Собственность, материальные интересы, классы

Что такое материальные интересы? Хотя они и называются ма­териальными, понятно, что они не существуют объективно-ре­ально, поскольку принципиально неощущаемы. Значит, это субъ­ективная реальность, представляющая собой осознание необходи­мости удовлетворения своих потребностей. Например если у че­ловека есть потребность модно одеваться, то осознание этой своей потребности и есть его материальный интерес к одежде и обществу. 136

Близкой по смыслу к этой категории является материальная за­ин- тересованность - осознание возможностей, при воплощении которых в действительность человек достигает своей цели, удов­летворяет потребности, желания*.

Поскольку жизнь человека есть его взаимодействие с приро­дой, в том числе с людьми, то все конкретные предметы и процес­сы, с кото- рыми он взаимодействует, есть элементы его жизнедея­тельности. Но объектами собственности могут быть только те, кото­рых недостаточно для полного удовлетворения соответствующих потребностей всех людей. Вспомним (см. с.123-124) причины су­ществования отношений собственности. И именно во взаимодейст­вии с этими предметами (объектами собственности) только и могут быть заинтересованы люди, т.к. потребности в общедоступных предметах удовлетворены полностью (в воздухе например), а пото­му и осознавать необходимость их удовлетворения не приходится.

То есть только объекты собственности (как в качестве средств производства, так и в качестве предметов потребления), и ничто другое, могут быть внешней для человека причиной возникнове­ния и существования у него материальных интересов (через чувст­ва). Поэтому объекты собственности и отношения собственности первичны по отношению к материальным интересам и материаль­ной заинтересованности (только когда они есть, только тогда может возникнуть заинтересованность в них). Значит, в итоге, бытие

*Вообще о возможностях людей можно сказать следующее. На протяже­нии своего развития человечество на практике наблюдает, что его непосред­ственное или опосредованное воздействие на материальные процессы при­водит к каким-то изменениям в направлении их течения, в их следствиях. Этот человеческий опыт позволяет осознавать подобное будущее воздействие человека на материальные процессы в аналогичных условиях как возмож­ность получения аналогичных прошлому опыту следствий, т.е. позволяет предвидеть течение объективно-реальных процессов при условии того или иного поведения человека в этой системе, что и есть возможность. Но нас интересуют не всякие возможности, а лишь возможности присваивать и ис­пользовать объекты собственности. И легко заметить, что возможности эти не безграничны, а определяются свободой действий человека, которая в свою очередь является следствием условий жизни людей и их знаниями об этих условиях.

материальной за­интересованности субъективно обусловлено теми или иными по­требностями, а объективно - объектами собственности.

Поэтому наиболее естественно и гармонично материальные ин­тересы и отношения собственности сочетаются там, где люди (кол­лективно ли, индивидуально ли) используют объекты собственно­сти в своих интересах. Тогда психологически это воспринимается ими с удовлетворением, и люди проявляют наибольшую физиоло­гическую и творческую активность по использованию объектов собственности и прежде всего средств производства, т.е. в труде.

Но если происходит искусственный отрыв материальных инте­ресов от использования средств производства, как, например, в случае принуждения к работе рабов, то это приводит к потере ими всякого интереса к работе, а потому их творческая активность не стимулируется, люди апатичны и психологически угнетены. Здесь творческая активность переходит к господину, стимулируемая его свободой использовать объекты собственности руками рабов в своих интересах. И господин удовлетворен.

И надо заметить, что в таких условиях раб не только во мнении господина, но и в действительности является рабочим скотом, по­скольку объективно он находится в положении живого исполни­тель- ного механизма без творческой активности, которая принад­лежит лишь господину. А подлинно человеческим трудом является только единство творческой и физической активности.

Таким природа сформировала человека, и не считаться с этим нельзя, что практически подтверждается на каждом шагу.

Поэто­му одним из основных принципов регулирования общественных процессов должно быть признание права собственности произво­дителей на продукты своего труда, а более широко - признание права власти отдельных людей на свои поступки, свободу деятель­ности различных общественных образований, естественно, не в ущерб другим людям. Короче - свободу всем и каждому.

Как материальная заинтересованность развивалась в процессе развития общества и какую роль она играла и играет, - будет рас­смотрено во второй главе. Сейчас же заметим, что материальная заинтересованность - существенная идеальная причина деятель­ности людей.

Поэтому люди в социальной действительности отличаются друг от дру­га своими материальными интересами, что есть причина образова­ния различных групп людей, в том числе таких предельно больших,

как классы: общность интересов людей роднит их и сплачивает в борьбе за эти интересы против других людей в класс170.

Но так как причиной существования материальных интересов являются объекты собственности (как средства непосредственного или опосредованного удовлетворения потребностей), то главным отличительным объективно-реальным признаком принадлежности человека к тому или иному классу есть объекты собственности, но не всякие, а те, которые определяют экономическую силу людей и их интересы в наибольшей мере, т.е. средства производства171.

В условиях частнособственнического производства в связи с разделением труда обмен трудовой деятельностью, как известно, может осуществляться как товарный обмен, где каждый собствен­ник товара использует его в обмене как средство удовлетворения тех потребностей, которые этот товар непосредственно не удов­летворяет. И, конечно, каждый собственник хочет, чтобы его товар был использован в максимальной степени в этом его специфиче­ском качестве, т.е. хочет получить за него максимум других товаров или услуг, в результате чего происходит столкновение их интере­сов, рыночная борьба.

И эта материальная заинтересованность заставляет собственни­ков- производителей одного вида товара, следовательно, собственников одинаковых средств производства, с целью более успешной борьбы объединяться в картели, тресты, монополии.

Наибольшее качественное различие существует между наличи­ем средств производства у капиталистов и отсутствием таковых у рабочих, что обуславливает коренное различие их интересов. Но это не значит, что у них нет общих интересов.

Поэтому интересы классов, в силу бытия их собственниками очень разных и даже противоположных объектов собственности (наличие и отсутствие средств производства), всегда содержат мо­мент непримиримости и антагонизма.

Вот почему В.И. Ленин определил классы как «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли обще­ственного богатства, которой они располагают», специально под­черкнув, что «классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их мес­та в определенном укладе общественного хозяйства»172. 139


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: