Учебно-методическое пособие
МЕТОДЫ
ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО
И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
В.Б. Мандриков
М.П. Мицулина
Волгоград-2006
УДК 796:616-057.875 (07)
ББК 53.54
Рецензенты
Зав. каф. физиологии и химии Волгоградской государственной академии физической культуры, д.б.н., профессор Солопов И.Н.
Зав. каф. физического воспитания Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, к.б.н., профессор Калинина Н.Е.
Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина – Волгоград: Изд-во ВолГМУ. - 48с.
В учебно-методическом пособии «Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения» изложена оригинальная концепция и технология средств и методов контроля за состоянием здоровья студентов и эффективностью учебного процесса. Разработанная авторами балльная шкала оценки физических качеств и функциональных показателей позволяет осуществлять социально-гигиенический мониторинг физического здоровья студентов и самим студентам оценивать своё здоровье и эффективность занятий физического воспитания.
|
|
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, преподавателей занимающихся с контингентом специального учебного отделения, для курсов переподготовки и повышения квалификации кадров, а также специалистам в области оздоровительной физической культуры. Пособие заинтересует и людей, не занимающихся физическими упражнениями, но интересующихся своим здоровьем и желающих его проверить, градуально оценить, выявить отстающие звенья в различных системах организма определяющих уровень здоровья.
Ó В.Б. Мандриков, М.П.Мицулина, 2006.
Ó Волгоградский государственный медицинский университет, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..…………………………………………………………….. | ||
1. | Вегетативная нервная система……………………….. | |
2. | Сердечно-сосудистая система……….………………… | |
2.1. Ортостатическая проба……………………………. | ||
2.2. Проба Мартине………………………………………… | ||
3. | Дыхательная система…………………………………….. | |
3.1. Жизненная ёмкость лёгких………………………. | ||
3.2. Жизненный индекс………………………………….. | ||
3.3. Проба Генчи…………………………………………….. | ||
4. | Вестибулярный аппарат…………………………………. | |
5. | Нервно-мышечный аппарат……….…………………… | |
5.1. Теппинг-тест…………………………………………… | ||
5.2. Точность мышечных усилий…………………….. | ||
6. | Физическая работоспособность……….……………… | |
7. | Уровень физического состояния……….…………….. | |
8. | Психоэмоциональное состояние………..……………. | |
9. | Биологический возраст……..……………………………. | |
10. | Необходимый инструментарий для проведения тестирования………………………..……………………….. | |
11. | Противопоказания к проведению функциональ-ных проб. Клинические критерии прекращения проб …………………………………………………………….. | |
12. | Первая доврачебная помощь при тестировании функциональных возможностей…………………….. | |
12.1. Астма……………………………………………………. | ||
12.2. Обморок………………………………………………… | ||
12.3. Шок………………………………………………………. | ||
12.4. Гипогликемическая кома……………………….. | ||
12.5 Тепловой удар…………………………………………. | ||
12.6. Повреждение связочно-сумочного аппарата. | ||
12.7. Повреждение мышц и сухожилий……………… | ||
12.8. Ушиб………………………………………………………. | ||
12.9. Вывих……………………………………………………… | ||
12.10. Повреждение кровеносных сосудов………… | ||
12.10.1. Внутреннее кровотечение…………… | ||
12.10.2. Наружное кровотечение……………… | ||
12.10.3. Кровотечение из носа…………………. | ||
12.11. Аптечка первой помощи для спортивных залов……………………………………………………………….. | ||
Рекомендуемая литература……………………………………… | ||
Приложение 1.Шкала оценок показателей физического состояния студентов специального учебного отделения……. | ||
Приложение 2.Индивидуальная карта студента……………. | ||
Приложение 3. Процент прироста ЧСС в пробе Мартине.. | ||
Приложение 4.Определение физической работоспособ-ности по тесту PWC170 ………………………………………………… |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Основным критерием оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения ранее являлись результаты общепринятого педагогического тестирования (Государственная программа по физическому воспитанию для медицинских и фармацевтических вузов, 1997). Однако следует отметить, что результаты физической подготовленности оценивались по общим таблицам с основным учебным отделением, что являлось некорректным по отношению к студентам с более низкой физической подготовленностью и функциональным состоянием. Кроме того, в период контрольного тестирования (зима, весна) у большинства студентов (61,3%) специального учебного отделения наступает обострение основных хронических заболеваний, в результате чего многие студенты освобождаются от практических занятий по физическому воспитанию, что совпадает со временем сдачи контрольных тестов и нормативов (Л.М. Волкова, В.Ю. Волков, 2002; В.А. Милодан, А.И. Шабанов, 2002, В.А. Платонова, 2002, Мандриков В.Б., Мицулина М.П., 2004).
В соответствии с разработанной нами моделью построения учебного процесса по физическому воспитанию для студентов специального учебного отделения (2002г.) осуществляется комплексная оценка функционального состояния студентов.
Разработанный блок тестирования включает в себя: определение «вегетативного индекса» по Кердо; биологического и должного биологического возраста; комплексной оценки физического состояния по Е.А. Пироговой; ортостатической пробы; пробы Мартине; ЖЕЛ и жизненного индекса; пробы Генчи, физической работоспособности по тесту PWC 170; теппинг-теста; точности мышечных усилий; пробы Ромберга; психоэмоционального состояния.
В качестве интегральной оценки функционального состояния организма студентов специального учебного отделения предлагается использовать средний балл всех показателей по разработанной нами пятибалльной шкале (Приложение 1).
|
|
Результаты тестирования функционального состояния преподаватель заносит в разработанную нами «Индивидуальную карту студента» (Приложение 2).
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Оценка функционирования вегетативной нервной системы осуществляется по методике определения вегетативного индекса (ВИ) Кердо. Испытуемый в положении сидя измеряет частоту сердечных сокращений за 1 минуту и артериальное давление. Результаты измерений подставляют в формулу:
«ВИ» =(1 –АДД/ЧСС) х 100, где:
АДД – диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст.);
ЧСС – частота сердечных сокращений за 1 минуту (уд/мин).