Усовершенствованный транспортный корабль «Союз Т»

16 декабря 1979 г. в Советском Союзе был запущен усовершенствованный космический корабль «Союз Т», который через трое суток после запуска в автоматическом режиме был пристыкован к орбитальной научной станции «Салют-6». Этот космический корабль, проверенный на функционирование в полете без космонавтов, своими внешними очертаниями повторяет корабли серии «Союз», но в его внутреннее устройство внесено много изменений. В первую очередь изменения коснулись систем жизнеобеспечения, управления полетом и посадки. Конструктор космических кораблей д-р технических наук К. Феоктистов охарактеризовал новый транспортный корабль как устройство с интеллектом робота. Бортовой вычислительный комплекс, который осуществляет управление системами космического аппарата и маневрированием на орбите, передает на Землю контролируемые параметры систем в процессе их работы. Например, при подготовке к стыковке бортовой вычислительный комплекс сообщает на экран дисплея в Центре управления полетом информацию о работе всех основных систем. Эти же данные выводятся и на экран дисплея на борту станции. Экипаж может постоянно контролировать, а при необходимости воздействовать на процесс управления движением корабля.

На «Союзе Т» также осуществлена проверка работоспособности новой двигательной установки. Если раньше у кораблей серии «Союз» для корректировки, причаливания и ориентации в пространстве использовались различные двигатели с различными видами топлива и соответственно с раздельными топливными баками, то теперь у корабля «Союз Т» имеется одна объединенная двигательная установка, аналогичная той, которая используется на борту орбитальной научной станции «Салют-6».

И наконец, использование микроэлектроники позволило снизить вес систем жизнеобеспечения, терморегулирования и радиосвязи. Все это позволило вернуться к полетам на борту корабля «Союз» трех космонавтов.

Высокое искусство советских космонавтов и возросшая надежность космической техники вновь были продемонстрированы 10 апреля 1980 г., когда транспортный корабль «Союз-35» с экипажем в составе командира корабля подполковника Леонида Попова и бортинженера Валерия Рюмина состыковался с орбитальной научной станцией «Салют-6». Валерий Рюмин, который только в августе прошлого года вернулся из 175-суточной космической экспедиции, вновь изъявил желание продолжить работу на орбитальной станции вместо Валентина Лебедева, который во время предполетной подготовки получил травму колена. Такой выдающийся поступок космонавта, не прошедшего полного процесса реадаптации к земным условиям после предыдущего полета, дал возможность врачам продолжить интенсивные медицинские обследования человека, участвовавшего в трех космических экспедициях с общим временем пребывания в условиях космического полета, превышающим 361 сут. Важнейшими в списке проведенных экипажем экспериментов были технологические эксперименты на установках «Сплав», «Кристалл» и «Испаритель», а также эксперименты по исследованию природных ресурсов Земли.

В соответствии с программой «Интеркосмос» 27 мая 1980 г. к космическому комплексу «Салют-6» - «Союз-35» был пристыкован пилотируемый транспортный корабль «Союз-36» с международным экипажем в составе летчика-космонавта СССР Валерия Кубасова и первого космонавта Венгерской Народной Республики капитана Берталана Фаркаша. За неделю совместной работы на борту комплекса была выполнена большая научная программа, подготовленная советскими и венгерскими специалистами. Экипаж посещения вернулся на Землю в спускаемом аппарате корабля «Союз-35».

5 июня 1980 г. был осуществлен запуск в пилотируемом варианте первого из серии новых транспортных кораблей «Союз Т-2». На его борту находились космонавты - командир корабля подполковник Юрий Малышев и бортинженер Владимир Аксенов. На следующий день экипаж посещения присоединился к старожилам космического комплекса «Салют-6» - «Союз-36». После того, как с помощью автоматической системы стыковки корабль «Союз Т-2» приблизился к станции на расстояние около 180 м (предварительно транспортный корабль «Союз-36» был перестыкован к стыковочному узлу со стороны переходного отсека станции), дальнейшие операции по стыковке были проведены вручную. «Союз Т-2» был пристыкован к стыковочному узлу со стороны агрегатного отсека. Главной задачей экипажа «Союза Т-2» были испытания корабля в различных режимах. Сообщалось, что были проверены различное оборудование и новые бортовые системы. До начала любого маневра бортовой электронный вычислительный комплекс запрашивает у экипажа разрешение на проведение этого маневра и только затем его осуществляет. Электронные приборы могут изменять орбиту, быстро и с минимальными затратами топлива проводить ориентацию корабля на любую заданную звезду.

9 июня 1980 г. Малышев и Аксенов в корабле «Союз Т-2» вернулись на Землю. Затем 23 июля на корабле «Союз-37» стартовал в космос очередной международный экипаж в составе полковника Виктора Горбатко и первого космонавта Социалистической Республики Вьетнам военного летчика подполковника Фам Туана. Они пробыли на борту орбитальной научной станции неделю, которая была насыщена различными экспериментами в интересах науки и народного хозяйства обеих стран. Космонавты вернулись на Землю в спускаемом аппарате корабля «Союз-36», оставив свой корабль «Союз-37» для возвращения с орбиты космонавтам Рюмину и Попову.

Следующим иностранным космонавтом стал кубинец Арнальдо Тамайо Мендес - первый представитель Латинской Америки в космосе, который вместе с советским космонавтом Юрием Романенко отправился в космос на корабле «Союз-38». Этот седьмой международный экипаж работал на борту орбитального комплекса «Салют-6» - «Союз-37» - «Союз-38» вместе с космонавтами Поповым и Рюминым также около недели. За это время члены экипажа провели 15 экспериментов, подготовленных совместно советскими и кубинскими специалистами, а также закончили некоторые исследования, начатые предыдущими космонавтами. Исследования включали изучение особенностей кристаллизации сахарозы в невесомости, внутриклеточных процессов в быстрорастущих дрожжах и медико-биологические исследования функций человеческого мозга, циркуляции крови, остроты зрения космонавтов и ряда других процессов, связанных с физическим состоянием человека во время космического полета. Романенко и Мендес по завершении экспедиции возвратились на Землю в корабле «Союз-38».

30 сентября была успешно проведена стыковка грузового корабля «Прогресс-11» со станцией. Разгрузив его, долгожители космической станции начали подготовку к возвращению на Землю на борту корабля «Союз-37». Станция «Салют-6» должна была продолжить полет в автономном автоматическом режиме. 11 октября 1980 г. под восторженные приветствия членов группы поиска и всех встречавших космонавты приземлились в 180 км от г. Джезказгана. Попов и Рюмин успешно завершили самую длительную космическую экспедицию, продолжавшуюся 184 сут 20 ч 12 мин, а закончивший свой третий полет Рюмин установил феноменальный рекорд - суммарное время его пребывания в космосе составило около года.

18 ноября 1980 г. была проведена дозаправка двигательной установки орбитальной станции «Салют-6» топливом, доставленным грузовым транспортным кораблем «Прогресс-11». С помощью двигательной установки грузового корабля станция была переведена на более высокую орбиту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: