Усложнять – просто, упрощать - сложно

 

Однажды мне позвонила женщина из Нью Йорка. Её дочка берет уроки фортепиано. У неё неплохая техника, и она легко запоминает музыку, но почти не читает с листа - типичный случай «музыкальной инвалидности» в буквенной системе обучения. Купив нашу программу, мама с дочкой принялись наверстывать упущенное: один за другим они читали сборники пьес из раздела «Джентл Пиано» («Интеллигентное, или мягкое пианино») - программы, которая соединяет пьесы фортепиано с компьютером.

Вскоре мама позвонила мне, чтобы выразить признательность и восхищение программой. Я спросила её: а занимаются ли они и другими упражнениями, кроме прочтения пьес? А зачем?.. – удивилась она. Годы частных уроков приучили её: теория и практика - два разных мира, которые никак не пересекаются!

- Зачем учить теорию? – настороженно спросила мама. - Моя дочка уже знает все правила!

- Это не совсем теория, мэм! Это упражнения, которые развивают видение нотных последовательностей, зрительное восприятие отдельных нот и аккордов, связь нотного текста и слуха. Из этих навыков и складывается чтение нот с листа.

- А зачем знать последовательность нот? – продолжала недоумевать она.

- Чтобы читать их в любом направлении и с любого места. Так вы мгновенно распознаёте клавиши.

- Хм… Нас никто не учил этому! Вот еще вопрос: а зачем та игра, в которой линейки как деревья?

- Чтобы уметь сразу распознавать каждую линейку из десяти. Читая ноты, вашей дочке нужно щелкать это, как семечки!

- О, как у вас всё замечательно и логично! Вы просто разбили музыцирование на мелкие, хорошо усвояемые кусочки!

- Спасибо, мэм! А как же иначе? Вы же не кушаете в воскресенье весь недельный запас – наверняка случится заворот кишок! Игра по нотам – большой и сложный навык, и его тоже нужно «есть по кусочкам»!

 

Исполнение музыки – цельный сплав, симбиоз всех навыков. Нота воспринимается и мышцами руки, и зрительно, и гортанью, и внутренним слухом. Гортань или палец тут же рождают внутренний звук и образ ноты. Звук вызывает мгновенный импульс нужных мышц и картинку нотного знака. Увиденная нота означает её звук и реакцию нужных мышц. В музыкальном прочтении все едино, и развивать навыки можно только одновременно - облегчая одно, чтобы усвоить другое. На сегодня это возможно только с помощью компьютера и нашей программы.

 

Самый древний и естественный способ обучения…

через компьютер!

«Я видел вашу программу на втором канале в Хьюстоне и был просто поражен, как хорошо играет совсем еще малышка! Но я думаю, что вы должны быть чересчур зависимы от этой новой системы. Я так думаю, потому что я тоже играл на фортепиано. Я учился около семи лет, и даже был звездой класса у моего учителя. И я предполагаю: если попросить этого ребенка сыграть на фортепиано без программы, он не сможет, потому что он зависит от компьютера. Так случалось когда-нибудь, или я просто дурак?

Искренне, Бен, 12 лет»

 

Мальчику Бену, «звезде» класса, очень трудно представить, что музыке можно учиться во много раз быстрее. Вряд ли он может осознать, что учился чудовищно медленно и трудно, и результатов добился, в общем-то, не за счет качества самого обучения. Снимаясь для программы «Новостей», моя трехлетняя ученица Грейси легко исполняла Менуэт, который и после двух лет обучения сыграет не всякий. С помощью программы она уже достигла тех же результатов, что и многие ученики обычных классов за пять-шесть лет.

И здесь нет никакого секрета. Начиная с самого первого урока, Грейси активно и много ЧИТАЕТ и ИГРАЕТ этот Менуэт. По аналогии с освоением языка, Грейси просто постоянно «разговаривает» на этом языке. Она осваивает музыку, как любой ребенок осваивает язык своих родителей – путём постоянной практики. А практика – самый древний и продуктивный способ обучения, выучивший каждого из нас! В то время, как другие дети учат правила и «разбирают» музыку, с трудом переползая от ноты к ноте, Грейси просто считывает и играет её. И это ей очень нравится.

Компьютер умеет то, чего не может учитель: он без устали, мгновенно, абсолютно точно и верно реагирует на действия ученика. В этом смысле компьютер – идеальное средство обучения. Хорошая программа глубоко «погружает» в процесс тренировки, потому что способна немедленно оценивать действия и давать «ценные указания» - и делать это лучше, чем самый хороший репетитор.

Встречаясь с учеником раз ли два в неделю, традиционный учитель не должен заниматься репетиторством. В то же время, неспособность ученика читать музыку делает бессмысленным и наставничество. Но заниматься как-то надо, и скоро учителя перестают задумываться, в чём состоит их работа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: