Первые представления о космических станциях

 

Удивительно, что многие из намеченных и выполненных в настоящее время предложений об освоении космического пространства зародились в умах пионеров космонавтики. Например, К. Э. Циолковский полагал, что создание космической станции должно предшествовать полетам людей на Луну. В России такие же соображения высказывали Ю. В. Кондратюк и Ф. А. Цандер, а в Европе - их современники Герман Оберт, Вальтер Гоман, Гвидо фон Пирке и Герман Ноордунг (Ноордунг - псевдоним австрийского капитана, дипломированного инженера Поточника). Об этом ученом имеется мало сведений, но его также следует отнести к числу пионеров астронавтики.

Идея создания космической станции возникла на основе расчетов, которые показали, что мощности ракет на химическом топливе недостаточно для полетов к Луне и планетам. Космическая станция рассматривалась как своего рода промежуточная заправочная база на околоземной орбите.

Циолковский развил идею дальше, предложив большие космические станции цилиндрической формы, вращающиеся вокруг продольной оси для создания за счет центробежных сил искусственной силы тяжести. Это позволило бы обитателям станции свободно ходить по внутренней поверхности станции.

Более того, согласно Циолковскому, они смогут гулять среди растений, растущих в своего рода «космической оранжерее», залитой светом и обеспечивающей станцию фруктами и кислородом. Эти идеи имеют нечто общее с огромными вращающимися космическими поселениями, рассматриваемыми в наши дни проф. О'Нейлом (ст. 19).

На первом этапе развития космонавтики еще одним сторонником орбитальных полетов был д-р Вальтер Гоман, архитектор из города Эссена-на-Руре. В его книге «Достижимость небесных тел» рассматривались проблемы выбора оптимальных траекторий полетов к другим планетам с возвращением на Землю.

Гвидо фон Пирке не писал ставших классическими книг, подобно другим пионерам космонавтики, но он опубликовал много статей и очерков по различным вопросам космического полета. Возможно, его наибольшая заслуга состояла в том, что он особое внимание обратил на роль космической станции как трамплина для осуществления межпланетных перелетов. Он выдвинул идею заправки топливом ракет на космической станции, расположенной на постоянной околоземной орбите, перед дальнейшим полетом на Луну. Хотя и другие авторы рассматривали аналогичные схемы полета, фон Пирке разработал ее наиболее полно, показав, что при этом можно значительно уменьшить размеры ракеты и начальную тягу.

Этот австрийский пионер космонавтики также предлагал использовать «космические буксиры» для перевозок между орбитами. В одной из его схем описывается комплекс из нескольких космических станций, одна из которых, «внутренняя», имеет круговую орбиту высотой 760 км, т.е. как раз над верхней границей атмосферы Земли, а другая, «внешняя»,- круговую орбиту высотой 5000 км. Затем он предложил использовать и третью станцию, названную им «транзитной» и предназначенную для перелетов между первыми двумя станциями. Предполагалось, что такие перелеты с людьми или грузами будут осуществляться по замкнутым траекториям.

Заслуга Ноордунга состоит в том, что он начал инженерные проработки конструкции космических станций. В 1928 г. он опубликовал книгу «Проблема путешествия в мировом пространстве», в которой предлагал тщательно проработанные устройства различных систем станции. Ноордунг представлял станцию состоящей из трех частей: конструкции в форме колеса, содержащей жилые помещения; энергоустановки параболической формы и обсерватории цилиндрической формы. Внешний диаметр «колеса» с жилыми помещениями 50 м, ширина жилой части конструкции 30 м. Вся конструкция вращается вокруг центральной оси симметрии, чтобы создать искусственную силу тяжести.

Конструкция солнечной энергоустановки содержит два больших вогнутых зеркала, одно параболическое, а другое в форме кругового жолоба. Эти зеркала должны были фокусировать солнечное излучение на систему труб, по которым течет азот, приводя во вращение турбины, связанные с генераторами постоянного тока, которые будут заряжать аккумуляторные батареи. Последние обеспечат станцию электроэнергией на теневых участках траектории.

Ноордунг предполагал, что обитатели космической станции будут находиться в обычной азотно-кислородной атмосфере с некоторым избытком кислорода, который будет доставляться с Земли. Торообразное жилое помещение предлагалось разделить на отдельные комнаты и разместить в них лаборатории, мастерские, спальню, кухню, ванную и прачечную. Герметичные перегородки, как предполагал автор, должны уменьшить вероятность выхода из строя всей станции, в случае если она получит серьезное повреждение.

Эти идеи стали известны Британскому межпланетному обществу лишь после второй мировой войны, и Г. Росс и Р. Смит приступили к изучению вопроса о возможности сборки крупногабаритных космических конструкций из заранее изготовленных блоков. Они рассмотрели вопрос о целесообразности использования крылатых грузовых ракет и детально проработали конструкцию космической станции с жилыми помещениями в форме колеса диаметром 30,5 м, которые поддерживают параболическое зеркало диаметром 61 м. Зеркало предназначено для фокусировки солнечного излучения, эквивалентного электрической мощности около 3900 кВт, из которых в турбогенераторах будет использовано не более 1000 кВт.

13. Рукопожатие на орбите Б. Белицкий (СССР)

Одним из наиболее важных событий в пилотируемых полетах, получившем одобрение во всем мире, была стыковка на околоземной орбите советского и американского космических кораблей, которую пресса образно назвала «Рукопожатием на орбите». Этот исторический полет был воспринят во всем мире как символ разрядки в космосе и укрепления международного сотрудничества в области космических исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: