Вегетативная нервная система

Учебно-методическое пособие

 

 

 


МЕТОДЫ

ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО

И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

В.Б. Мандриков

М.П. Мицулина

 

Волгоград-2006

УДК 796:616-057.875 (07)

ББК 53.54

Рецензенты

Зав. каф. физиологии и химии Волгоградской государственной академии физической культуры, д.б.н., профессор Солопов И.Н.

Зав. каф. физического воспитания Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, к.б.н., профессор Калинина Н.Е.

Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина – Волгоград: Изд-во ВолГМУ. - 48с.

В учебно-методическом пособии «Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения» изложена оригинальная концепция и технология средств и методов контроля за состоянием здоровья студентов и эффективностью учебного процесса. Разработанная авторами балльная шкала оценки физических качеств и функциональных показателей позволяет осуществлять социально-гигиенический мониторинг физического здоровья студентов и самим студентам оценивать своё здоровье и эффективность занятий физического воспитания.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, преподавателей занимающихся с контингентом специального учебного отделения, для курсов переподготовки и повышения квалификации кадров, а также специалистам в области оздоровительной физической культуры. Пособие заинтересует и людей, не занимающихся физическими упражнениями, но интересующихся своим здоровьем и желающих его проверить, градуально оценить, выявить отстающие звенья в различных системах организма определяющих уровень здоровья.

 

Ó В.Б. Мандриков, М.П.Мицулина, 2006.

Ó Волгоградский государственный медицинский университет, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..……………………………………………………………..  
1. Вегетативная нервная система………………………..  
2. Сердечно-сосудистая система……….…………………  
  2.1. Ортостатическая проба…………………………….  
  2.2. Проба Мартине…………………………………………  
3. Дыхательная система……………………………………..  
  3.1. Жизненная ёмкость лёгких……………………….  
  3.2. Жизненный индекс…………………………………..  
  3.3. Проба Генчи……………………………………………..  
4. Вестибулярный аппарат………………………………….  
5. Нервно-мышечный аппарат……….……………………  
  5.1. Теппинг-тест……………………………………………  
  5.2. Точность мышечных усилий……………………..  
6. Физическая работоспособность……….………………  
7. Уровень физического состояния……….……………..  
8. Психоэмоциональное состояние………..…………….  
9. Биологический возраст……..…………………………….  
10. Необходимый инструментарий для проведения тестирования………………………..………………………..  
11. Противопоказания к проведению функциональ-ных проб. Клинические критерии прекращения проб ……………………………………………………………..  
12. Первая доврачебная помощь при тестировании функциональных возможностей……………………..  
  12.1. Астма…………………………………………………….  
  12.2. Обморок…………………………………………………  
  12.3. Шок……………………………………………………….  
  12.4. Гипогликемическая кома………………………..  
  12.5 Тепловой удар………………………………………….  
  12.6. Повреждение связочно-сумочного аппарата.  
  12.7. Повреждение мышц и сухожилий………………  
  12.8. Ушиб……………………………………………………….  
  12.9. Вывих………………………………………………………  
  12.10. Повреждение кровеносных сосудов…………  
  12.10.1. Внутреннее кровотечение……………  
  12.10.2. Наружное кровотечение………………  
  12.10.3. Кровотечение из носа………………….  
  12.11. Аптечка первой помощи для спортивных залов………………………………………………………………..  
Рекомендуемая литература………………………………………  
Приложение 1.Шкала оценок показателей физического состояния студентов специального учебного отделения…….  
Приложение 2.Индивидуальная карта студента…………….  
Приложение 3. Процент прироста ЧСС в пробе Мартине..  
Приложение 4.Определение физической работоспособ-ности по тесту PWC170 …………………………………………………  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основным критерием оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения ранее являлись результаты общепринятого педагогического тестирования (Государственная программа по физическому воспитанию для медицинских и фармацевтических вузов, 1997). Однако следует отметить, что результаты физической подготовленности оценивались по общим таблицам с основным учебным отделением, что являлось некорректным по отношению к студентам с более низкой физической подготовленностью и функциональным состоянием. Кроме того, в период контрольного тестирования (зима, весна) у большинства студентов (61,3%) специального учебного отделения наступает обострение основных хронических заболеваний, в результате чего многие студенты освобождаются от практических занятий по физическому воспитанию, что совпадает со временем сдачи контрольных тестов и нормативов (Л.М. Волкова, В.Ю. Волков, 2002; В.А. Милодан, А.И. Шабанов, 2002, В.А. Платонова, 2002, Мандриков В.Б., Мицулина М.П., 2004).

В соответствии с разработанной нами моделью построения учебного процесса по физическому воспитанию для студентов специального учебного отделения (2002г.) осуществляется комплексная оценка функционального состояния студентов.

Разработанный блок тестирования включает в себя: определение «вегетативного индекса» по Кердо; биологического и должного биологического возраста; комплексной оценки физического состояния по Е.А. Пироговой; ортостатической пробы; пробы Мартине; ЖЕЛ и жизненного индекса; пробы Генчи, физической работоспособности по тесту PWC 170; теппинг-теста; точности мышечных усилий; пробы Ромберга; психоэмоционального состояния.

В качестве интегральной оценки функционального состояния организма студентов специального учебного отделения предлагается использовать средний балл всех показателей по разработанной нами пятибалльной шкале (Приложение 1).

Результаты тестирования функционального состояния преподаватель заносит в разработанную нами «Индивидуальную карту студента» (Приложение 2).

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Оценка функционирования вегетативной нервной системы осуществляется по методике определения вегетативного индекса (ВИ) Кердо. Испытуемый в положении сидя измеряет частоту сердечных сокращений за 1 минуту и артериальное давление. Результаты измерений подставляют в формулу:

«ВИ» =(1 –АДД/ЧСС) х 100, где:

АДД – диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст.);

ЧСС – частота сердечных сокращений за 1 минуту (уд/мин).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: