Начало программы ЭПАС

Хотя после одинаковых по существу начальных космических программ СССР и США стали разрабатывать национальные космические проекты с заметно различными целями, с самого начала имелась определенная кооперация в деятельности ученых обеих стран в области космических исследований. Первое официальное соглашение в этой области было заключено между Академией наук СССР и НАСА США в июне 1962 г., через пять лет после запуска первого спутника, возвестившего о начале космической эры.

Эти и другие ранние двусторонние соглашения привели к созданию прямой линии связи между мировыми метеорологическими центрами в Москве и Вашингтоне, к постановке совместных экспериментов в области связи через космос посредством пассивного спутника «Эхо-2», к совместной работе по написанию научного трактата «Основы космической биологии и медицины» и обмену данными о земном магнетизме. Однако все эти совместные советско-американские усилия во второй половине 60-х годов оставались ограниченными и незначительными по сравнению с возможностями двух космических держав, которые к этому времени создали свои космические корабли третьего поколения для пилотируемых полетов - «Союз» и «Аполлон».

Благодаря расширению международного сотрудничества в космосе и в особенности благодаря улучшению советско-американских отношений проект ЭПАС (Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз») стал реальностью.

В результате ряда встреч, начиная с 1969 г., советские и американские правительственные организации и эксперты выделили проблему безопасности пилотируемых полетов как потенциально плодотворную область сотрудничества и сформулировали идею проектирования совместимых систем стыковки для обеспечения мер безопасности при возможных операциях по спасению космонавтов. Из-за несовместимости систем стыковки советские и американские космические корабли в случае необходимости не могли быть состыкованы; совместимая система стыковки могла бы устранить это препятствие на пути проведения спасательных операций в космосе.

В октябре 1970 г. были созданы объединенные рабочие группы, каждая из которых изучала тот или иной аспект разработки нового стыковочного оборудования. Они рассмотрели радио- и оптические системы сближения и стыковки кораблей; отличия систем связи и управления микроклиматом, используемых в космических кораблях двух стран; основные принципы функционирования и проекты предлагаемой системы стыковки; вопросы стоимости и возможность испытания новой системы стыковки.

Проект был окончательно одобрен на советско-американской встрече на высшем уровне в мае 1972 г., что нашло отражение в пятилетнем «Соглашении о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», в котором была предусмотрена разработка «совместимых систем сближения и стыковки советских и американских пилотируемых кораблей и станций для повышения безопасности пилотируемых космических полетов и обеспечения возможности проведения совместных научных экспериментов в будущем». Соглашением совместный полет был назначен на 1975 г.; было установлено, что он должен включать «стыковку советского космического корабля типа «Союз» с американским космическим кораблем «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов в каждый корабль».

Чл.-корр. АН СССР К. Д. Бушуев и д-р Г. Ланни были назначены техническими директорами программы ЭПАС с советской и американской сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: