабочего времени, интенсивности труда и условий труда.
Почему люди при обмене руководствуются этими факторами?
Так как обмен трудовой деятельностью предполагает максимальное удовлетворение потребностей людей, участвующих в этом обмене, то если одному из участников обмена достается товар, на который затрачено меньше времени, чем на тот товар, который он отдал, то о каком тут максимальном удовлетворении потребностей может идти речь? Такой обмен в смысле максимального удовлетворения может быть настолько невыгодным, что этот человек может даже начать сам производить нужный ему продукт, не прибегая к рынку, если он в силах это сделать. 151
Отсюда видно, что, если даже обменивающиеся товаропроизводи-тели отчетливо не осознают, что при обмене товарами они учитывают рабочее время, затраченное на производство товара, тем не менее они учитывают его в виде таких простых житейских категорий, как «выгодно-невыгодно».
Интенсивность и условия труда принимаются во внимание потому, что каждому хочется работать в лучших условиях, легко. И поэтому при обмене производители, занимающиеся производством товаров в худших условиях, с большей интенсивностью труда, требуют за свой товар продукт более длительного по времени труда. Точнее даже так: в более тяжелых условиях труда и с большей его интенсивностью в связи с их непривлекательностью остается меньше производителей, чем в тех сферах производства, где легче и лучше работается. Соответственно предложение товаров в первом случае меньше, чем во втором, вследствие чего соотношение спроса и предложения на них получается таким, что рыночные цены по сравнению просто с длительностью рабочего времени выше на первого рода товары, чем на второго. Вот так рыночные отношения учитывают условия и интенсивность труда производителей.
Вот почему указанные три фактора в совокупности являются критерием при обмене товарами. Вместе они формируют в человеке чувство стоимости производства какого-либо товара, которое осознается людьми как знание времени и условий производства товара. А в процессе обмена люди приписывают эту стоимость самим товарам, т.к. они за обменом товаров не видят обмена своей трудовой деятельностью.
То, что стоимость есть чувство-знание количества затраченного труда, а не некий объективно-реальный атрибут товара, доказывает ее принципиальная неощущаемость.
То, что стоимость есть чувство-знание количества затраченного труда, которое формируется под воздействием указанных трех факторов, доказывает повседневная практика людей прошлого, которую мы можем воссоздать, конечно, только логически на основании исторических фактов. А для сравнения можно заглянуть на наши колхозные рынки, которые хорошо помогают понять эту картину. И, торгуясь здесь, мы можем услышать, как тяжело и при каких условиях дается производителю производство его товаров и сколько на это надо затратить времени.
Зная, чего стоит производство продукта, противостоящего в обмене товаровладельца, производитель обменивает свой товар на
продукт равного рабочего времени, если условия и интенсивность труда такие же. Если же интенсивность и условия соответственно больше и хуже, то количество противостоящего в обмене товара требуется больше.
Именно неучет условий труда заставил К. Маркса ввести категорию «сложность труда»176. Но труд не обладает сложностью в смысле большего или меньшего источника стоимости, это качество ему просто приписано.
Идеальный характер стоимости (как критерия обмена) объясняет возможность отклонения цены от стоимости, в противном случае (если бы стоимость была объективной реальностью) это было бы невозможно. А ведь отклонение это объясняется либо ошибкой в оценке стоимости, либо несоответствием спроса и предложения.
Колебания спроса и предложения дают возможность обменивать товары, произведенные при разных условиях по равным стоимостям. Допустим, два производителя обменивают свои товары. Время, затраченное на их производство, и интенсивность труда одинаковы. Первый работает в более тяжелых условиях, чем второй. Поэтому ясно, что первый потребует за свой товар столько товара второго производителя, над производством которого надо работать больше времени или с большей интенсивностью. Но второй не согласен на этот обмен, и первый сокращает свое производство, т.к. ему это невыгодно: лучше этого продукта производить меньше, если не хотят платить с учетом условий труда, а высвободившееся свободное время употребить более целесообразно. И первый товаропроизводитель уменьшает масштабы производства своего товара, по причине чего соотношение спроса и предложения повышает его цену, и она приходит в соответствие со своей стоимостью, а точнее, с составной частью стоимости - условиями труда.
То, что Марксова сложность труда объясняется именно условиями его протекания, доказывает статистическая зависимость зарплаты от условий труда в различных отраслях производства, А поскольку отражение условий труда человеком не такое определенное, как отражение интенсивности и тем более количества затраченного рабочего времени, то стоимость готового товара точно определить невозможно. К тому же на это влияют тысячи таких причин, как привязанность к коллективу, местности, субъективные убеждения всякого рода, отношение к своей профессии, квартирный вопрос и т.д. Вот почему, как ни пытаются некоторые экономисты свести «сложный» труд к «простому», все их попытки бесплодны.
«Именно этим, на наш взгляд, можно объяснить тот факт, что минимальные различия в оплате труда работников, занятых на тяжелых работах и работах с нормальными условиями труда, составляют примерно 10-15%, что различия в фактической заработной плате в зависимости от условий труда достигают в отдельных производствах 30-60%. Проведенные исследования показывают, что в черной металлургии, например, доплата за работу в неблагоприятных условиях труда составляет в среднем 36% тарифного фонда для нормальных работ. Максимальная надбавка за работу в особо неблагоприятных условиях труда в этой отрасли, а также на подземных работах составляет 60%. При этом следует иметь в виду, что не только денежная заработная плата материально стимулирует привлечение работников на участки с условиями труда, отклоняющимися от нормальных. Если установленные тарифные условия оплаты труда недостаточно правильно отражают реальные различия в условиях труда, то рано или поздно их фактическое исправление произойдет эмпирическим путем»177.
Продукты же труда ювелира, художника и т.п. оплачиваются выше их стоимости потому, что спрос на них значительно превышает предложение. Но такова жизнь: отсутствие конкуренции, монополия на эти продукты труда делают свое дело*.
И это не беда: не так уж много в мире талантливых, тем более гениальных личностей. И реализация по высоким ценам продуктов их труда (это может иметь и вид высокой зарплаты):
1. стимулирует самого талантливого человека совершенствовать свой труд;
2. дает ему возможность работать над собой с целью совершенствования, не отвлекаясь на мелкие проблемы материальных условий жизни, из которых складывается жизнь людей;
3. заинтересовывает других людей к такого рода деятельности, что способствует выявлению и использованию талантов обществом.
Подобным образом действует и интенсивность труда.
Упрощенно стоимость можно считать следствием лишь количества рабочего времени, чтобы не сводить труд различной интенсивности *Нельзя, конечно, не согласиться, что «очень многие виды труда заключают в себе применение навыков и знаний, приобретенных с большей или меньшей затратой сил, времени и денег» (Энгельс Ф. Избр., т.5, с.183) и потому являются сложными. Но эта сложность труда образуется благодаря старым стоимостям, перенесенным на вновь созданный продукт (прибавленным). Новая же стоимость сложной быть не может. 154
и протекающий в различных условиях к чему-то сопоставимому, как это делает и К. Маркс. Тогда стоимость будет лишь знанием того количества рабочего времени, которое необходимо для производства продукта. И хотя формируется это знание под влиянием конкретного труда (потому что только он и существует объективно-реально), тем не менее человек, отражая количество затраченного времени на производство товара, абстрагируется от всех отличий этого труда от других конкретных процессов труда, т.к. для определения количества рабочего времени качество и труда, и продукта труда безразличны.
Поэтому, учитывая идеальный характер стоимости, можно сказать, что субстанцией стоимости есть абстрактный труд. Но не следует забывать, что стоимость никогда не сможет быть овеществленным абстрактным трудом, поскольку овеществить идеальное означает осуществить чудо творения. Другое дело - воплотить замысел в жизнь, но это есть не овеществление абстрактного труда, а практическая деятельность, совокупность духовных и материальных процессов.
Некоторые ученые не понимают, что такое абстрактный труд, и договариваются до того, что абстрактный труд исчезнет при коммунизме, а значит, исчезнет и стоимость(?)178. Ведь это означает, что люди перестанут трудиться.
Абстрактный труд - это понятие, отражающее то похожее, что есть в каждом конкретном труде (знание количества затраченного времени), поэтому овеществляться он не может, не может быть субстанцией материальных объектов.
И теперь, когда понят идеальный характер стоимости, становится понятна и ложность мнения, что стоимость может исчезнуть. Ведь это количественный критерий обмена товарами, идеальный фактор определенных человеческих действий, следовательно, идеальный регулятор пропорциональности стихийно развивающегося товарного хозяйства. При коммунизме, поскольку эта пропорциональность будет регулироваться более осознанно, значение стоимости еще более возрастет. Может быть, перестанут употреблять такие названия, как рубли, фунты..., но человеко-дни, человеко-часы не исчезнут никогда. А это и есть определение количества труда безотносительно к его конкретному виду. Люди никогда не перестанут измерять количество труда безотносительно к его качеству, т.к. никогда не перестанут трудиться179.
Если же К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин говорят, что количество труда будет измеряться непосредственно рабочим временем, то это не
надо понимать буквально. Единицы времени (мин., час...,) применимы для выражения только самого количества времени. А количество труда можно измерять только такими единицами, как человеко-день, человеко-час и т.д.
Причем даже не только человеко-день, человеко-час, а столько-то человеко-часов на 1 шт. такого-то товара, т.е. конкретно. Ведь мы платим всегда не столько-то рублей безотносительно к качеству и количеству потребительной стоимости, а столько-то рублей за столько-то штук такого-то товара. И точно так же производим. Производство нам обходится не просто в 50 руб., а в 50 руб. за 10 шт. такого-то товара или за 15 шт. другого товара; в 5 человеко-дней за 10 шт. такого-то товара или в 2 человеко-часа за 2 шт. другого товара.
В обобщенном виде это значит, что стоимость есть такое чувство-знание, которое отражает количество израсходованного рабочего времени на производство конкретного количества конкретной продукции.
Вот почему стоимость есть величина, обратно пропорциональная производительности: ведь производительность исчисляется наоборот - количеством производимых конкретных предметов в единицу времени, т.е. столько-то штук таких товаров на человека в единицу времени. Например 10 ручек на человека в час; 20т угля на человека в день; 3 ручки на рубль; 10т угля на 100 руб.
Но мы не привыкли стоимость выражать единицами рабочего времени, поскольку исторически свои названия стоимость приобрела в обмене на другие товары и потому выражалась в определенном количестве противоположного в обмене товара. Когда же человеческая практика привлекла с целью товарообмена всеобщее средство обмена - деньги, то стоимость получила денежные названия (рубли, марки, доллары...).
А производительность труда мы не выражаем в денежных наименованиях потому, что используем это понятие для анализа конкретного производства безотносительно к товарному обмену, отвлекаясь от товарного обмена.
А еще и потому, что старую стоимость товара, т.е. переносимую нами на вновь созданный товар с потребленных факторов производства, мы не переводим в производительность труда. Хотя для анализа всего общественного производства это стоило бы делать.
Например старая стоимость готового продукта составляет 3 человеко-часа/кг, новая - 1 человеко-час/кг, т.е. в сумме 4 чело-веко-часа/кг. Поэтому в целом общественная производительность этого
продукта в час составляет 1/4 кг на человека, хотя на последней стадии изготовления этого продукта (во время расходования старых стоимостей и без их учета) эта производительность составляет в час l/1 = 1 кг на человека.
Я думаю, стоимости товара, выраженной в единицах рабочего времени, подходит название истинной стоимости, потому что даже цену денежного товара легко можно выразить в единицах истинной стоимости.
Вот почему говорить об исчезновении абстрактного труда и стоимости абсурдно.
Меновой стоимостью я называю стоимость, выраженную не рабочим временем, а в другом товаре, причем при эквивалентном обмене. Если же обмен неэквивалентный, то это будет не меновая стоимость, а цена. Следовательно, и цена, и стоимость имеют одинаковые названия, в том числе и рубль, марка, франк...
Из определения стоимости как знания о количестве затраченного труда вытекает то, что производство всякого продукта, даже идеального, стоит человеку определенных затрат физических и духовных сил, определенного количества труда. И если в результате получается продукт, представляющий собой потребительную стоимость для других людей, то он всегда сможет стать товаром, если будет брошен в товарообмен своим собственником.
Продукт труда земледельца или столяра представляет собой материальный объект. А продукт труда руководителя производства представляет собой идеальный объект или процесс; актера и ученого - тоже. Продуктом труда людей может быть также и материальный процесс, а не объект, как, например, производство перевозок грузов и людей, охрана людей, хранение и продажа товаров и т.д. И все эти продукты труда стоят определенного количества физических и духовных сил, «обладают» стоимостью. В условиях товарного производства эти продукты труда могут быть товарами, как и продукты труда в виде материальных объектов. Неовеществленный товар (и идеальный, и как материальный процесс) покупается и продается.
Его производство возникло по причине разделения труда в обществе180. И как для материального процесса (перевозкам например), так и для идеального продукта (песне, игре актера, продукту труда бухгалтера...) характерно то, что их потребление происходит одновременно с их производством. Правда, если идеальный продукт
материализован*, то мы можем его потреблять и в другое время.
Все материальные объекты, участвующие в производстве нематериальных продуктов, - это средства производства по производству этих продуктов (микрофон, ручка, бумага, сцена театра...). При производстве материальных процессов - это рельсы, вагоны, машины.,. и, конечно, люди в качестве главного средства производства.
Стоимость, как мы видим, не принадлежит самому продукту труда, а существует лишь субъективно-реально - как чувство-знание человека, характеризующее его отношение к продукту труда и являющееся критерием товарного обмена. Поэтому если я буду употреблять понятие «стоимость» в объективно-реальном смысле, говорить о стоимости как о некоем неотъемлемом атрибуте товара, то, строго говоря, это будет неправильно, это дань традиции. И читатель должен понимать меня в новом смысле.
Определение стоимости, данное К. Марксом, не позволяет ему распространить это понятие и на неовеществленные продукты труда. «Фетишизм прежнего внешнего, существующего только как предмет богатства сведен... к некоторому весьма простому элементу природы,
а сущность богатства (труд. - В.В.) уже признана - хотя только частично, на особый манер - в его субъективном существовании, то необходимый дальнейший шаг вперед заключается в том, что познается всеобщая сущность богатства и что поэтому в принцип возводится труд в его полнейшей абсолютности, т.е. абстракции. Физиократам возражают, что в экономическом, т.е. единственно правомерном, отношении земледелие ничем не отличается от любой другой отрасли производства и что, следовательно, сущностью богатства является не какой-либо определенный труд, не какое-либо особое проявление труда, связанное с каким-нибудь особым элементом, а труд вообще» (курсив К. Маркса. - В.В.)181.«Таким образом (К. Марксом. - В.В.), труд еще не мыслится в его всеобщности и абстрактности, он еще привязан к некому особому элементу природы как к своей матери, а поэтому и признается еще *Материализация идеального, конечно, не чудо, а замена субъекта, производящего идеальное и «передающего» это идеальное потребителю с помощью материальных объектов и процессов, замена на такие материальные объекты и процессы, которые вызывают в потребителе такие же идеальные образы, мысли, что и при непосредственном воздействии производителя идеального. Поэтому хотя магнитофон и воспроизводит звуки, идентичные пению певца, идеальный образ он не производит, хотя этот образ и возникает у слушателя. 158
только в некоторой особой, определяемой природой, форме существования» (курсив К. Маркса. - В.В.)182.
Как видим, К. Маркс не пошел до конца вперед в определении стоимости, не понял, что и неовеществленные продукты труда «обладают» стоимостью. Это сказалось в том, что он, утверждая, что эффект по перевозке обладает стоимостью, объявил производство других неовеществленных продуктов непроизводительными издержками, т.е. проявил непоследовательность. Но мы рассмотрим это в разделе «Критика прежнего понимания товара и стоимости».
Все общественное производство состоит из следующих подразделений как своих частей:
1. производство продуктов, в том числе товаров, в виде материальных объектов:
а) производство продуктов питания;
б) производство других овеществленных продуктов;
2. производство неовеществленных продуктов:
а) производство материальных процессов;
б) производство идеальных объектов и процессов.
Если продукты питания являются «самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще»183, то производство остальных продуктов труда в виде материальных объектов есть второе условие человеческой жизни, а производство неовеществленных продуктов - третье.
Между производством овеществленных и неовеществленных продуктов существует диалектическая зависимость. Их «тождество» состоит вроде в том, что они есть продукты труда. Главное различие в том, что одни продукты есть материальные объекты, а другие - нет. Овеществленный продукт должен быть сначала произведен, а после обменен на другой продукт и потреблен покупателем, т.е. производство и потребление овеществленного продукта происходят не одновременно. А производство и потребление неовеществленного продукта происходят одновременно с моментом производства, например перевозки, игра актера.
Производство продуктов в виде материальных объектов играет сначала ведущую роль в обществе, для развития которого необходимо развитие производства неовеществленных продуктов. В дальнейшем развитие всего производства приводит к значительному развитию производства неовеществленных продуктов, и этот вид производства начинает играть главную роль в общественном развитии, а производство овеществленных продуктов - подчиненную,
остается необходимым лишь постольку, поскольку без него невозможно производство неовеществленных продуктов, в том числе и потому, что без овеществленных продуктов невозможна жизнь человеческая.
Производство неовеществленных продуктов является тем, что оно есть, благодаря производству овеществленных, и наоборот. Следовательно, они обуславливают существование друг друга. Но, тем не менее, они неравноправны: производство неовеществленных продуктов базируется на производстве овеществленных, является его следствием.
Отсутствие производства овеществленных продуктов означает и отсутствие всякого производства, в том числе и неовеществленного, означает существование людей в животном состоянии.
Почти то же означает и отсутствие производства неовеществленных продуктов, т.к. это означает отсутствие даже труда по управлению.
Производство всех неовеществленных продуктов удовлетворяет прежде всего главную потребность общества - развитие производства овеществленных продуктов, какими бы далекими от этого ни казались некоторые виды неовеществленного производства (искусство). А производство овеществленных продуктов удовлетворяет потребности общества в воспроизводстве всего общественного организма, которое (воспроизводство) включает производство и потребление и неовеществленных продуктов труда. В этом состоит их содействие (тождество). Противодействие (отрицание) состоит в том, что развитие производства одного вида продуктов происходит за счет оттока людских и материальных ресурсов от другого, и наоборот*. Так взаимодействуют между собой все виды производств.
Необходимость и возможность развития производства неовещест- вленных продуктов обусловлены развитием разделения труда в обществе (это первичная причина), влекущим за собой необходи- мость производства неовеществленных продуктов, и осознанием этой необходимости (это вторичная причина): люди осознают необходимость и возможность создания и развития производства не
*Определенное «отношение к инфраструктуре рано или поздно должно ощутимо сказаться на повышении производительности труда в масштабах всего общества» (ЭйххорнВ., БауэрА., Кох К. Диалектика производительных сил и производственных отношений. М., 1977, с. 25).
овеществленных продуктов труда, испытывают потребность в их производстве как потребность в развитии всего (и прежде всего производства овеществленных продуктов) общественного производства и воплощают понятые возможности в действительность. Так возникли торговля, научная деятельность и т.п.
Стоимость возникла не на пустом месте, образовалась не мгновенно из ничего при становлении капиталистических отношений и присуща не только товарному производству.
Она естественно развилась из чувства животного к продуктам природы во взаимодействии с другими животными, развивалась вместе со становлением человека из его животного состояния. Предки людей, взаимодействуя с природой, потребляли ее продукты, как и современные нам животные. Не так-то легко даются эти продукты животному, хотя мы и не считаем, что животное трудится, ибо трудом мы считаем созидательную целенаправленную деятельность посредством средств производства. Поэтому животное добровольно не отдаст с трудом добытый им продукт. А если для животного завладение продуктами не стоит никакого «труда», то животное не особенно и дорожит ими. Поэтому собака и кошка, прирученные человеком, могут мирно сосуществовать друг с другом, есть из одной тарелки.
Так как стоимость возникла в процессе труда, то она существовала и в первобытном обществе: попробуйте отобрать у первобытного человека продукт его труда. Но это ее самое слабое проявление, чтобы ее существование стало заметным. Более заметную роль она стала играть при обмене людьми продуктов своего труда. Но приняла вещественную видимость, вид меновой стоимости184.
Поэтому ни появление, ни исчезновение товарного обмена и денег (всеобщей формы меновой стоимости, как говорил К. Маркс) не доказывают ни появления, ни исчезновения стоимости. Обмен лишь выявил ее, «т.к. свойства данной вещи не возникают из ее отношения к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении»185. Стоимость была скрыта от глаз общества, а обмен ее обнаружил, но создал иллюзию ее объективно-реального существования, т.е. породил товарный фетишизм.
С помощью товарного обмена люди научились определять стоимость третьим товаром (золотом и серебром), а с исчезновением товарного производства сумеют обойтись и без него, т.к. этот третий товар - довольно дорогое удовольствие для этих целей.
Этот исторический процесс преобразования чувства животного в
знание современного человека, выражающееся в таких понятиях, как рубли, марки, человеко-часы..., наилучшим образом доказывает идеальный характер существования стоимости после ее принципиальной неощущаемости.
Стоимость как знание количества затраченного труда на производство конкретных потребительных стоимостей, обратная производительности труда, характеризует возможности людей в производстве продуктов, достигнутый уровень развития производства. Противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью есть логическое отражение противодействия между потребностями людей в определенном количестве определенных продуктов и возможностями приобретения их трудом.
Стоимость не присуща товару как некий объективно-реальный атрибут, как свойство самого товара. Стоимость существует только субъективно-реально. Но она объективна в том смысле, что обусловлена временем, интенсивностью и условиями труда (количеством труда) и что по причине этой обусловленности детерминирует экономическую деятельность людей, т.е. она объективна в том смысле, что это не фикция, не бесплодная фантазия, а детерминант экономической деятельности, хотя и идеальный детерминант *.
Впервые стоимость обнаруживается товарным обменом (как бы в самом товарном обмене), если не считать таким фактом нежелание первобытного человека отдать продукт своего труда. С товарообменом отношения товаропроизводителей приобретают вещественное выражение. И неопознанная природа стоимости приписывается самим товарам как их некий атрибут, неотъемлемое свойство самих товаров. Такое гипостазирование стоимости возникает из кажущегося самостоятельного движения товаров, т.к. людей интересуют сами товары для удовлетворения потребностей, а не их производители. Производители остаются как смутное воспоминание, остаются на втором плане, за «кадром».
Возникновение денег из процесса обмена товарами достаточно хорошо изложил К. Маркс. Хочу лишь напомнить, что деньги как особый товар необходимо должны были быть материальным объектом, вещью, которую можно было присвоить, все по той же причине недоверия производителей друг другу в условиях частной собственности, тем более при слабо развитых правовых отношениях: для гарантии того, чтобы их труд не пропал напрасно.
*См. об объективности идеального на с. 39-40, 91-92.
Деньги, как следствие развития частнособственнического производства, стали материальным средством обмена трудовой деятельностью производителей друг с другом.
Итак, товар есть следствие двух взаимосвязанных процессов: он есть продукт труда (материальный объект, материальный процесс, идеальный объект, идеальный процесс), имеющий потребительную стоимость, произведенный по причине специализации и разделения труда производителями-собственниками с целью обмена с другими
собственниками товаров, а потому впоследствии и обмениваемый на другой товар или деньги; следовательно, товар есть также и продукт обмена собственниками, а значит, и объект собственности. Другими словами, собственники в товарообмене по известным им причинам и критериям обмениваются правами (властью) на распоряжение, владение и использование тех или иных объектов собственности. Поэтому продажа товара означает для них потерю права собственности на товар и приобретение таких прав на уплаченные за товар деньги. А для покупателя - наоборот.
Поэтому инфляция для владельцев денег (как потенциальных собственников части общественного богатства) означает частичную потерю прав собственности на часть материальных богатств общества. А манипуляция государства с деньгами обычно означает такое же лишение прав людей, но административными методами.
Короче - товар есть объект собственности, который обменивается собственником на объект собственности иной потребительной стоимости. Критерием этого обмена есть цена, в основе которой лежит стоимость производства товаров.
А стоимость есть знание количества затраченного труда на производство того или иного продукта или товара.