а) непроцессуальный признак предмета;
б) предметность;
в) состояние;
г) качество действия.
6. Установите соответствие:
б) синтетический способ выражения грамматич. значения,
в) формальные показатели грамматические значения;
г) грамматические значения.
1. аффиксация, чередование, супплетивизм;
2. выражаются материальными средствами;
3. морфологические, синтаксические;
4. словоизменительные аффиксы, словесное ударение, порядок слов.
7. Какое из данных слов может быть прилагательным:
а) можно;
б) нельзя;
в) надо;
г) необходимо.
Раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка, – это
а) лексикология;
б) лексикография;
в) фразеология;
г) семиотика.
9. Укажите доминанту синонимического ряда спать, почивать, дремать, кемарить:
а) дремать;
б) спать;
в) кемарить;
г) почивать.
10. Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова: индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, электрик, массака:
а) технические термины
б) слова военной терминологии
в) слова-цветообозначения
г) слова, обозначающие качество предмета.
11. Какой частью речи является слово нá (нáте) в приведенных примерах:
— Нá (нáте) книгу.
— Дай, пожалуйста, карандаш. — Нá.
а) глагол;
б) частица;
в) междометие;
г) союз.
12. Назовите причину ошибки. В предложении: Убедившись, что изменить существующий порядок он не в силах, Печорину стало скучно.
а) неправильная конструкция с деепричастным оборотом;
б) неправильная конструкция с союзным словом;
в) неправильная конструкция с причастным оборотом;
г) неправильная конструкция с однородными членами предложения.
13. Выберите односоставное предложение:
а) Без тебя, вероятно, я бы погиб.
б) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.
в) Это может сделать только искусство.
г) Тихая, звездная ночь.
14. В каком предложении с причастным оборотом ставится запятая:
а) Первые лучи солнца пробив тучу блеснули в небе.
б) Из земли освободившейся от снега выглянула зелень.
в) Увидев детей голубь пролетел мимо.
г) Самолёт развернулся и набрав высоту сделал круг.
Укажите группу слов, в которой представлены имена существительные, не имеющие рода.
а) башмаки, дверцы, игры
б) туфли, тапочки, кеды
в) брюки, каникулы, сутки
г) вопросы, споры, встречи
Какой степени сравнения нет у наречия?
а) простой сравнительной;
б) составной сравнительной;
в) простой превосходной;
г) составной превосходной.
17. В каком предложении простое глагольное сказуемое:
а) Я начинаю мыслить образами (Ю.Олеша);
б) И через дальние края твой дымный ирис будет сниться, как юность ранняя моя (Блок);
в) О детстве своём Гумилёв мог говорить без конца (И.Одоевцева);
г) Я готов с вами поспорить.
18. Какое из данных предложений осложнённое:
а) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Лермонтов);
б) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (Лермонтов);
в) Вдруг корабль волной был брошен к мели бреговой (Лермонтов);
г) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (Лермонтов).
19. Найдите неполное предложение:
а) Расступись, о старец-море. (М.Лермонтов).
б) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов).
в) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А.Ахматова).
г) За мной!
20. В каком предложении есть обстоятельство цели:
а) От страху этот человек трясся и приседал (Булгаков);
б) Нужно, чтобы выслали пять человек с пулемётами для поимки иностранного консультанта (Булгаков);
в) Теперь африканец во время урагана прятался возле ниши (Булгаков);
г) Я прошу вас не приходить.
Вариант 8
1. Языковой знак обладает свойствами:
а) линейный характер означающего, неинформативность;
б) условность и мотивированность;
в) воспроизводимость и структурность;
г) структурность и симметрия.
2. К чему применимо определение «Набор относительно однородных единиц одинаковой степени сложности»?
в) языковой ярус (уровень),
г) синтагматика.
3. Какой характер отношений между грамматическими формами (по сравнению с лексическими):
а) более свободный,
б) более ограниченный,
в) универсальный,
г) с максимальной амплитудой значений.
4. Если в дихотомии язык – речь речь активна, то язык:
а) пассивен;
б) индивидуален;
в) идеален;
г) устойчив.
5. Назовите понятие, которому дано следующее определение: обобщённое языковое значение, которое характерно для определённого класса слов.
в) грамматическая категория;
г) семантика.
6. Какой критерий предусматривает особенность изменения слов (т.е. инвентарь их форм и парадигм, которые выражают определенные морфологические категории):
а) синтаксический,
б) семантический,
в) словообразовательный,
г) формально-грамматический.
7. Как называется следующее явление:
а) стрелки (у часов) - стрелки (люди) –
б) дипломатичный – дипломатический -
в) большое село - солнце село -
г) липа (дерево) - липа (фальшивый документ) -
8. Укажите, какое из слов является синонимом слову «авангардный»
а) передовой;
б) лучший;
в) первый;
г) высший.
9. Соотнесите название лексической категории и её определение:
а) Семантические отношения близких, но не тождественных семем, формально выраженные близкими, но не тождественными лексемами …
б) Семантические отношения тождественных семем, формально выраженные разными лексемами …
в) Семантические отношения противоположных, но пересекающихся семем, формально выраженные разными лексемами …
г) Семантические отношения не связанных по значению семем, формально выраженные разными лексемами …
1. омонимы
2. антонимы
3. паронимы
4.синонимы