Глава 3. Граждане (физические лица) 9 страница

Пленум Верховного Суда РФ в п. 34 Постановления от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что участник корпорации обязан участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия этих решений (п. 4 ст. 65.2 ГК). К таким решениям, в частности, относятся решения о назначении единоличного исполнительного органа или членов совета директоров, а также о внесении изменений в устав, если они требуются в соответствии с законом и без их внесения корпорация не сможет продолжать свою деятельность.

У участников корпорации имеются и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

 

Статья 65.3. Управление в корпорации

 

Комментарий к статье 65.3

 

Комментируемая статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. В ней определены высший орган корпорации и его полномочия, единоличный исполнительный орган и его полномочия, коллегиальный орган управления, контролирующий орган и полномочия членов коллегиального органа.

 

§ 2. Коммерческие корпоративные организации

 

1. Общие положения о хозяйственных товариществах

и обществах

 

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

 

Комментарий к статье 66

 

Комментируемая статья раскрывает понятие коммерческих корпоративных организаций, определяет основные классификационные критерии отнесения юридических лиц к коммерческим корпоративным организациям, а также устанавливает закрытый перечень видов коммерческих корпоративных организаций.

1. Понятие коммерческих корпоративных организаций берет свое начало в принципе разделения юридических лиц на корпоративные и некорпоративные (унитарные), заложенном в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации <1> и получившем развитие и нормативное закрепление в ст. 65.1 ГК РФ.

--------------------------------

<1>Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

 

2. К основным классификационным критериям коммерческих корпоративных организаций, отличающим их от унитарных, комментируемая статья относит:

2.1) критерий разделенности уставного (складочного) капитала на доли (вклады);

2.2) критерий раздельного режима имущества коммерческой корпоративной организации и ее учредителей (участников);

2.3) при системном толковании положений ГК РФ к основным классификационным критериям следует также отнести закрепленные в п. 1 ст. 65.1 ГК РФ критерий членства, т.е. наличие у участников (учредителей) особых членских прав, и критерий участия учредителей (участников) в формировании высшего органа юридического лица.

Таким образом, коммерческие корпоративные организации отличаются от унитарных тем, что при учреждении учредители наделяют их необходимым имуществом, приобретая взамен членские права в объеме, соответствующем стоимости переданного имущества и номинально выраженном в доле в уставном капитале. От некоммерческих коммерческие корпоративные организации отличаются по критерию цели деятельности, определившему извлечение прибыли основной целью деятельности коммерческой организации, что следует из п. 1 ст. 50 ГК РФ.

3. К основным видам коммерческих корпоративных организаций настоящая статья относит хозяйственные товарищества и общества, которые, в свою очередь, распадаются на подгруппы: общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, товарищества на вере и коммандитные товарищества. При реформировании гражданского законодательства Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ <1> общества с дополнительной ответственностью были исключены из перечня организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Это означает, что коммерческие корпоративные организации в форме обществ с дополнительной ответственностью созданы и зарегистрированы быть не могут. Однако правовой режим созданных и зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ обществ с дополнительной ответственностью приравнен к правовому режиму обществ с ограниченной ответственностью в части ст. ст. 87 - 90, 92 - 94 ГК РФ, а закрытых акционерных обществ - к правовому режиму непубличных акционерных обществ.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2304.

 

4. Настоящей статьей установлено ограничение на участие государственных органов и органов местного самоуправления от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах. Причем, как отмечается в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г., при разрешении споров о признании недействительными актов о регистрации юридических лиц суду следует исходить из того, что до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ п. 4 ст. 66 ГК РФ в прежней редакции допускал участие государственных органов и органов местного самоуправления от своего имени в хозяйственных обществах, а также позволял им быть вкладчиками в коммандитных товариществах, но только в случаях, предусмотренных законом <1>.

--------------------------------

<1>Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в ред. от 24 марта 2016 г.) // РГ. 1996. 13 авг. N 152.

 

5. Комментируемая статья устанавливает общее правило, запрещающее такое состояние хозяйственных обществ, когда единственным участником общества является другое хозяйственное общество, также состоящее из одного лица. Исключение может быть установлено ГК РФ либо другим законом. Подобные исключения встречаются в законах об учреждении государственных корпораций, единственным участником которых является публично-правовое образование, в части создания государственными корпорациями дочерних обществ <1>.

--------------------------------

<1>Пункт 21 ст. 37 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" // СЗ РФ. 2015. N 29. Ст. 4341.

 

6. Отличительной особенностью хозяйственных обществ является пропорциональное соотношение размера доли участия в уставном капитале объему принадлежащих участнику правомочий. Законодатель допускает отступление от данного принципа при наличии совокупности обстоятельств: а) общество является непубличным; б) иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества предусмотрен уставом либо корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в Единый государственный реестр юридических лиц. К сожалению, остается неурегулированным вопрос, как информация об измененном в корпоративном договоре объеме правомочий будет известна, например, реестродержателю непубличного акционерного общества при подсчете голосов на общем собрании акционеров. Единый государственный реестр юридических лиц не содержит актуальных сведений об акционерах. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ в подп. "д" в п. 1 ст. 5 предусматривает, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения только об учредителях (участниках) юридического лица <1>. Однако, поскольку в силу п. 2 ст. 149.2 ГК РФ права по акции переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя, сведения о новых акционерах в Единый государственный реестр не вносятся. В отсутствие соответствующих нормативных положений участники непубличного акционерного общества в целях реализации закрепленной модели непропорционального распределения правомочий, в том числе права голоса на общем собрании акционеров, вправе предоставить нотариально заверенную копию такого корпоративного договора лицу, осуществляющему учет прав на акции непубличного акционерного общества, а также самому непубличному акционерному обществу.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

 

Статья 66.1. Вклады в имущество хозяйственного товарищества или общества

 

Комментарий к статье 66.1

 

Комментируемой статьей была решена проблема допустимости внесения вкладов в имущество участниками иной, чем общество с ограниченной ответственностью, корпоративной коммерческой организации.

1. Перечень оборотоспособных объектов гражданских прав, которые могут быть внесены в имущество в качестве вклада, закрытый и включает в себя: вещи, в том числе денежные средства, ценные бумаги в виде акций и государственных и муниципальных облигаций, доли в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, подлежащие денежной оценке интеллектуальные права, в том числе исключительные, и права по лицензионным договорам. Понятие подлежащих денежной оценке интеллектуальных прав в действующем законодательстве не раскрыто. При системном толковании ст. 66.1 и ст. 1226 ГК РФ можно сделать вывод о том, что в качестве вклада в имущество может быть внесено и "иное право", в том числе право следования, стоимость которого подлежит денежной оценке.

2. Часть вторая настоящей статьи допускает возможность сужения данного перечня как в специальных законах, так и в учредительных документах самой корпоративной коммерческой организации. Например, ч. 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ <1> устанавливает, что вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом или решением общего собрания участников общества. Часть 1 ст. 32.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ <2> устанавливает, что вклады в имущество непубличного акционерного общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом непубличного акционерного общества или решением общего собрания акционеров непубличного акционерного общества. В отношении видов имущества, вносимых в качестве вклада в имущество публичного акционерного общества, таких ограничений не установлено.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

<2> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

 

3. По общему правилу внесение вклада в имущество общества или товарищества является обязанностью участника <1>. Так, ч. 2 ст. 67 ГК РФ к иным обязанностям участника хозяйственного товарищества или общества относит обязанность вносить вклады в иное имущество хозяйственного товарищества или общества, об обязанности участника по внесению вклада в имущество говорит и ч. 1 ст. 27 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ, при этом данная обязанность должна следовать из устава, например при учреждении общества или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками единогласно. Обязанность по внесению вклада в имущество непубличного акционерного общества также должна быть закреплена в уставе, при этом ч. 1 ст. 32.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ предусмотрено общее как для акционеров непубличных акционерных обществ, так и для акционеров публичных акционерных обществ право на внесение вклада в имущество общества в целях финансирования и поддержания деятельности общества в любое время. Если обязанность по внесению вклада у участника либо акционера непубличного акционерного общества возникает с момента вынесения решения общим собранием участников (акционеров) о внесении вкладов в имущество общества, то право акционера на внесение вклада в имущество публичного либо непубличного акционерного общества обусловлено заключением договора, который должен быть предварительно одобрен решением совета директоров (наблюдательного совета) общества. Внесение вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества является безвозмездной двусторонней сделкой, при этом к данным сделкам не применяются положения о договоре дарения.

--------------------------------

<1> См.: п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 9 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СПС "КонсультантПлюс".

 

4. По общему правилу обязательные вклады в имущество хозяйственного общества вносятся пропорционально принадлежащей участнику доле в уставном капитале. При этом право акционера публичного и непубличного акционерных обществ на внесение вклада в имущество общества не ограничено принципом пропорциональности. Также следует отметить, что в обществе с ограниченной ответственностью и непубличном акционерном обществе по решению общего собрания участников (акционеров) от принципа пропорциональности можно отойти, закрепив в уставе иной порядок определения размеров вкладов в имущество общества, непропорциональный размерам долей участников (акционеров) в уставном капитале общества, а также установить в уставе иные ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество, например, определить максимальную стоимость вносимых вкладов. При этом если ч. 2 ст. 27 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ говорит о возможности установления персональных ограничений по внесению вкладов в имущество в отношении конкретного участника, то ч. 3 ст. 32.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ позволяет при наличии соответствующих положений в уставе непубличного акционерного общества возлагать обязанности по внесению вкладов в имущество на акционеров - владельцев акций определенной категории (типа), но не предусматривает возможность установления ограничений по внесению вкладов в отношении конкретного акционера. Следует отметить, что в публичных акционерных обществах на акционеров не может быть возложена обязанность по внесению вклада в имущество общества.

5. Внесение вклада в имущество не порождает дополнительных корпоративных прав у участника корпоративной коммерческой организации, в частности, не увеличивает размер доли участия в уставном (складочном) капитале, а также не влияет на соотношение объема правомочий участников корпоративной коммерческой организации и принадлежащих им долей в уставном (складочном) капитале. Следует отметить, что, поскольку внесение вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью и непубличного акционерного общества есть корпоративная обязанность, участник обязан внести вклад в имущество, даже если он являлся участником на дату возникновения такой обязанности, но потом утратил корпоративную правоспособность <1>. К исполнению данной обязанности участник может быть понужден в судебном порядке по иску как общества, так и иного участника.

--------------------------------

<1> См.: п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 9 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" // РГ. 2000. 27 янв. N 19.

 

Статья 66.2. Основные положения об уставном капитале хозяйственного общества

 

Комментарий к статье 66.2

 

Комментируемая статья содержит основные положения, определяющие правовой режим уставного капитала хозяйственного общества.

1. Уставный капитал представляет собой имущество учредителей хозяйственного общества, которое передается хозяйственному обществу при его создании, при этом законодательством определяется только минимальный размер уставного капитала.

2. Уставный капитал может быть оплачен денежными вкладами и неденежными вкладами. Часть уставного капитала, которая не превышает установленный законом минимальный размер уставного капитала, оплачивается только денежными средствами. Часть уставного капитала, превышающая установленный законом минимальный размер уставного капитала, может быть оплачена внесением неденежного вклада при условии оценки вносимого в качестве вклада имущества независимым оценщиком. Цена вносимого неденежного вклада не должна превышать цену, определенную независимым оценщиком.

3. За завышение оценки имущества, подлежащего внесению в качестве неденежного вклада, в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, по обязательствам хозяйственного общества предусмотрена субсидиарная ответственность участников обществ с ограниченной ответственностью (акционеров), внесших неденежный вклад, и оценщиков, осуществивших его оценку, которую они несут солидарно в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений в части увеличения уставного капитала. Представляется, что ситуация, когда кредиторы вправе обратиться с иском к участникам либо оценщикам о привлечении их к субсидиарной ответственности по обязательствам хозяйственного общества, может возникнуть при уменьшении уставного капитала, если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов хозяйственного общества окажется меньше его уставного капитала, например вследствие завышенной оценки имущества, внесенного в оплату стоимости уставного капитала. Поскольку уменьшение уставного капитала хозяйственного общества допускается после уведомления всех его кредиторов, кредиторы вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств хозяйственного общества и возмещения им убытков, а в случае отказа хозяйственного общества удовлетворить требование или неполучения кредитором от хозяйственного общества в разумный срок ответа на предъявленное требование кредиторы могут предъявить требование лицам, солидарно несущим субсидиарную ответственность, т.е. участнику либо оценщику.

4. Предусмотренная субсидиарная ответственность оценщиков не исключает возможность привлечения оценщиков к специальной ответственности, предусмотренной ст. 24.6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", например за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам, например хозяйственному обществу, вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

 

5. Уставный капитал акционерных обществ, как публичных, так и непубличных, должен быть оплачен на три четвертых до государственной регистрации общества, при этом оставшаяся часть может быть оплачена в течение первого года с момента регистрации.

6. Из системного толкования п. 4 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ следует, что уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью должен быть оплачен в течение срока, определенного учредительным договором, но не более чем в четыре месяца с момента государственной регистрации общества. При этом, как отмечается в п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 мая 2012 г. N 151, неполная оплата доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью влечет только переход неоплаченной части доли к обществу, но не может являться основанием для исключения участника из общества <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 мая 2012 г. N 151 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью" // Вестник ВАС РФ. 2012. N 8.

 

Статья 66.3. Публичные и непубличные общества

 

Комментарий к статье 66.3

 

Комментируемая статья дает определение понятий "публичные" и "непубличные общества".

1. Под публичным обществом понимается акционерное общество, ценные бумаги которого (акции либо ценные бумаги, конвертируемые в акции, например облигации, опционы эмитента) размещаются публично путем открытой подписки или на организованных торгах либо публично обращаются на организованных торгах или обращаются путем предложения неопределенному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Правовой режим публичных обществ, в том числе в части структуры корпоративного управления, содержит большое количество императивных норм, требований раскрытия информации, а также положений, защищающих интересы миноритарных акционеров.

2. Настоящая статья не раскрывает порядок приобретения акционерным обществом публичного статуса, а также не разъясняет применение к акционерным обществам, отвечающим критериям публичности, правового режима публичных обществ. Соответствующие положения регулируются Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ в части ст. ст. 7.1 и 7.2, а также законодательством о рынке ценных бумаг.

3. Согласно разъяснениям Банка России публичный статус приобретают:

3.1) непубличное акционерное общество - со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным. При этом внесению изменений в устав и фирменное наименование предшествуют регистрация проспекта акций, а также заключение с организатором торговли договора о листинге акций;

3.2) открытое акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 г., отвечающее признакам публичных акционерных обществ, - вне зависимости от указания в его фирменном наименовании на то, что общество является публичным, с 1 сентября 2014 г. <1>.

--------------------------------

<1>Письмо Банка России "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 25 ноября 2015 г. N 06-52/10054 // СПС "КонсультантПлюс".

 

4. Из системного толкования настоящей статьи и ст. 7.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ следует, что публичный статус не может быть приобретен вновь создаваемым акционерным обществом при его учреждении. Таким образом, с 1 июля 2015 г. (дата вступления в законную силу Федерального закона 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ, которым в Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ была введена ст. 7.1) <1> учредить можно только непубличное общество.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 4001.

 

5. Непубличными обществами признаются все общества с ограниченной ответственностью, а также акционерные общества, не отвечающие признакам публичных обществ. Правовой режим непубличных обществ предполагает большую свободу участников в структурировании корпоративного управления с помощью устава и корпоративного договора. Так, например, п. 3 комментируемой статьи допускает по единогласному решению участников (учредителей) непубличного общества включение в устав положений, изменяющих предусмотренную законом диспозитивную структуру корпоративного управления (подп. 1 - 6, 8), а также иных положений. Эти положения, если они не подлежат обязательному включению в устав, могут быть также урегулированы путем заключения всеми участниками корпоративного договора.

 

Статья 67. Права и обязанности участника хозяйственного товарищества и общества

 

Комментарий к статье 67

 

Комментируемая статья определяет основные права и обязанности участников коммерческих корпоративных организаций.

1. Особенностью данной статьи является, во-первых, ее отсылочный характер: перечень прав и обязанностей участников определяется путем отсылки к п. п. 1 и 4 ст. 65.2 ГК РФ, специальным законам об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах, учредительным документам самих организаций.

2. Во-вторых, закрепление за всеми участниками (полными товарищами, акционерами, участниками обществ с ограниченной ответственностью), за исключением участников публичных акционерных обществ, права в судебном порядке требовать исключения другого участника из организации с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если он своими действиями (бездействием) причинил существенный вред организации либо иным образом существенно затрудняет ее деятельность и достижение целей, ради которых она создавалась, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами организации. При применении данной нормы следует руководствоваться разъяснениями по вопросам исключения участников из обществ с ограниченной ответственностью, данными в информационном письме Президиума ВАС РФ "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью" от 24 мая 2012 г. N 151 <1>. Так, например, исключение из хозяйственного общества (товарищества) участника, обладающего долей в размере более 50 процентов уставного (складочного) капитала общества, возможно только в том случае, если участники общества с ограниченной ответственностью в соответствии с его уставом не имеют права свободного выхода из товарищества (общества). Поскольку в акционерных обществах не может быть предусмотрен выход акционеров из общества, то подобная ситуация приведет к прекращению деятельности акционерного общества, что противоречит назначению данной нормы. Также необходимо учитывать, что институт исключения не должен быть использован в качестве средства разрешения корпоративного конфликта, связанного с моделью управления обществом (товариществом).

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 мая 2012 г. N 151 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью" // Вестник ВАС РФ. 2012. N 8.

 

3. Поскольку институт исключения является разновидностью института ответственности, перед применением санкции суд, как следует из п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25, устанавливает факт действия (бездействия), причинно-следственную связь, а также наступление (возможность наступления) негативных последствий, и дает оценку степени нарушения участником своих обязанностей <1>.

--------------------------------

<1>Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // РГ. 2015. 30 июня. N 140.

 

Статья 67.1. Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах

 

Комментарий к статье 67.1

 

Комментируемая статья посвящена особенностям подтверждения состава участников и решений, принятых общим собранием участников хозяйственного общества. Если для акционерных обществ предусмотрен закрытый перечень способов подтверждения, то для обществ с ограниченной ответственностью, наряду с нотариальной формой, возможно предусмотреть в уставе либо в самом решении, принятом единогласно, иной способ подтверждения, например подписание протокола всеми участниками и т.д.

1. Решения, не удостоверенные предусмотренными настоящей статьей способами, являются ничтожными применительно к п. 3 ст. 163 ГК РФ, что следует из п. 107 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25.

2. Несмотря на дискрецию в отношении непубличных акционерных обществ в части возможности выбора между такими способами подтверждения, как нотариальное удостоверение или удостоверение лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии, непубличное акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества, в том числе заключить договор с лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, т.е. с держателем реестра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: