Что такое рабочая сила - ясно из работ К. Маркса. Это живая машина, главная производительная сила общества, следовательно,
материальный объект, являющийся главным средством производства. Каждый человек, что вполне естественно, использует или хотя бы старается использовать ее в своих интересах, следовательно, является собственником своей рабочей силы. А история показывает, что рабочей силой одного человека в качестве средства производства хотят попользоваться и другие люди, да не только хотят, но и пользуются в своих интересах. Значит, существуют отношения собственности и по поводу рабочих сил людей.
И здесь тоже всякий субъект является действительным собственником своей рабочей силы или рабочей силы другого человека в той мере, в какой он использует указанную рабочую силу в своих интересах.
Непонимание этого приводит некоторых авторов к ошибкам, утверждениям, что при социализме, например, собственником рабочей силы является либо сама личность, рабочая сила с которой составляет единое целое, либо государство153.
|
|
Ясно, что в основе этой ошибки лежат юридические иллюзии: отождествление юридического собственника с действительным.
Свободу, возможность распоряжаться личности своей рабочей силой в своих интересах я называю естественным правом собственности на рабочую силу, причем правом истинным. Если оно закреплено законодательно, то мы получим юридическое истинное право собственности на рабочую силу.
Возможность и свободу распоряжаться и использовать чужую рабочую силу (то ли на основе экономического, то ли на основе политического насилия *) я называю ложным правом собственности на рабочую силу человека. Если оно закреплено правом, то это - ложное юридическое право на рабочую силу людей **.
*Об этих видах насилия я буду писать во второй главе.
**Нечестный способ присвоения объекта собственности рождает ложного собственника с его ложным правом собственности на объект собственности, что в свою очередь является причиной существования в частнособственническом обществе лжи в самых различных видах, даже на уровне международных отношений, защищающих шовинизм, расовую дискриминацию, применение силы в международных отношениях. И наиболее яркими конкретными примерами этой истины есть действия наиболее агрессивных государств, например, фашистская Германия. Как читатель знает, им органически присуща даже не просто ложь, а ложь чудовищная.
Итак, независимо от того, рассматриваем ли мы отношения собст- венности по поводу рабочей силы людей или же по поводу других объектов собственности, мы находим в фактах социальной действительности нечто общее для всех людей, а именно: каждый субъект старается использовать и использует объекты собственности в своих интересах как элемент биологической и социальной жизнедеятельности. Эти люди соответственно называются «собственники». Может быть - «хозяин положения» (с политическим оттенком) и т.п.
|
|
Но собственника как такового, собственника вообще нет, это абст-
ракция (как существуют яблоко, груша, персик..., а не плод как тако- вой). Конкретный индивидуум в качестве собственника отличается от собственника вообще, от своего родового понятия:
1) ложным или истинным способом присвоения объекта собственности, рождающим ложное или истинное право собственности на этот объект, значит, его бытиё ложным или истинным собственником;
2) регулированием его права собственности юридическими нормами, т.е. признанием или непризнанием его собственником дру- гими людьми, государством, т.е. юридическим собственником или нет;
3) мерой использования объекта собственности в своих интересах, которая (мера) имеет диапазон от «использует только и полностью в своих интересах» до «использует не в своих интересах» или до «не использует в своих интересах».
То есть действительный собственник чаще всего находится в промежутке между полным собственником и несобственником, используя объект собственности в своих интересах лишь частично.
Ярким примером чему служит использование одних и тех же средств производства капиталистом и рабочим.
Таким образом, чтобы субъект был собственником, он должен обладать властью по использованию объектов собственности, т.е. реальными возможностями, состоящими в отсутствии природных и общественных факторов, препятствующих воле собственника. Отсюда ясно, что, чтобы быть собственником, нужно обладать необходимой для этого властью, и наоборот. Вот почему вопрос о власти есть центральный вопрос для любого общества. Вот почему верховным собственником и средств производства, и рабочих сил в СССР в период своего господства являлась КПСС. И вот почему эта партия категорически против частной собственности.
Материализм в вопросе об отношениях собственности по поводу объектов собственности состоит в различении с помощью ПО процес- сов использования объектов собственности от собственно отношений собственности, в понимании и признании первичного характера про- цессов присвоения и использования объектов собственности по отно- шению к осознанию субъектов собственниками, в понимании идеаль- ной природы отношений собственности.
Только по ходу изложения основ теории развития общества чита- тель сможет познакомиться с тем, как рассмотренные отношения собственности складывались и развивались на каждом конкретном историческом этапе общества, какую роль они играли в общественном развитии, какую роль играл каждый человек в качестве собственника, совмещающего в себе понемногу все отличительные черты полного единоличного собственника, либо не полного, но действительного собственника каких-либо объектов собственности. Только тогда и могут быть предельно широко освещены отношения собственности. А пока ограничимся сказанным.
Из истории вопроса
К. Маркс, как мы знаем, специально не занимался анализом отношений собственности. Но мы у него находим, хотя и слишком общие, определения собственников:
«...Частная собственность есть форма общения, необходимая на известной ступени развития производительных сил...»*154,
Здесь в общем виде выражена правильная мысль, что собственность есть прежде всего отношения между людьми, результатом которых «для капиталиста есть право присваивать чужой неоплаченный труд или его продукт, для рабочего - невозможность присваивать себе свой собственный продукт»155.
|
|
Здесь чувствуется смутное понимание существа процесса взаимодействия капиталиста и рабочего, заключающегося в том, что капиталист присваивает, а затем использует объект собственности рабочего путем экономического насилия, будучи тем самым действительным ложным собственником продуктов труда рабочих. Но у К. Маркса нет еще аппарата категорий для четкого изложения своих мыслей, для точного отражения рассматриваемого им процесса. Поэ- тому он почти везде употребляет категорию «собственность» в смысле «объект собственности», даже на этой же странице: «Отделение собственности от труда становится необходимым следствием закона, исходным пунктом которого было, по-видимому, их тождество»156.
А чтобы сделать это (= полноценно отличить отношения собствен- ности от объекта собственности), К. Маркс должен был бы применить свой материалистический принцип не только вообще (материя первич- на, сознание вторично) к общественному развитию, но и применить этот принцип в каждом конкретном случае, используя для этого ПО, т.е. способность материального, в противоположность идеальному, вызывать у человека ощущения.
Но метод К. Маркса с его теорией развития капиталистического общества не нуждался в таком конкретном анализе отношений собственности*. Поэтому он и не рассматривал отношений собствен- ности по поводу рабочей силы, хотя и замечает, что, «как личность, он (рабочий. - В.В.) постоянно должен сохранять отношение к своей рабочей силе как к своей собственности, а потому как к своему собст- венному товару...»157. Или говорит, что «рабство в семье... есть собственность, которая... есть распоряжение чужой рабочей силой»158.
К. Маркс говорит также, что капиталист рассматривает рабочую силу рабочего как свое средство производства, называя рабочих «руками», т.е. по сути смотрит на рабочего как на свой объект собственности.
Но глубже этих суждений К. Маркс не идет, Мои слова, конечно, не следует рассматривать как упрек ему, а лишь как указание на достигнутый им уровень знаний по данному вопросу, являющийся моей теоретической базой.
|
|
Общий материалистический подход к пониманию развития общества дает возможность К. Марксу правильно понять, что отношение собственности «есть необходимое следствие существующих орудий производства»159, что они зависят от изменений «в способе труда и разделении труда»160, а потому «купля и продажа рабочей силы, в свою очередь, основывается на распределении элементов производства, которое предшествует распределению общественных продуктов и является предпосылкой последнего, а именно: основывается на отделении рабочей силы как товара рабочего от средств производства как собственности не рабочих»161.
Причем об этом К. Маркс знал еще в молодые годы:
«Хотя частная собственность и выступает как основа и причина самоотчужденного труда, в действительности она, наоборот, оказыва-
ется следствием... Позднее это отношение превращается в отношение взаимодействия»162.
Это мнение, да и не только это, разделяет и В.И. Ленин: «В основе
*Почему не нуждался - увидим немного позже. 134
ее (частной собственности. - В.В.) лежит зарождающаяся уже специализация общественного труда и отчуждение продуктов на рынке»163.
Но представления К. Маркса об отношениях собственности и об их носителях остаются метафизическими: для него человек либо является полным собственником объекта собственности, либо - нет; средства производства принадлежат только капиталисту, а не рабочим и т.д.
Юридически средства производства принадлежат, конечно, только капиталисту, а не рабочим. В реальной же экономической жизни людей и те, и другие средства производства (и неодушевленные, и рабочие силы) в разной мере принадлежат и рабочим, и капиталисту: в зависимости от меры использования этих объектов собственности в интересах указанных субъектов. То есть и рабочий, и капиталист являются действительными собственниками неодушевленных средств производства, хотя юридически рабочий не собственник. И рабочий, и капиталист являются действительными собственниками рабочей силы рабочего, хотя юридически капиталист таковым не является.
Так же недиалектически К. Маркс понимает отношения рантье и промышленного капиталиста:
«Один из этих капиталистов - собственник своего капитала, а другой - нет»164.
Но К. Маркс иногда замечает отличие действительного собственника от потенциального, который вместе с тем и юридический, когда говорит, что если земельному собственнику земля не приносит дохода, то он является лишь собственником по названию, номиналь- ным собственником165. Даже более, он видит, что юридический собственник находится в определенных экономических границах злоупотребления своей властью распоряжаться и использовать объект собственности166, отличая по существу абстрактного абсолютного собственника от действительного, потенциального от действительного.
Собственника К. Маркс определяет как субъекта, действительно распоряжающегося по своему усмотрению объектом собственности166. Но в основном не согласовывает это с объективными возможностями так распоряжаться. Поэтому он не отличает (но начал отличать) юридического собственника от действительного и ограничивается (но начал выходить за эти границы) юридическим
пониманием, а потому и в основном юридическими определениями категорий, связанных с отношениями собственности:
«На известной ступени своего развития материальные производи- тельные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юриди- ческим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались» 166.
Поэтому о земельной собственности К. Маркс говорит, что она «предполагает монополию известных лиц распоряжаться определен- ными участками земли как исключительными, только им подчинен- ными сферами их личной води»167, (курсив мой. - В.В.). Хотя мы знаем, что этой землей в своих интересах пользуются и неюридические собственники как сферой своей личной воли.
Если же К. Маркс говорит об отношениях собственности как об экономических отношениях, то он говорит о них как о чем-то вещественном, даже прямо называя ренту, прибыль общественными отношениями, а не их продуктами168, понимая частную собственность как нечто всеобщее, иначе бы она не отчуждала индивидуальность людей и вещей169.
Из этих не вполне четких определений, поверхностных и слишком общих суждений по поводу отношений собственности видно начало диалектического понимания человечеством в лице К. Маркса сути отношений собственности.
Решив основной вопрос философии, применив его к своей теории развития капитализма в принципе, К. Маркс не применяет его в каждом конкретном случае: не разлагает с помощью ощущений собственность на взаимодействующую совокупность составляющих ее простых отношений; не ищет критериев для определения различных видов собственников, их различий, т.е. не идет дальше.
Но случилось это так потому, что его теоретический метод, теория развития капиталистического общества позволили ему дать ответы на насущные вопросы его современности без специального осмысления отношений собственности.