Товара и стоимости
Прежде всего хочется обратить внимание на производство товара. К. Маркс называет это овеществлением труда. И эта дань гегелевскому способу понимания только мешает правильно понять данный объективно-субъективный реальный процесс.
Труд, как это легко наблюдаемо и ощущаемо, есть материальный процесс взаимодействия человека с объектами природы с помощью орудий труда. В этом процессе предметы труда целенаправленно качественно изменяются человеком для достижения предвидимой им потребительной стоимости. Гегелевский же способ мышления мистифицирует этот процесс. 163
Следствием этого процесса есть продукт труда, имеющий потребительную стоимость (о качественном изменении самого человека пока говорить нет необходимости). Причем сколько существует процессов труда, столько существует и их следствий - продуктов труда. Поэтому понятие «овеществление труда» отражает процесс производства продуктов труда только в виде материальных объектов, причем отражает мистически. И уж совсем не имеет смысла говорить об овеществлении абстрактного труда186. Это все равно, что и плод овеществляет себя в виде яблока, груши...
Кроме того, следствием процесса труда есть продукты труда, не имеющие потребительной стоимости, т.е. отходы производства.
Но поскольку они не имеют потребительной стоимости, не являются целью труда, то стоимость приписывается всецело продуктам труда, которые имеют потребительную стоимость, потому что ради них-то люди и трудятся.
Следовательно, субстанцией товара является не труд, а материальный субстрат, если этот товар есть материальный объект. Если же им является материальный процесс, то здесь невозможно говорить о субстанции, просто это есть взаимодействие материальных объектов. Если же им является нематериальный продукт труда, то о субстанции говорить здесь нет необходимости. Можно указать, если это нужно, что он (идеальный продукт) есть следствие материально-идеальных процессов.
Однако какова бы ни была природа продукта труда, он всегда есть следствие труда, что есть лишь другое его название, но никак не овеществление труда.
Труд - причина, основание своего продукта, следствия, но не субстанция. Конечно, не только труд, но и те материальные объекты, которые взаимодействуют в процессе труда между собой и человеком. Все это легко доказывается и проверяется наблюдаемостью и ощущаемостью этих процессов.
Причем никакой двойственностью труд не обладает. Всякий объективно-реальный процесс труда конкретен. И абстрактная его составляющая есть не что иное, как абстрагирование от особенностей множества конкретных процессов труда и приписывание получившейся абстракции каждому конкретному труду в отдельности как его составлящей.
Конкретный труд так же обладает качеством быть одновременно конкретным и абстрактным, как и яблоко имеет качество быть самим собой и плодом как таковым, как собака имеет качество быть самой собой и животным как таковым... 164
Продукты труда производителей становятся товарами, как было сказано ранее, вследствие их участия в товарообмене. Поэтому товар есть продукт общественных отношений, а не само общественное отношение, как это считает К. Маркс.
Гегелевское мировоззрение сказалось у К. Маркса и на его опреде- лении стоимости, которую он считает овеществленным абстрактным трудом, где абстрактный труд принимается за субстанцию стоимости, по-гегелевски кристаллизованной в товаре187. Стоимость, таким образом, оказывается неким однородным вещественным телом, пред- ставляющим собой чистое количество, и ничего более. А ведь это не что иное как то же воплощение абсолютной идеи в материальный мир, проявление плода в виде яблока... Нет, даже еще более фантастично, ведь яблоко (по-гегелевски - плод в виде яблока) можно ощущать, а овеществленный абстрактный труд, стоимость, можно ощущать лишь в уме, мысленно. Причем К. Маркс о стоимости везде говорит как об объективной реальности, хотя самого этого понятия (объективная реальность) не употребляет.
Очень важной для понимания мироощущения К. Маркса в этом смысле является следующая цитата:
«Безразличие к определенному виду труда предполагает весьма развитую совокупность действительных видов труда, ни один из которых не является более господствующим. Таким образом, наиболее общие абстракции возникают вообще только в условиях богатого конкретного развития, где одно и то же является общим для многих или для всех элементов. Тогда оно перестает быть мыслимым только в особенной форме. С другой стороны, эта абстракция труда вообще есть не только духовный результат (на выделенные мной слова обратите особое внимание. - В.В.) конкретной совокупности видов труда. Безразличие к определенному виду труда соответствует общественной форме, при которой индивидуумы с легкостью переходят от одного вида труда к другому и при которой какой-либо определенный вид труда является для них случайным и потому безразличным. Труд здесь не только в категории, но и в реальной действительности стал средством создания богатства вообще и утра- тил свою специфическую связь с определенным индивидуумом» 188.
Это верно, что «наиболее общие абстракции возникают вообще только в условиях богатого конкретного развития». Так возникла и абстракция «абстрактный труд», потому что уже есть материал для абстрагирования. Но надо заметить, что абстрактный труд не является чем-то общим для конкретных видов труда; он существует
не в конкретных видах труда (иначе бы он существовал одновременно во множестве мест), а субъективно-реально, как и любое другое общее. Абстрактный труд отражает то похожее, что существует в каждом конкретном труде. Поэтому «одно и то же» не может быть «общим для многих или для всех элементов». Но вопреки этому К. Маркс говорит, что «эта абстракция труда вообще есть не только духовный результат», а и результат безразличия к конкретному виду труда. А за этим безразличием ему видится нечто действительное, нечто объективно-реальное. Но это заблуждение, т.к. безразличие к конкретному виду труда, безразличие к отличию одного труда от другого и есть не что иное, как абстрагирование. Правда, если у ученого такое абстрагирование осуществляется в процессе целенаправленного нахождения похожих («тождественных») свойств предметов, то у простого производителя или рабочего такое абстрагирование имеет вид безразличия к отличию одного процесса труда от другого или как результат безразличия, потому что каждый человек может удовлетворить свои разнообразные потребности вследствие любого конкретного труда благодаря разделению труда в обществе. (Но никак не абстрактного труда, ибо его нет в социальной действительности.) А именно: хотя и в результате любого, но только конкретного труда, как бы от его особенностей ни абстрагировался и сам рабочий, и К. Маркс. Поэтому еще большим заблуждением является мнение, что средством создания богатства может быть труд в категории.
Вот так образ мышления Гегеля через иллюзию объективной реальности результата безразличия рабочего к отличию одного труда от другого привели К. Маркса к мнению о том, что средством создания действительного богатства есть абстрактный труд в условиях товарного производства. А фетишизм товарного обмена буржуазного общества заставил его считать обладателем стоимости только овеществленный товар, только товар в виде материального объекта.
Тот, кто добросовестно изучал «Капитал» К. Маркса, должен был заметить, что он анализирует и излагает развитие буржуазного общества как развитие естественно-исторического организма, беря факты такими, какими он их видит в обществе. Поэтому он вводит в свою теорию такие понятия, как стоимость, товар, капитал, бездоказательно, наделяя их такими свойствами, какие он в них находит. Но видит-то он эти факты сквозь призму гегелевского мировоззрения, мироощущения.
Поэтому, хотя К. Маркс искренне уверен в своем материализме, в действительности он излагает свою экономическую теорию не вполне материалистично, не вполне адекватно отражая социальную действи- тельность, потому что он не только не свел счеты с идеализмом Гегеля, но и не избавился окончательно от фетишизма современного ему общества. Поэтому абстрактный труд у него овеществляется в стоимость; стоимость присуща товару как некий объективно-реальный атрибут; не заметив влияния на стоимость условий производства, приписывает труду качество сложности и т.п.
Получилась парадоксальная ситуация: сущность идеализма Гегеля К. Маркс вскрыл, сам же абстрактный труд воплощает в овеществленный товар, овеществляя и сам этот труд; фетишизм вскрыл, а идеальный характер существования стоимости не понял. Но парадоксальность этой ситуации замечена не была, потому что, несмотря на свою скрытую болезнь, теория К. Маркса значительно продвинула человечество вперед по пути познания общественных отношений*.
Я думаю, что мнение К. Маркса о принадлежности стоимости самим товарам, мнение о вещественной ее природе, общеизвестно. Но чтобы не было упреков, что я не подтвердил слова цитатами, я сделаю это сейчас:
«Как стоимости, все товары суть лишь определенные количества застывшего рабочего времени»189.
Как видите, если бы даже время действительно было объективной реальностью, то и тогда «определенное количество застывшего рабочего времени» было бы только абстракцией, идеальным. А точнее, как мы уже знаем, знанием количества затраченного труда на производство товаров.
Но теория марксизма-ленинизма считает стоимость объективной реальностью, о чем недвусмысленно заявляют наши ученые: «Между тем в свете ленинского философского определения материи становится совершенно ясным, что стоимость материальна, т.к. она есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания»190.
«В самом деле, мы исходим из меновой стоимости, или менового отношения товаров, чтобы напасть на след скрывающейся в них стоимости»191 (курсив мой. - В.В.).
*Я знаю, что найдется множество «принципиальных» ученых, бездоказательно верящих, что стоимость принадлежит самим товарам, которые с возмущением отвергнут мои доказательства. Их я прошу доказать истинность своей веры практически. 167
«Если бы товары обладали даром слова, они сказали бы: наша потребительная стоимость, может быть, интересует людей. Нас, как вещей, она не касается. Но что касается нашей вещественной природы, так это стоимость»192.
«Стоимость железа, холста, пшеницы и т.д. существует, хотя и невидимо, в самих этих вещах»193 (курсив мой. - В.В.).
«Во время процесса труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предмет- ности»194. Другими словами, абстрактный труд овеществляется, превращаясь в стоимость186. Тем не менее К. Маркс говорит, что «в стоимость не входит ни одного атома вещества природы»190. Вот так! Но если любопытный читатель попытается понять, какова же все-таки природа стоимости, т.е. идеальна она или материальна, зная, что ничего третьего быть не должно195, то он может, если захочет, удовлетвориться следующим ответом К. Маркса: «Стоимость товаров тем и отличается от вдовицы Куикли, что не знаешь, как за нее взяться» 190, потому что товары как стоимости являются «вещами чувственно-сверхчувственными, или общественными» 196.
В экономической литературе встречается непонимание К. Маркса в том смысле, что же он понимал под понятием «товар», т.к. сам К. Маркс часто употребляет понятие «стоимость» вместо «меновая стоимость», и наоборот. И хотя это несущественный вопрос, все же полезно рассмотреть объяснение самого К. Маркса: «Когда в начале этой главы, придерживаясь общепринятого обозначения, говорили: товар есть потребительная стоимость и меновая стоимость, то, строго говоря, это было неверно. Товар есть потребительная стоимость или предмет потребления и «стоимость». Он обнаруживает эту двойственную природу, когда его стоимость получает собственную, отличную от его натуральной форму проявления, а именно форму меновой стоимости, причем товар, рассматриваемый изолированно, никогда не обладает этой формой, но обладает ею всегда лишь в стоимостном отношении, или меновом отношении, к другому, неоднородному с ним товару. Раз мы это помним, указанное выше неточное словоупотребление не приводит к ошибкам, а служит только для сокращения»197.
Итак, товар вне обмена имеет форму не меновой стоимости, но лишь стоимости. Если же вспомнить, что продукт труда, по К. Марксу, произведенный не для обмена, не есть товар, а есть продукт для собственного потребления, то ясно, что он действительным товаром
считает продукт, имеющий форму меновой стоимости. А меновая стоимость отличается от стоимости - как видно отсюда же или из слов, что «мы исходим из меновой стоимости, или менового отношения товаров, чтобы напасть на след скрывающейся в них стоимости»191, - лишь тем, что меновая стоимость выражается в меновом отношении, а стоимость - нет.
Это можно подтвердить и словами Ф. Энгельса:
«Таким образом, когда я говорю, что какой-нибудь товар имеет определенную стоимость, то я этим утверждаю:
1) что он представляет собой общественно-полезный продукт;
2) что он произведен частным лицом за частный счет;
3) что, будучи продуктом частного труда, он является одновремен- но, как бы без ведома производителя и независимо от его воли, продуктом общественного труда, притом определенного количества этого труда, устанавливаемого общественным путем посредством обмена;
4) это количество я выражаю не в самом труде, не в каком-то числе рабочих часов, а в каком-нибудь другом товаре»198.
«Поэтому в форме стоимости продуктов уже содержится в зародыше вся капиталистическая форма производства...»199
Пойдем дальше. Считая природу стоимости вещественной, К. Маркс не мог видеть товары в других, невещественных продуктах человеческого труда, и потому труд по производству этих продуктов считается непроизводительным, а затраты этого труда - производственными или общественными издержками, поскольку, по К. Марксу, эти затраты труда не создают стоимости, но лишь расходуют (имея в виду овеществленные продукты труда). Исключение делается только транспортировке грузов как особому виду производства эффекта по перевозке грузов:
«То, что продает транспортная промышленность, есть само перемещение»200, т.е. материальный процесс, который потребляется одновременно с его производством. И «меновая стоимость этого полезного эффекта (материального процесса. - В.В.), как и меновая стоимость всякого другого товара, определяется стоимостью затраченных на него элементов производства (рабочей силы и средств производства) плюс прибавочная стоимость, созданная прибавочным трудом рабочих, занятых в транспортной промышленности. Что касается потребления этого полезного эффекта транспортной промышленности, то и в этом отношении он совершенно не отличается от других товаров. Если он входит в индивидуальное
потребление, то вместе с потреблением исчезает и его стоимость; если он потребляется производительно, так что сам является стадией производства товара, находящегося в перевозке, то его стоимость переносится как дополнительная стоимость на самый товар»201.
Совершенно прав здесь К. Маркс, считая эффект по перевозке грузов и людей товаром, хотя он не замечает, что это противоречит его определению стоимости как овеществленному труду. Но, видимо, современное ему развитие транспорта толкнуло его на интуитивное обобщение, на признание товаром, обладающим стоимостью, не только овеществленный труд*
Да, перевозки, отделяясь от производства отдельных капиталистов, объединяя их в единый общественный организм, становятся самостоятельным видом производства. Если взять, например, внутризаводские перевозки, то мы наблюдаем не что иное, как элемент производства товаров капиталистом. В процессе этого производства стоимость средств внутрипроизводственного передвижения (стоимость труда рабочих, приводящих эти средства в движение) переносится на вновь произведенный продукт как старая и новая стоимости.
Выделяясь в отдельное производство, управляемое отдельным капиталистом (или их ассоциацией, что для нас здесь безразлично), производство перевозок есть не что иное, как такой же элемент всего общественного производства, без которого невозможно получение конечного продукта. И поэтому стоимость переносится здесь на перевозимые грузы как старая и новая стоимости, созданные транспортными работниками с помощью транспортных средств передвижения. Средствами производства являются здесь все его вещественные и невещественные элементы.
Взаимозависимость этого вида производства с производством овеществленных товаров должна быть понятна из общих суждений по этому вопросу (см. с. 157-158).
Если мы будем смотреть на производство перевозок как на досаду, *Впрочем, К. Маркс однажды потребительную стоимость признает и в неовеществленном продукте труда (т. 47, с. 150). Но это вместе с признанием эффекта по перевозке товаров, обладающих стоимостью, остается крохотным началом выхода за границы определения товара как сугубо материального объекта. Хотя в первом разделе шестой главы 2-го тома «Капитала» К. Маркс видит в перевозках не товар, а просто транспортные издержки, соответственно своему определению стоимости.
только как на вынужденный вычет из общественного производства, только как на вынужденные издержки, то это будет односторонний, а потому и недиалектический подход к этому вопросу, точка зрения отдельного промышленного капиталиста, которому хотелось бы, чтобы в реальной жизни обмен товарами происходил по волшебному слову, а не по рельсам с помощью вагонов и людей.
Благодаря перевозкам происходит обмен трудовой деятельностью между людьми (специализированными производствами), производи- тельность их труда в силу роста специализации возрастает настолько, что все общество, несмотря на отвлечение части материальных и трудовых ресурсов в сферу перевозок, производит овеществленных товаров больше, чем без перевозок. Кроме того, сами люди потребляют эффект по перевозке, расширяя тем самым сферу своего потребления. В этом состоит потребительная стоимость перевозок для общества. Поэтому с точки зрения производства товаров в овеществленном виде производство эффекта по перевозке грузов (а точнее - производство материального процесса перевозок) есть не только уничтожение части производства овеществленных продуктов (но только потенциально - как использование в сфере перевозок потенциальных производителей овеществленных товаров), есть не только отрицание, противодействие, но и увеличение производства продуктов в овеществленном виде, причем не потенциальное, а действительное увеличение в силу специализации производителей и роста их производительности, т.е. содействие.
Кроме того, думать, что производство перевозок есть только обуза для общественного производства - значит смотреть на этот факт внеисторически, а потому и недиалектически, смотреть на данный исторически развившийся процесс с точки зрения натурального хозяйства, которое в связи с отсутствием обмена трудовой деятельностью не нуждается в перевозках. Для него перевозки не необходимы и бессмысленны, нецелесообразны, в натуральном хозяйстве они есть действительный вычет из производства продуктов, пустая трата рабочего времени. Поэтому там, где нет обмена продуктами, нет и их перевозок.
Поэтому К. Маркс поступает вполне логично, объявляя эффект по перевозкам товаров обладателем стоимости, хотя этим он противоречит сам себе.
Это противоречие, причем обыкновенное формально-логическое противоречие, заложено К. Марксом уже в самом определении стоимости. Вспомните, ведь стоимость есть овеществленный
абстрактный труд, который есть затрата умственных и физических сил вообще190. То есть, по определению К. Маркса, источником стоимости являются обе составляющие - и умственные, и физические затраты труда. Когда же в результате развития производства на базе разделения труда из труда ремесленника и кустаря образуются специалисты, отдельно производящие идеальные продукты и материальные процессы, то их труд для К. Маркса не является более источником стоимости, т.к. их следствием не является овеществленная стоимость202. Поэтому такой труд К. Маркс считает непроизводительным203. В частности непроизводительным трудом, трудом, не создающим стоимости, он считает труд в сфере торговли, что он обосновывает следующим образом:
«Если даже не входить в более детальное рассмотрение этого вопроса, само собой ясно, что если какая-нибудь функция, сама по себе не производительная, но являющаяся необходимым моментом воспроизводства, вследствие разделения труда превращается из побочной функции многих в исключительную функцию немногих, в их особое занятие, то от этого сам характер функции не изменится. Возможно, что один купец... посредством своих операций сокращает для многих производителей то время, которое они затрачивали на куплю и продажу. В таком случае его можно рассматривать как машину, уменьшающую бесполезную затрату силы или помогающую высвободить время для производства»204.
Во-первых, купец - такая же живая машина, затрачивающая умственный и физический труд на торговлю, что и капиталист по перевозкам, хотя считается, что труд купца не создает стоимости.
Во-вторых, капиталист по перевозкам точно так же отпочковался от многих промышленных капиталистов в процессе развития разделения труда, сделал функцию по перевозкам многих своей исключительной функцией, как и купец. И капиталиста по перевозкам тоже можно рассматривать «как машину, уменьшающую бесполезную затрату силы или помогающую высвободить время для производства». Но тем не менее труд по перевозкам считается К. Марксом производительным, создающим стоимость, а труд купца - нет.
В-третьих, такая аналогия, т.е. приравнивание функций купца к несуществующей машине по высвобождению свободного времени промышленного капиталиста, неправомерна, т.к. это есть подмена понятия «купец» неадекватным понятием - бессознательным объектом подменяется субъект, производитель. И потому получается
ложный вывод, что труд купца непроизводителен *, хотя, на первый взгляд, этот вывод кажется справедливым.
В-четвертых, К. Маркс совершенно справедливо считает, что «если какая-нибудь функция, сама по себе не производительная... вследствие разделения труда превращается из побочной функции многих в исключительную функцию немногих, в их особое занятие» то от этого сам характер функции не изменится». Только не надо было исходить из иллюзии промышленного капиталиста о торговле как обузе, о непроизводительном характере труда торговца, а надо было начать с труда кустаря, постараться увидеть у него в зародышевом состоянии и труд по перевозкам, и труд торговца и параллельно сравнивать их с трудом по изготовлению овеществленных продуктов труда. Тогда бы стало ясно, что, производя продукт, осуществляя транспортировку и продажу, меняя свои продукты на чужие, кустарь учитывает и время транспортировки, и время продажи; тогда бы стало ясно, что абсолютно вся его деятельность по производству товара «создает» стоимость**.
А потому с дальнейшим развитием производства эти две побочные функции тоже создают стоимость, являясь теперь вот таким продуктом нескольких капиталистов или даже всего общества. Поэтому К. Маркс непоследователен, когда говорит, что «размеры,
*На с. 149 24-го тома К. Маркс говорит, что функционирование купеческого капитала создает только иллюзию создания стоимости.
**Я не хочу этим сказать, что кустарь вполне осознанно учитывает время транспортировки и продажи. Нет. Это время учитывается понятиями «выгодно - невыгодно» производить товар для обмена: чем дальше возить товар на продажу, чем больше затрачивать времени на саму продажу, тем по более высокой цене кустарь продает свой товар. Если у него этот товар покупают по более низкой цене, то ему это невыгодно. И вместо траты времени на транспортировку и продажу он сам станет производить товар, который хотел получить в обмен на свой: таким путем он полнее удовлетворит свои потребности. Поэтому предложение кустаря уменьшается, цена на его товар растет и приходит в соответствие с транспортными и торговыми «издержками» (стоимостями). Если подавляющее большинство кустарей тратит мало времени на транспортировку и продажу, то и среднеобщественная стоимость товаров будет «содержать» малую долю стоимости от транспортных и торговых затрат.
которые принимает товарооборот в руках капиталистов, конечно, не могут превратить этого труда, не создающего стоимости, лишь опосредующего перемену формы стоимости, в труд, создающий стоимость»205, ведь эта метаморфоза заключается не только в потере товаром одного собственника и приобретении другого.
К. Маркс считает, что сфера обращения может создать стоимость только за счет уничтожения прибавочной стоимости в сфере производства овеществленных продуктов труда, т.е. он считает, что промышленный капиталист делится с купцом прибавочной стоимостью, в чем и заключается Марксова суть издержек206. Но это не логично, т.к. получается, что товар, имеющий стоимость, обменивается на ничто. Получается, что обмен существует без критерия обмена. На самом деле здесь эффект-продажа, как материально-идеальный процесс, обменивается на овеществленный товар. К. Маркс объясняет это иррациональностью цены. Но это не так. Да и вообще это не объяснение, а только видимость объяснения. В таком понимании этого процесса выражено только отрицательное отношение промышленного капиталиста к нему, о чем я говорил выше.
Читатель, наверное, уже заметил, что и купец, и капиталист, осуществляющий перевозки, как близнецы-братья похожи друг на друга в политико-экономическом смысле:
1) оба они посредничают между производителями овеществленных товаров и их потребителями;
2) и тому, и другому приходится производить хранение, доставку и выдачу товаров потребителю;
3) и тот, и другой используют овеществленные товары в качестве средств производства своего эффекта и с этой же целью используют рабочие силы рабочих;
4) и то, и другое производство - следствие разделения труда в обществе, вспомогательные работы по производству овеществленных продуктов;
5) и стоимость одного эффекта, и стоимость другого переносятся на конечный продукт производительного потребителя, если же потребитель не производительный, то он соответствующим образом и потребляет этот эффект, полностью оплачивая стоимость последнего.
Отличие одного производителя эффекта от другого состоит в том, что они под разными титулами собственности производят посредничество между производителями и потребителями: товары, перевозимые транспортным капиталистом, доставляются по-
173
требителю под титулом собственности промышленного капиталиста,
а товары, доставляемые купцом, - под его собственным титулом. Различие еще то, что транспортный капиталист больше посредничает между промышленным капиталистом и производительным потребителем, а купец - непроизводительным. Но это несущественное отличие.
Транспортный капиталист без всякой маскировки получает плату за перевозку, куда входят транспортировка, хранение, выдача, а стоимость овеществленного товара потребитель оплачивает непосредственно промышленному капиталисту. Поэтому он перевозит не свои товары. Купец осуществляет такую же перевозку, куда входят транспортировка, хранение и выдача товаров, но собственником перевозимых товаров считается он сам, так как он уже оплатил стоимость производства этих товаров промышленному капиталисту, поэтому при выдаче этих товаров потребителю стоимость производства овеществленных товаров получатель оплачивает не промышленному капиталисту, а купцу. Этот-то факт как раз и затемняет суть дела. А суть его в том, что купец выполняет такие же производственные операции, что и транспортный капиталист, играет такую же экономическую роль в обществе в политико-экономическом смысле, поэтому получает плату за такие же услуги, за такой же эффект. Поэтому различие между ними формальное: они производят одинаковые эффекты, но под разными титулами собственности. И оба эти эффекта, разумеется, «содержат» общественно необходимое рабочее время.
К. Маркс иногда считает, что производительный труд не обязательно должен быть источником стоимости, лишь бы он приносил прибыль207. Прибыль от такого труда он вынужден объяснять ирраци- ональностью цены труда. Но производство прибыли без стоимости - это форма без содержания. Прибыль не объяснима иррациональ-ностью, а объяснима только стоимостью.
Все то, что я говорил о перевозках и торговле, характерно и для других видов производства неовеществленных продуктов, в том числе и идеальных. И прежде всего то, что они стоят определенного количества труда, и цены на эти продукты не иррациональны, а имеют критерий обмена, стоимость, и регулируются также, как и цены на овеществленные товары:
1) стоимостью;
2) соотношением спроса и предложения.
Всякий продукт труда «содержит» стоимость, а если он имеет и потребительную стоимость, то он может быть и товаром. 174
Мне не хотелось бы повторяться насчет того «общего», что присуще этим видам производства, не хотелось бы по косточкам разбирать производство каждого конкретного вида неовеществленного продукта, т.к. это будет повторение одних и тех же мыслей, хотя и другими словами, а в большинстве случаев даже одними и теми же словами. Но некоторые дополнения об идеальных продуктах надо сделать.
Как уже говорилось, К. Маркс считает, что стоимость создает «производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д.». И здесь я хочу подчеркнуть, что умственная составляющая создания стоимости обязательна в трудовой деятельности любого человека, как, впрочем, и физическая, являющаяся объективно-реальной основой умственной. Без умственной деятельности механические движения членов тела не могут быть трудом, тем более в сочетании со словом «человеческий», так как труд - это осознанная деятельность. Поэтому умственные затраты не могут не быть одной из составляющих источника стоимости. И К. Маркс, безусловно, прав, включив их в определение стоимости как составной части ее источника, составной части источника богатства.
Но определение стоимости как овеществленного абстрактного труда, как материального объекта, толкнуло его в объятия вопиющего противоречия: на с. 152-153 24-го тома К. Маркс умственные затраты труда даже в лице одного человека (кустаря) не считает источником стоимости! И все это только ради того, чтобы доказать, что умственный труд, труд, создающий только идеальные продукты, например труд бухгалтера, отделившись в процессе разделения труда от физического, не создает стоимости!
Нет, как и раньше умственные затраты кустаря были частичным источником стоимости, так и сейчас умственный труд бухгалтера, руководителя производства, как и труд частичных рабочих в рамках предприятия, создает продукты труда, «обладающие стоимостью». И переносится эта стоимость на конечный продукт как вновь созданная. Как и раньше труд кустаря частично состоял из умственных, а частично - из физических затрат, так и позже выросший из кустаря капиталист рабочими силами рабочих «вкладывает» в конечный продукт частично умственный, а частично - физический труд.
Если неовеществленное производство ведется капиталистически, то оно аналогично капиталистическому производству овеществленных товаров; если индивидуально - то как кустарное про
изводство. Но по причине всеобщей взаимной связи и зависимости производителей в обществе производство всякого продукта может быть рассмотрено как издержки всего производства, продукты которого распределяются в виде общественных фондов, как, например, медицинское обслуживание, продукты труда армии, милиции и т.д. Но для этого должны быть соответствующие условия.
Некоторые виды неовеществленных продуктов исторически преходящи, как, впрочем, и овеществление продукты, например продукты труда сторожей, милиции... Объясняется это изменениями потребностей и потребительных стоимостей продуктов труда.
Особо нужно сказать о труде капиталиста. В его прибыли, огромная доля которой есть прибавочная стоимость, создаваемая наемными трудящимися, есть и доля, которая создана трудом самого капиталиста как руководителя производства и даже банкира. Правда, если учесть, что они расходуют на свои личные потребности, т.е. непроизводительно, значительно больше, чем создано их трудом, то ясно, что все, что принадлежит им юридически, не содержит продукта их собственного труда. Поэтому капиталист в очень большой степени ложный собственник.
Следует также обратить внимание на следующие мысли К. Маркса:
«Вещи, которые сами по себе не являются товарами, например, совесть, честь и т.д., могут стать для своих владельцев предметом продажи и, таким образом, благодаря своей цене, приобрести товарную форму. Следовательно, вещь формально может иметь цену, не имея стоимости. Выражение цены является здесь мнимым, как известные величины в математике»208
Во-первых, то, что имеет цену и в обмене приобрело товарную форму, уже имеет эту цену. Поэтому этот факт никак не может быть основанием для вывода, что это нечто может иметь цену. Ведь получается, что то, что имеет цену, может иметь ее. Нам надо знать, почему это нечто может ее иметь?
Во-вторых, в социальной действительности есть не иррациональное, а аморальное, если это название ему подходит.
Здесь, как легко видеть, речь идет не о совести, чести и т.д., а о тех услугах, которые связаны с нарушением норм чести и морали. В политико-экономическом смысле такие услуги ничем не отличаются от услуг прислуги, портного, советника..., подобно тому, как производство и потребление табака и водки не отличаются от производства и потребления пищевых продуктов. Эти услуги имеют
потребительную стоимость для покупателя, а т.к. они стоят для продавца определенного количества затрат духовных и физических сил, то эти услуги оплачиваются потребителем соответственно коли- честву затраченного продавцом труда и являются поэтому товаром.
Взять хотя бы труд проститутки. Он имеет потребительную стоимость и, удовлетворяя потребности покупателя, стоит определенного количества труда. И если ее эксплуатирует капиталист, то он получает прибыль, ведет капиталистическое производство. И труд проститутки в этом случае является производительным. Если же она действует в-одиночку, то ее следует рассматривать как кустаря, мелкого буржуа.
Земля тоже не имеет иррациональной цены. Это только видимость, что она продается. На самом деле продаются будущие продукты земледелия на основе прошлого знания об этом, хотя юридически - земля. Аналогично продаются и заводы или акции на них. Никого не интересуют ни цена, ни стоимость самого завода. Весь смысл этой сделки в прибыли, которую можно будет получить с помощью этого завода или участка земли. А прибыль в итоге зависит от стоимости производимых товаров.
Это заблуждение об иррациональности цен является необходимым следствием мнения, что товарами могут быть только материальные объекты: только поэтому К. Маркс не видит в следствиях трудовой деятельности производителей разного рода эффектов продукты труда, «обладающие стоимостью».
Вследствие непонимания идеальной природы стоимости К Маркс своеобразно объясняет создание новой стоимости и сохранение старой в процессе производства:
«Простым количественным присоединением труда присоединяется новая стоимость, вследствие же особого качества присоединяемого труда старые стоимости средств производства сохраняются в продукте»209.
Как видим, К. Маркс ограничивается простым утверждением о присоединении новой стоимости количеством труда (непонятное его качество) и сохранении старой или ее переносе210 тоже особым качеством труда и тоже, конечно, непонятным. Таково мироощущение К. Маркса. Это присоединение, сохранение, перенос стоимости не ощущаемы и не наблюдаемы нигде и никогда. Поэтому они не могут быть поняты как объективно-реальный процесс, можно лишь заставить себя думать и убедить, что это понятно.
Еще более надуманность и необоснованная приписываемость этого качества труду видна из следующей цитаты: 177
«Таким образом, труд в качестве действительного живого труда лишь в том случае сохраняет стоимости в процессе труда, если он, как абстрактный труд, как рабочее время, присоединяет к стоимости новую стоимость»211.
Ясно ведь, что абстракции, в том числе и такая, как абстрактный труд, в действительности не могут иметь никаких объективно-реальных следствий.
Любой труд характеризуется качеством, отличающим его от другого конкретного труда, почему мы и можем отличать друг от друга труд слесаря, ювелира, ученого. Абстрактный же труд есть труд в уме, конкретный труд, взятый субъективно-реально и лишенный всяких отличий от любого другого конкретного труда. Это очевидный факт. И кроме этих особенностей, труд никаких других качеств не имеет. Но К. Марксу пришлось придумать эти непонятные качества, т.к. его определение стоимости не позволяет иначе объяснить эти процессы. А ведь все это объясняется мышлением человека. Вот конкретный пример.
Пусть средства производства стоят для кустаря 2 рабочих дня, он сделал их сам. При производстве нового продукта, израсходовав эти средства производства, производитель работал еще 1 день. Зная, что на производство конечного продукта ему пришлось затратить 3 рабочих дня, производитель и считает конечный продукт продуктом трехдневного рабочего времени. И дело не меняется от того, что он эти средства производства для производства продукта купил за деньги, которые обошлись ему в 2 рабочих дня. И так же суть процесса создания продукта не изменится от того, что производитель будет стоимость своего продукта выражать деньгами.
Так что перенос старых стоимостей на вновь созданный продукт объясняется не мифическими качествами труда, а идеальным резуль- татом отношения производителей к своим объектам собственности.
Так же объясняется и функционирование средств производства как стоимостей, равных цене их приобретения. Для капиталиста все равно, сколько стоили товары, для него они стоят столько, сколько он за них уплатил212.
Так же объясняется и обесценение капитала во время кризисов, Само собой понятно, что тот «овеществленный» труд, который «воплощен» в средства производства, никуда не мог деться, если его природа вещественна. Но тем не менее после кризиса эти средства производства имеют меньшую стоимость, чем до него.
Поэтому верно, что «присоединение новой стоимости к предмету
труда и сохранение старых стоимостей в продукте суть два совершенно различных результата»213. Но неверно то, что К. Маркс приписывает достижение этих результатов «двойственному характеру труда» рабочих. Таким качеством труд не обладает, это выдумка и иллюзия самого К. Маркса. В действительности указанный двойственный результат обязан идеальному отношению капиталиста-собственника к новым товарам, в результате которого (отношения) капиталист переносит старые стоимости на вновь созданный товар, приписывая сюда и новую стоимость.
Итак, ясно, что все эти ошибки порождены непониманием идеаль- ной природы стоимости, своеобразным единством идеализма Гегеля с фетишизмом современного К. Марксу буржуазного общества, которые ему не удалось полностью искоренить в себе. А кроме того, я думаю, К. Маркс специально не рассматривал экономических отношений в сфере производства неовеществленных продуктов, что заставило бы его пересмотреть некоторые свои принципиальные взгляды, потому что эти сферы производства были еще очень слабо развиты.
Сейчас мы можем сделать то, что в свое время не сделал К. Маркс, «потому что развитое тело легче изучать»214, а главное вся теория К. Маркса перед нами, все его мысли. И мы вооружены его главными материалистическими принципами.
Капитал
Последовательно мыслящего марксиста может и напугать такое развитие событий: «Что же будет с капиталом, олицетворением которого является капиталист, если «исчезнет» его внутренняя сущность, стоимость?»
Действительно, как же он тогда будет «саморазвиваться», «самовозрастать»? Как тогда вообще можно понять развитие капиталистического общества?
«Если мы оставим в стороне вещественное содержание товарного обращения»215, поскольку оно является лишь чем-то случайным, лишь формой проявления стоимости, то мы «увидим» движение самой стоимости, «и как раз это движение превращает ее в капитал»216. «Поэтому капитал можно понять лишь как движение, а не вещь, пребывающую в покое... Стоимость проходит тут через различные формы, совершает различные движения, в которых она сохраняется и в то же время возрастает, увеличивается... Движения капитала проявляются (только проявляются, заметьте! - В.В.) как действия отдельного промышленного капиталиста таким образом, что
он функционирует как покупатель товаров и труда, как продавец товаров и как производительный капиталист, следовательно, своей деятельностью он опосредует кругооборот»217.
Но наивный читатель пусть не думает, что капиталист здесь хозяин положения, главный фактор (наряду с рабочим, конечно) функционирования производства товаров, их продажи и т.д. Нет, он лишь олицетворяет собою самодвижущийся капитал218, есть лишь явление, форма сущности капитала. Капиталист всегда есть «олицетворенный, одаренный волей и сознанием капитал»219. Даже когда капиталист в поисках товаров рыщет на рынке, то и тогда он делает это лишь «в качестве персонифицированного капитала»220.
Точно так же и рабочий для К. Маркса и его капитала является не более как носителем, персонификацией специфического товара «рабочая сила»221.
Самовозрастание капитала, по К. Марксу, есть потребление этого специфического товара, рабочей силы (потребительная стоимость которой есть ее прибавочная стоимость), т.е. потребление самого себя в форме товара «рабочая сила». Поэтому рабочая сила есть сердце, внутренний вечный двигатель, внутренний источник роста, самодвижения и саморазвития капитала, этой самовозрастающей, самой себя от себя отличающей, запросто меняющей свои материальные формы стоимости.
Поэтому самовозрастающая стоимость К. Маркса и абсолютная логическая идея Гегеля, которая так же запросто в своем движении приобретает и сбрасывает свои материальные формы, за что, кстати, К. Маркс и критиковал Гегеля и его учеников, так вот, эти идеальные субстанции, полагающие себя в самодвижении и саморазвитии в виде материальных форм, есть близнецы-сестры*.
И хотя К. Маркс никогда стоимость не называл идеальной, напротив, он везде употребляет выражения, подчеркивающие ее объективно-реальный характер (что заставило думать некоторых ученых о материальной природе стоимости, см. с.167-168), тем не менее он делает следующее разъяснение:
«Она (самовозрастающая стоимость. - В.В.) отличает себя как первоначальную стоимость от себя самой как прибавочной стоимости, подобно тому, как Бог Отец отличается от самого себя как Бога Сына, хотя они оба одного возраста и в действительности составляют лишь одно лицо»222.
*Теперь пусть современные материалисты вспомнят и о третьей сестре - материи, этой вездесущей субстанции природы.
А движется эта стоимость, оставляя одни материальные формы и переходя в другие, так:
«В то время как производительный труд превращает средства производства в элементы образования нового продукта, с их стоимостью происходит своего рода переселение души. Из потребленного тела она переселяется во вновь сформированное тело»223.
Да и неудивительно, что стоимость так запросто, как и непонятно, осуществляет свое переселение из одного материального тела в другое, ведь она существует там же, где и Бог Отец с Богом Сыном, в той же действительности, в которой они «составляют лишь одно лицо».
Как видите, если раньше (в начале изложения) стоимость тихо сидела «в» товаре, пряча свое идеальное обличье, то далее, в капитале, во время самодвижения, самовозрастания, во время фантастических воплощений в различные материальные формы товара она настолько беззастенчиво открыла свое лицо, настолько открыто проделывала свои трюки-метаморфозы, что даже сам К. Маркс не смог не сравнить ее с Богом Сыном, Богом Отцом и душой.
Более откровенно вскрыть тайну стоимости уже невозможно.
Но, тем не менее, К. Маркс не замечает, не осознает идеального характера стоимости; он не замечает, что она, как близнецы-сестры, похожа на логическую идею Гегеля (такой же идеальный процесс), потому что он природу стоимости видит общественной. И его вполне удовлетворяет такое объяснение природы стоимости, а потому он и не чувствовал необходимости лучше понять, как эта общественная природа соотносится с материальным и идеальным. Тем более, что и такое (неопределенное) понимание качественной определенности стоимости (как общественная реальность) дало К. Марксу возможность значительно развить и двинуть дальше теорию развития капиталистического общества, а значит, и вообще понимание развития общества.
Но поскольку материалисты понимают, что идеальная сущность не может быть объективно-реальной основой материального, т.к. это есть не более как приписывание продуктам мышления объективнореального существования, в данном случае в капитале (как совокупности главного имущества), то, «теряя» свою «цементирующую и объединяющую» основу, капитал у нас на глазах рассыпается на те материальные объекты, из форм которых он состоял; идеалистические иллюзии рассеиваются и перед нами - теоретически и практически живой капиталист, не являющийся ничьей
персонификацией, являющийся собственником средств производства, предметов труда, денег и товаров на продажу, и такой же теоретически живой рабочий, тоже ничего не олицетворяющий, без средств производства, имеющий скудные средства к существованию, которые вот-вот кончатся. Точь-в-точь как в социальной действительности *.
И как в социальной действительности, они и взаимодействуют между собой (представляя тем самым систему общественных и природных отношений): рабочий, чтобы не умереть с голоду**, нанимается на работу к капиталисту, который милостиво разрешает рабочему пользоваться своими средствами производства, а за это часть вновь созданного продукта рабочим капиталист присваивает себе безвозмездно, что составляет прибавочный продукт***, оцениваемый как прибавочная стоимость. А другую часть вновь созданного продукта капиталист покупает (а точнее - отдаёт ему часть созданного им товара в виде денег) у рабочего как у частного собственника, что (покупка) при непрерывном их взаимодействии (включая борьбу и сотрудничество) принимает вид зарплаты рабочего, величина которой ограничивается стоимостью рабочей силы рабочего. И, конечно, капиталист, являясь юридическим собственником средств производства, реализуя это свое право, является и руководителем производства. А раз рабочий нанялся работать средствами производства капиталиста, то последний и определяет, какой продукт и сколько будет делать рабочий. И т.д.
Как видим, с «исчезновением» стоимости из капитала (как некоей объективной реальности), капитал из теории в его прежнем понимании исчезает. Но теоретическое отражение развития капиталистического общества от этого не ухудшилось. Напротив - улучшилось: мы четко видим интересующую нас систему обще-
*Везде, где идет у К. Маркса речь о движении капитала, о его самовозрастании, взаимодействии его частей, превращении в различные товарно-денежные формы и т.д., везде за этим движением, как сквозь дымку, просвечивает реальная жизнь капиталистического общества. И моя задача показать эту реальную экономическую жизнь общества (и капиталис- тического в том числе) без этой гегелевской дымки.
** Не буквально, конечно.
*** Как и помещик за пользование землей крестьянином дерет с последнего три шкуры.
ственных отношений и стороны этих отношений, капиталиста и рабочих, видим побудительные причины их экономической деятельности (потребности и интересы), видим, как в результате их взаимодействия растет количество средств производства у капиталиста; видим, как люди совершенствуют эти средства производства, увеличивая тем самым свою производительную силу; как немногие капиталисты концентрируют у себя общественные средства производства, разоряя массу кустарей и мелких капиталистов; как происходят кризисы и растет безработица и т.д.
То есть теоретически лучше стало видно все то, о чем писали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, что происходит в социальной действительности, потому что все это стало видно непосредственно, без идеалистических очков Гегеля.
Как видите, капитал К. Маркса есть не что иное, как словесная теоретическая модель капиталистического общества, являющаяся реализацией гегелевских представлений об объективной реальности в области политэкономии: существует самодвижущаяся, саморазвиваю- щаяся, самовозрастающая стоимость, образующая своим самодвиже- нием и саморазвитием капитал, причем путем воплощения в конкретно материальные товарные формы (денежный капитал, рабочая сила и т.п.).
Как мы выяснили, основа капитала, стоимость, - есть идеальное, хотя К. Марке и считает ее объективной реальностью, раз говорит о ней только в этом смысле, да и называет ее овеществленным абстрактным трудом. Это есть основное логической противоречие К. Маркса, незаметно таившееся в его гносеологической модели капиталистического общества до сих пор.
Капитал К. Маркса, являясь следствием философских представле- ний Гегеля о мире, ограничивает теоретические возможности исследования капиталистического общества. А поскольку никто из марксистов-ленинцев не вышел пока за рамки этой теоретической модели, постольку сейчас и наблюдается застой в развитии теоретической мысли по изучению экономических отношений, в том числе и социалистических.
А что значит преодолеть указанные ошибки? Это значит прежде всего понять причины развития природы и общества: различные взаимодействия материальных объектов, в том числе и людей, средств производства, продуктов их труда... А самодвижение логической идеи и стоимости, их реализация в материальные формы и т.п, - не более чем фантастическое отражение указанных взаимодействий,
ведь стоимость у К. Маркса стала таким же сверхъестественным и оторванным от общества сверхчеловеческим духом, как и логическая идея Гегеля. Осознав это, мы ясно увидим, что любая экономическая система является таковой благодаря взаимодействию своих частей и взаимодействию с внешними объективными реальностями.
Рабочая сила
Одной из важнейших составных частей Марксовой модели капита-листического общества, капитала, является специфический товар - рабочая сила, служащая источником движения, саморазвития и само- возрастания стоимости капитала. Без этого специфического товара капитал будет мертв.
Но действительно ли рабочая сила является товаром? И в чем состоит ее специфика?
Взаимодействие животных с окружающей средой создало их организм как средство для взаимодействия с природой и обеспечения оптимального режима протекания процессов их жизнедеятельности.
У человека же, по мере его выделения из природы посредством труда и благодаря труду, организм становится главным средством производства (особенно мозг), поскольку взаимодействие человека с природой и обмен веществ происходят все более в производстве и вследствие производства (= производство продуктов потребления + производство общественных отношений). Поэтому организм человека, другими словами, его рабочая сила, есть естественно-историческое средство производства, с помощью которого человек взаимодействует с окружающей средой, в том числе и с людьми. «Сам человек, - писал К. Маркс, - рассматриваемый только как наличное бытие рабочей силы, есть предмет природы, вещь, хотя и живая сознательная вещь...»224
Другие средства производства, используемые человеком в процессе труда (как естественные, т.е. палка, уголь..., так и искусственные, т.е. компьютер, машина...), являются, по образному его выражению, продолжением и усилением человеческих органов225, усилением и дополнением рабочей силы.
Почему рабочая сила есть средство производства? Да потому, что человек использует ее, как и другие материальные объекты, для взаимодействия с предметами труда, для получения продуктов потребления.
Это-то К. Маркс и имеет в виду, когда пишет, что «сам работник в форме раба и в форме крепостного становится в качестве неорганического условия производства в один ряд с прочими суще-
ствами природы, рядом со скотом, или является придатком к земле»226. Да и поскольку рабочая сила для К. Маркса является составной частью капитала, причем основной ее частью, специфическим товаром, способным создавать прибавочную стоимость, то ясно, что рабочая сила для К. Маркса не может не быть средством производства. Да и для других людей тоже. Поэтому «характерно, что в Англии рабочих называют по главному органу, посредством которого действует их рабочая сила, а именно - по их собственным рукам - «руки»»227.
Но поскольку рабочая сила человека есть средство производства и поскольку средства производства на дороге не валяются, тем более такие, как рабочая сила, то, следовательно, она должна быть чьим-то объектом собственности.
В условиях рабства отношения людей настолько просты и открыты, что все вполне очевидно: рабочая сила раба является объектом собственности господина, а поскольку господин может ее продать, купить, обменять на любой товар, то ясно, что раб, участвуя в товарообмене, является товаром точно так же, как скот, домашняя птица и т.п.
Причем раб почти на 100% принадлежит господину, поскольку своей рабочей силой в своих интересах он почти не пользуется, а всецело - в интересах господина, вернее, господин использует раба всецело в своих интересах. Поэтому господину приходится содержать раба: кормить и т.п. за свой счет. И поэтому продукты труда раба всецело принадлежат господину. Значит, господин здесь - действительный ложный собственник рабочей силы раба и продуктов его труда.
При капитализме рабочую силу рабочего используют и капиталист, и рабочий: каждый в своих интересах. Почему и как?
Капиталисту в принципе все равно, какой конкретно товар производить: лишь бы прибыль была. Вот это капиталисту не все равно. Он делает бизнес, делает прибыль. Как он это делает, К. Маркс показал более чем доходчиво: путем безвозмездного присвоения прибавочной стоимости, которую производит рабочий.
Рабочему, в силу развитых товарно-денежных отношений, в принципе все равно, какую работу выполнять, лишь бы зарплата была побольше228. И он с помощью своей рабочей силы и средств производства капиталиста делает себе зарплату.
Как видим, и капиталист, и рабочий используют рабочую силу рабочего с целью заработать деньги. В какой мере каждый из них
использует эту рабочую силу в своих интересах? А именно в той мере, в какой они делят по стоимости вновь созданный продукт труда рабочего, в какой соотносятся величины прибавочного и необходимого продуктов (от старых стоимостей следует абстрагироваться). Поэтому если прибавочный и необходимый продукты соотносятся как 1:1, то рабочую силу рабочего они используют в равной мере; если как 2:1, то в большей мере использует рабочую силу рабочего капиталист.
Итак, соответственно делению вновь созданной стоимости рабочим на необходимый и прибавочный продукты (это и есть критерий действительного права собственности на рабочую силу рабочего), собственником рабочей силы рабочего является частично капиталист, а частично - сам рабочий, несмотря на то что капиталист формально не считается собственником рабочей силы рабочего.
И если рабочий свободен в выборе, на какого капиталиста ему работать, то он не свободен избавится от класса капиталистов, не может использовать свою рабочую силу только в своих интересах. Поэтому рабочий является частично рабом всего класса капиталистов. А класс капиталистов является потенциальным ложным собственником рабочей силы отдельного рабочего.
Действительным частичным ложным собственником рабочей силы рабочего является именно тот капиталист, который не только в принципе может использовать рабочую силу рабочего, он действи- тельно использует ее в своих интересах. А ложным он является потому, что пользуется рабочей силой рабочего в результате экономической зависимости последнего, в результате экономического насилия (гол как сокол)*.
Какой же товарообмен совершается между капиталистом и рабочим?
Так как рабочая сила не отчуждается от личности рабочего, то ясно, что продавать ее капиталисту рабочий не может. Отдельный капиталист и весь их класс тоже не могут продать рабочую силу рабочего. Поэтому рабочая сила рабочего в условиях капитализма товаром быть не может. Прибавочную стоимость капиталист у рабочего тоже не покупает, а присваивает безвозмездно, так что здесь товарообмена тоже нет. Платит капиталист рабочему только за необходимый продукт, вот здесь и происходит между ними товарно-денежная сделка. Рабочий продает капиталисту продукт своего труда, выполненный с помощью средств производства капиталиста,
*Опять же, прошу эти слова не понимать буквально.
за что капиталист часть стоимости этого продукта присваивает безвозмездно. Этот-то продукт и есть товар, поскольку именно он участвует в товарообмене, а не рабочая сила рабочего. То, что цена этого продукта ограничена стоимостью рабочей силы рабочего, не доказывает, что товаром является сама рабочая сила, а лишь то, что капиталист эксплуатирует рабочего. А почему цена продукта рабочего ограничена именно стоимостью его рабочей силы - К. Маркс доходчиво показал это в своем «Капитале»: эта цена есть результат борьбы рабочих и капиталистов.
То, что капиталист оплачивает именно продукт труда рабочего, а не его рабочую силу, недвусмысленно доказывает практика их экономических отношений:
1) зарплату рабочий получает только после выполненной им работы;
2) эта зарплата зависит от количества и качества труда рабочего, т.е. от конечного продукта.
Поэтому мнение К. Маркса, что «рабочий обменивает создающую стоимость деятельность на некоторую, заранее определенную, стоимость независимо от результатов своей деятельности»229, прямо противоречит фактам социальной действительности.
Конечно, капиталист и рабочий заранее договариваются о величине заработной платы, но это лишь в принципе, на основе старого опыта и при непременном условии, что рабочий выполнит строго определенную работу (а не независимо от результатов работы), хотя это условие может лишь молчаливо предполагаться. Рабочий здесь является не кем иным, как собственником своей рабочей силы, делающим продукцию на заказ капиталиста средствами производства последнего.
А ведь капиталист, делающий продукцию на заказ, тоже требует от заказчика оговорить цену будущего продукта как гарантию для себя, исходя из прошлого опыта. Разница между капиталистом и рабочим здесь только в том, что у второго нет других средств производства, кроме своей рабочей силы, из-за чего ему приходится работать на капиталиста частично даром.
Но, быть может, рабочий кредитует капиталиста собой? Тогда где же его процент на «капитал» - рабочую силу? Его тоже нет. Значит, рабочая сила рабочего не товар, т.к.:
1) капиталист платит рабочему не за функционирование его рабочей силы, а за результат этого функционирования, за продукт труда, хотя цена этого продукта всегда оказывается равной стоимости рабочей силы рабочего; 187
2) вопреки мнению К. Маркса230 рабочий не кредитует капиталиста «товаром» «рабочая сила», т.к. не существует процента на этот кредит. Просто рабочий выполняет заказ капиталиста. Но особенность его положения такова, что соответственно зарплате он - собственник продукта своего труда (до получения зарплаты), а соответственно прибавочному продукту - раб капиталиста.
Итак, мы не видим продажи рабочей силы. Что здесь продается, так это продукт труда рабочего, причем всегда ниже своей стоимости, по цене, равной стоимости рабочей силы, по причине экономического насилия над рабочим*.
Этот-то неэквивалентный обмен и является источником прибыли капиталиста, источником его богатства, источником нетрудового дохода промышленного капиталиста и других паразитирующих элементов. Да это и не удивительно: из ничего ничего и не получится; из эквивалентного обмена прибыль не возникнет. А если у кого-то и возникает иллюзия справедливого договора и эквивалентного обмена с рабочим (и прежде всего так хочет думать капиталист), то тем большее значение имеет открытая К. Марксом прибавочная стоимость для опровержения этих иллюзий, для осознания рабочим классом и другими людьми источников богатства эксплуататоров.
*Экономическим насилием я называю безвозмездное присвое- ние прибавочного продукта (прибавочной стоимости) под более или менее благовидным предлогом, дающим определенное материальное удовлетворение подверженному насилию лицу, а потому при обязательном «добровольном» согласии последнего. Присвоение материальных ценностей без согласия на это собственника есть внеэкономическое насилие над последним. Примером экономического насилия может быть присвоение прибавочного продукта крестьянина феодалом за пользование землей; присвоение прибавочной стоимости капиталистом за право рабочему работать средствами производства капиталиста. Примерами внеэкономического насилия могут быть грабеж, обман, воровство, рабство и т.п. Поэтому понятие «экономическое насилие» близко к понятию «экономическая эксплуатация». Разница между ними лишь та, что понятие «экономическое насилие» в большей степени отражает ту обстановку (делает акцент), в которой находится эксплуатируемый, отражает причины его безвыходного положения (гол как сокол), выход из которого один - дарить часть продуктов своего труда эксплуататору за те или иные
права, льготы и т.п. А понятие «экономическая эксплуатация» отражает не столько саму обстановку, в которой находится эксплуатируемый, сколько сам процесс присвоения прибавочного продукта эксплуататором.
Конечно, капиталисту очень не хотелось бы видеть антагонизм в отношениях с рабочим. Это для него неприятная вещь. Поэтому ему очень невыгодно видеть настоящий неэквивалентный товарный обмен (обман) с рабочим - покупку им у рабочего продукта его труда, потому что неэквивалентность этого обмена бьет в лицо. Ему очень выгодно считать сделку с рабочим покупкой рабочей силы последнего. Тогда все получается «справедливо»: капиталист платит за рабочую силу ее стоимость! Все честно! А «то обстоятельство, что стоимость, которую создает потребление рабочей силы в течение дня, вдвое больше ее собственной однодневной стоимости, составляет особую удачу для покупателя, но по законам товарного обмена тут нет никакого нарушения права по отношению к продавцу»231.
Вот так! Все честно, а то, что капиталист из эксплуатации рабочего извлекает прибыль, это всего-навсего «составляет особую удачу» для капиталиста!*
Нет, это не особая удача для капиталиста, т.к. рабочий продает не свою рабочую силу, а продукт своего труда. А т.к. этот обмен неэквивалентен, то эта «удача» есть прикрытый грабеж рабочего капиталистом.
И этот факт, продажа рабочим капиталисту не рабочей силы, а именно продукта труда рабочего, подтверждается процессом становления и развития капиталистических отношений.
Этот процесс точнейшим образом отображен