Класс
Тема 1. Введение. (1 час)
У истоков российской модернизации.
Хронология и сущность нового этапа российской истории.
Введение.
Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. (13 часов)
Россия и Европа в конце XVIIвека.
Выполнение задания №4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр.13
Усиление османской угрозы Европе.
Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством. Россия и Священная лига.
Борьба Франции за господство в Европе.
Балтийский вопрос
П.1; начать заполнение таблицы «Современники»
Предпосылки Петровских реформ.
Работа с историческим документом на стр.18; выполнение заданий к документу
Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.
П.2; продолжить заполнение таблицы «Современники»
Начало правления Петра I.
Комбинированный урок.
Проверка знания изученных дат, понятий, терминов. Исторический диктант.
|
|
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
§ 3.Эссе об одном дне работы Петра I на вервях в Голландии.
Великая Северная война 1700-1721 гг.
Комбинированный урок
Работа в группах: выполнение заданий на стр.33 из рубрики «Работаем с картой».
Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.
§ 4
Реформы управления Петра I.
Урок самостоятельной работы.
Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.
Давать оценку итогов социальной политики Петра I.
Работа с рубрикой «Запоминаем новые слова» на стр. 40 учебника; индивидуальные задания.Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
§ 5
Экономическая политика Петра I.
Комбинированный урок.
Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право.
Дискуссия на основе отрывка из исторического документа «Экономическая политика Петра I» на стр. 47 учебника.
|
|
Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.
§ 6
Российское общество в Петровскую эпоху.
Урок применения ИКТ.
Выполнение задания №3 на стр. 53 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».
Дворянское сословие. Города и горожане. Положение крестьян. Первая перепись податного населения («ревизия») 1718-1724 гг.
§ 7
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
Урок-беседа.
Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы.
. Систематизировать информацию в виде схемы
Составление развёрнутого плана по тексту параграфа на стр.55-56
Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.
§ 8
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.
Комбинированный урок.
Составление таблицы «Народные движения в России XVII в.».
Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. § 9