Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей к условиям ДОУ

Организация социальной адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Работу выполнил

Студент 4курса,

«Психолого-педагогическое образование»,

Профиля «Психология образования»,

Заочной формы обучения

Филимонова Наталья Сергеевна

 

Научный руководитель

Доцент(к.п.н.),

Должность

Павлова Людмила Андреевна

____________________________

подпись

Оценка______________

«____»______________20__г.

Ф.И.О. зав. кафедрой

Попова Е.В.

подпись

Ишим

2017г.


 

Оглавление:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей к условиям ДОУ 7

1.1. Проблема адаптации к ДОУ в психолого-педагогической литературе. 7

1.2. Психолого-педагогические средства адаптации детей к условиям ДОУ 16

2.1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ. 23

2.2. Реализация средств адаптации детей к условиям ДОУ 32

2.3 Проверка эффективности реализованных средств адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения 38

Заключение 44

Библиография 46

Приложение 1. 49

Приложение 2 57

 


 

Введение

Первый год пребывания ребенка в воспитательном учреждении– чрезвычайно сложный переломный период в жизни ребёнка. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, отношения и обязанности. Меняется его место в системе новых общественных отношений, весь уклад в его жизни, возрастает психо - эмоциональная нагрузка.

Ребенка, пришедшего впервые в учреждение, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему необходимо установить контакт с новыми лицами, следовать дисциплине и новым обязанностям.

Опыт показывает, что не все дети готовы к столь быстрым переменам. Некоторым ребятам трудна социальная адаптация, т.к. не сформировавшиеся личность не способна подчиняться новому режиму, усваивать поведение и соблюдать дисциплину.

Способность к адаптации - это одно из основополагающих качеств человека, включающее все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями.

Основным условием эффективности адаптации - является способность индивидуума удовлетворять актуальные потребности реализовывать, связанные с ними значимые цели (Е.А.Лисина, В.А.Ананьев, Н.М. Аскарина). При этом одним из показателей адаптированности ребенка к детскому саду в психологии, является такой показатель как успеваемость. С другой стороны, необходимо отметить, что всё больше психологов (Е.С.Маклах, Е.А. Бугрименко, В.А. Недоспасова, Г.А.Цукерман) в своих работах говорят о игровой деятельности. Действительно, игра, являясь ведущей деятельностью всего дошкольного периода развития ребенка, готовит его к принятию новой деятельности - учебной. При этом сама игра в процессе обучающей деятельности может выступать как форма или как средство для наилучшего усвоения материала. Из всего выше сказанного, следует, что игровая деятельность влияет на принятие ребенком самой ситуации обучения, т.е. адаптацию.

Ребенку с хорошо сформированной игровой деятельностью проще «встроиться» в чужой контекст, осмыслить и ориентироваться в нем. Такой ребенок может развернуть собственную деятельность по запросу воспитателя, т.е. хорошо ориентируется в происходящем и всегда адекватно находит себе место в изменившихся условиях.

Таким образом все большую актуальность обретают вопросы профилактической работы, психоэмоционального сопровождения детей адаптационного периода. На наш взгляд они недостаточно полно рассматриваются в психолого-педагогической литературе. Все это обусловило актуальность нашего исследования.

Противоречие исследования мы видим:

- в необходимости адаптации детей к условиям ДОУ и недостаточной разработанностью для этого эффективных средств.

Это противоречие определило проблему исследования, которая заключается определении эффективных психологических средств, направленных на адаптацию детей в условиях ДОУ.

Проблема и противоречия обусловили выбор темы исследования:

«Социальная адаптация детей в условиях учреждений дополнительного образования».

Объект исследования: адаптация детей к условиям ДОУ.

Предмет исследования: психолого-педагогические средства адаптации детей к условиям ДОУ.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические средства, направленные на адаптацию детей к условиям ДОУ.

При изучении литературы была выдвинута следующая гипотеза: адаптация детей будет протекать успешнее, если в практику общеобразовательной организации внедрять специализированные средства, тренинговые занятия и игры.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей к условиям ДОУ.

2. Осуществить диагностику уровня адаптации у учеников детского сада.

3.Подобрать и апробировать психолого-педагогические средства, направленные на адаптацию детей к условиям ДОУ, проверить их эффективность.

Методологической основой исследования выступили: теоретические подходы к определению и структуре адаптации А.Анастази, Л.И.Божович, А.В.Запорожца, П.А.Венгера, Л.Е.Журовой, В.И.Логиновой, Ф.И.Сохинова, А.М.Леушиной, а также понятию дезадаптации Э.М.Александровской, Н.П.Вайзмана, Е.В.Новиковой.

Для решения проблемы были поставлены следующие задачи:

· Теоретический анализ литературы по проблеме,

· наблюдение, беседа,

· эксперимент,

· методы качественной и количественной обработки результатов

Организация исследования проводилась на базе МА ДОУ ЦРР № 24 г.Ишима. В исследовании приняли участие дошкольника 5 и 12 группы в количестве 20 человек.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1.Постановочный: (май - июнь 2016 г.) на этом этапе осуществлялся выбор темы, изучалась необходимая методическая и психолого-педагогическая литература, осуществлялась постановка цели и задач, формировалась гипотеза, определялся объект и предмет исследования.

2. Собственно – исследовательский этап: (июль - октябрь 2016) отбор методов и методик диагностики, их реализация, проверка гипотезы, осуществление психологического сопровождения высоко тревожных учащихся и проверка его эффективности.

3. Оформительско-внедренческий этап: (ноябрь 2016- январь 2017) систематизация результатов исследования, апробация, оформление результатов курсовой работы.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в обобщении взглядов ученых по рассматриваемой проблеме, их систематизации; в теоретическом обосновании.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанные практические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Структура работы: курсовой работы состоит из введения, двух основных глав (теоретической и эмпирической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, включающей источники, а также приложения. В содержании работы используются таблицы, и гистограммы. Общий объем курсовой работы 50 страниц.


 

Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей к условиям ДОУ

1.1. Проблема адаптации к ДОУ в психолого-педагогической литературе.

Поступление в воспитательное учреждение - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в дошкольное учреждение, ребенок приспосабливается далеко не сразу. Это становление, вхождение в новую жизнь, происходит на протяжении младшего возраста, особенности, умения и отношение к ребенку будут характеризовать весь период младшего возраста. Все дети, начинающие обучение в дошкольном учреждении, сталкиваются с теми или иными трудностями.

Дошкольная адаптация личности - это многогранный процесс развития личности, который осуществляется в объективно-субъективной форме, в основе которого лежит активное приспособление человека к окружающей природной и социальной среде, способность изменять и качественно преобразовывать личность.

Поэтому в основе понимания механизмов адаптации, ее сущности, лежит активная деятельность человека, в основе которой - потребность в преобразовании социальной действительности. В связи с этим сам процесс адаптации происходит посредством деятельности, общения, самосознания, самоопределения, самоутверждения, характеризующих социальную сущность личности. При этом происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в социализацию личности.

Термин «адаптация» прочно вошел в научный и бытовой обиход, однако его содержание многозначно и неопределённо.Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни[1,с 108 ].Первое использование понятия «адаптация» принадлежит учёным-биологам. Введение его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явления приспособления органов чувств человека, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя [3, с 19].Адаптацию в физиологии рассматривают в контексте решения проблемы биологического и физиологического приспособления к изменению физических параметров окружающего пространства или же собственно кинетики [4,с 6].В педагогике адаптация- это одно из основополагающих качеств человека, это все виды врожденной и приобретённой и приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями [8, с 136].Социальная адаптация это- процесс приспособления индивида к новым для него условиям и обществу в дальнейшем окружающем его.А.В. Петровский определяет процесс адаптации как вид согласовываются и ожидания его участников. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде. [13, с 203].Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что говорить о сложившемся комплексном исследовании дошкольной адаптации пока не приходится, т.к. каждая наука занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.Дошкольная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности [20, с 79]. Однако, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.Детский сад с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны воспитательного процесса. Им сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, выполнять задания, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, не сразу усваиваются новые правила поведения со взрослыми, не сразу признаётся позиция воспитателя и устанавливается дистанция в отношениях с ним и другими взрослыми.Адаптация к воспитательному учреждению - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к воспитателям и их требованиям, другим детям). Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья ребенка, его работоспособности, умении взаимодействовать с воспитателями, и выполнять правила [14, с 307].В нашей работе мы рассматриваем уровни адаптации к дошкольному учреждению у детей 3-5лет.При легкой адаптации дети в течение двух месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в учреждении, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования воспитателя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с воспитателем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию, общения с воспитателем, детьми. Они могут играют, выясняют отношения с товарищами, не реагируют на замечания или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении программы. У них адаптация заканчивается к концу первого полугодия.И у отдельных детей адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают программы. На таких детей чаще всего жалуются воспитатели, что они «мешают» работать с остальными детьми [28,с 64,66].Содержание адаптационного периода детей можно увидеть в программе Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в дошкольную жизнь» (Томск,1992), которые выделяют 4 этапа в этом сложном процессе. Авторы отмечают, что для ребенка очень важно почувствовать себя принятым в коллектив. реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптации, важнейшей задачей становится создание доброжелательной атмосферы в группе. Прежде всего, нужно стараться познакомить ребят друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.На первых этапах очень важным является воспитание навыкам сотрудничества ребёнка с воспитателем и ребятами; формирование умений прояснить поставленную задачу (сформулировать и задать вопрос), выразить собственное мнение, договориться с собеседником о способе деятельности; оценить полученный результат по различным критериям».Также педагоги отмечают, что нормальное прохождение периода социально- педагогической адаптации ведет к дальнейшему развитию учебной деятельности. Учебная деятельность детей - деятельность по преобразованию материала, в которой рождается и изменяется сам её субъект. Формирование самой способности самостоятельно учиться не только воспроизводить, но и анализировать и перестраивать готовые дидактические образцы является неотъемлемым моментом становления креативного мышления, а в целом рефлексивного, критического, конструктивного сознания [25,с 56].Следующий, второй этап адаптации - работа над режимом дня ребенка, первый опыт взаимодействия в группах. В педагогике существуют методы, помогающие ребёнку. Для того чтобы дети быстрее и лучше узнавали друг друга, и познакомились с новыми правилами, используются различные игровые формы занятий. Например, разбившись по группам, дети вспоминают, что они делают утром, готовясь к детскому саду, и вечером, приходя из него. В одной группе показывают пантомиму, в другом - рисуют, а в третьем - подбирают картинки, иллюстрирующие необходимые действия. Каждая группа строит свой план дня. Затем ребята обсуждают, что же, на их взгляд, самой важное. Проблема заключается только в том, что при проведении таких игр- занятий и разбивании детей на микрогруппы, педагогом не учитываются ни индивидуальные особенности (например, профиль латеральной организации) детей, попавших в одну команду, ни уровень их владения игрой (глупо использовать как средство то качество, которое само еще не сформировалось), ни психологический возраст. После таких занятий детей знакомят с детским садом и её работниками (библиотекарем, медсестрой, поваром и др.). Считается, что таким образом осмысливается опыт учебного сотрудничества, и дети начинают понимать, что им мешает, а что помогает, и что надо делать, чтобы взаимодействие было продуктивным, а сама работа успешной» [22, c 78].Особые трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших ясельные группы, особенно у единственных детей в семье. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одногруппников и воспитателей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что воспитатель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а остальные ребята не торопятся принимать таких детей, не собираются уступать им.Не удивительно, что через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их желанием ходить в детский сад, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, воспитатель не любит и т.п.На третьем этапе акцентируется внимание на узконаправленной дифференцированной оценке деятельности детей. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения различных задач и насколько результат воспитательных действий отсутствует их конечной цели. Оценка сообщает ребенку, решена или не решена им данная задача. Проблеме оценки вопитателю предлагается уделять особое внимание, т.к. считается, что оценка имеет существенное значение для развития личности ребенка.Четвертый этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил, знаков и приемов работы. Воспитатель создает ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль, а сам педагог наблюдает и фиксирует основные трудности детей, кто-то действует слишком медленно, а кто-то, напротив, чересчур импульсивен, а кто-то всё ещё испытывает тревогу). Дети работают в парах, в группах, стараясь распознать «ловушки», устроенные воспитателем и договориться, когда сталкиваются разные мнения. Самым непростым делом для детей оказывается умение спорить, не ссорясь и не обижаясь, не упрекая друг друга. Воспитатель делает акцент на том, насколько успешно работают ребята, и какие именно правила детского сада жизни помогли им справиться с заданиями [29, с 189].В период адаптации ребёнок вступает в совершенно иные отношения со средой, не такие как были раньше. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально- психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребёнку, но и всей группе, к своему месту в учреждении, и воспитателю, к новым для него воспитанникам. Первоначальный этап пребывания ребёнка в детском саду как раз и есть период социально- педагогической адаптации ребёнка к новым условиям [2, с 14].Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что резкое изменение социальных отношений, связанное с поступлением в детский сад, представляет для ребёнка значительные трудности. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности, интенсивные умственные и физические нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряжённость и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома так называемой дезадаптации[24, с 53].В последнее время при изучении разных проблем, связанных с воспитательным учреждением, используется термин "дезадаптация". Если адаптация — это приспособление организма ребенка к новым условиям, то дезадаптация это обратный процесс. И проявляется он тревожными признаками, которые приводят к тому, что от посещений детского сада придется отказаться. К сожалению родители (особенно молодые) по причине малого опыта и особого отношения к собственному ребенку не всегда правильно оценивают возникающую ситуацию. Лучше задать вопрос воспитателю, которая на фоне других детей видит вашего ребенка и может дать дельный совет.Признаки дезадаптации:Нарушение сна. Если ваш ребенок начал плакать по ночам, разговаривать во сне, писать в постель, хотя давно этого не делал, это тревожные сигналы.· Повышенная активность или апатия дома после детсада, которая продолжается больше 3-6 месяцев.· Нежелание идти в детский сад, сопровождающееся плачем, истериками не только по утрам, но и в другое время.· Если ребенок неделю ходит в детский сад, а потом три недели болеет, это тоже сигнал дезадаптации.Первой причиной по которой ребенок может тяжело привыкать к новым условиям жизни – это его неподготовленность. Трехлетнему малышу нельзя сказать, что завтра он начинает ходить в садик, его надо долго и тщательно готовить к трудному периоду в жизни.Второй причиной может быть поведение родителя. Если дома, придя из детского сада, родитель устраивает ребенку допрос о том, кто его обижал, как его наказывали и т.д., проявлять свою тревогу и беспокойство, ребенок будет приходить в группу настороженным, нервным, тревожным, ждать обид, бояться наказаний. В таком варианте дезадаптация это результат родительских не совсем корректных действий.Третья причина – индивидуальные особенности ребенка. Если он чересчур привязан к родителям, тяжело расстается с ними, даже оставаясь дома, то в детском саду ему будет во много раз труднее. Если же он спокойный, стеснительный, не умеет играть с детьми, то в группе малыши будут отбирать у него игрушки, обижать, обходить в общих играх.Четвертая причина – несдержанность педагога. Маленькие дети не всегда могут разобраться в отрицательных эмоциях и предпочитают о них не рассказывать, чтобы не вспоминать о переживаниях.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что, процесс адаптации предполагает не просто приспособление к успешному функционированию в новой среде, но и способность человека к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.

Говоря о дошкольной адаптации, мы придерживаемся ее определения, как приспособления ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям и видам деятельности, а также новому режиму жизнедеятельности.

Мы рассматриваем адаптацию, как многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоение правил и норм жизни в детском саду, формирование внутренней позиции ребенка.

Вместе с тем, в отношении детей, которые испытывают трудности приспособления к детскому саду, следует рассматривать понятие «дезадаптация», под которой мы понимаем невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях той микросоциальной среды, в которой он находится. Среди основных причин дезадаптации нами выделяются следующие: психологическая неготовность ребенка пребыванию в детском саду, недостаточная или чрезмерная опека родителей, кризис, проблемы в сфере межличностных отношений в коллективе.

Таким образом, необходимо говорить о необходимости внедрения и использования психолого-педагогических средств адаптации детей к условиям ДОУ

О средствах адаптации к условиям ДОУ мы поговорим далее.

 


 

1.2. Психолого-педагогические средства адаптации детей к условиям ДОУ

Младший дошкольный возраст особенно важен для социального развития ребенка и формирования его личности. С поступлением в детский сад ребенок сталкивается с множеством требованием со стороны воспитателей, изменением образа жизни, необходимостью адаптации к новым условиям.

В такой ситуации многие дети либо начинают нарушать нормы поведения, либо замыкаются в себе. К тому же многие дети приходят в детский сад в трехлетнем возрасте, и далеко не все психологически готовы, и как результат – у многих из них наблюдается негативные эмоциональные и поведенческие проявления, вызванные низким уровнем адаптации к детскому саду.

«Дошкольный возраст, – как отмечал А. Н. Леонтьев (1983), – период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

В качестве центральных новообразований возраста (3–5лет) можно выделить:

- позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза), функция отношения (2 фаза);

- позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза), функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю. Н. Карандашева, 1991).

Центральное личностное новообразование детей возраста 3 лет –соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

Внутренняя позиция ребенка проявляется через:

- эмоционально окрашенные образы;

-ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;

- волю, выражаемую в упорстве;

- другие частные психические достижения.

Д. Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований считал:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой возраста трех лет, в центре которого находится человек. Исследования Л. Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными.

Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю. Н. Карандашев, 1987).

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением.

Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Д. Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, т.е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

В. Финькевич, 1987). Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка пяти лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в пять лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.

Адаптация детей к детскому саду - это, своего рода, привыкание ребенка к новому ритму жизни, к новым правилам, обстоятельствам, к новым людям. И, что немаловажно, осознание ребенком себя в новой роли,

Особое значение в учебно-воспитательном процессе чтобы адаптация прошла более гладко, безболезненно, незаметно и быстрее, необходимо применение в процессе обучения разнообразных видов игр. Младшие дошкольники быстрее адаптируется, если применение игр позволяет моделировать различные жизненные ситуации и развивает при этом творческие и познавательные способности.

Игра – это сложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении она становится средством адаптации, Значение игры в адаптации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений.

Психологически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

Игры различаются:

· по виду деятельности;

· по характеру педагогического процесса;

· по характеру игровой методики;

· по игровой среде;

Игра обладает следующими функциями:

· Помогает выявить отклонения от нормативного поведения, то есть она диагностирует;

· Учит общению;

· Носит терапевтический характер, так как учит преодолению трудностей, возникших в жизненных ситуациях;

· Развлекает, доставляет удовольствие, воодушевляет, пробуждает интерес;

· Помогает усвоению норм человеческого общежития;

· Все игры условно поделены на группы

· 1 группа - Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

· 2 группа - Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

· 3 группа - Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

· 4 группа - Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.

· Список игр в адаптационный период

· 1 группа Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений:

· «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся»

· «Солнышко и дождик», «Мячик», «Игра с собакой», «Клубочек»

· «Секрет», «Парочки», «Доброе животное», «Раздувайся пузырь», «Лови-лови!», «Чей голосок?», «Под зонтом», «Зайка», «Еле-еле, еле-еле».

· 2 группа - Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

· «Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?», «Прячем мишку»

· «Собираем игрушки»

· 3 группа - Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

· «Дождь», «Лягушата», «Расскажи стихи руками»

· «Овощи отдыхают», «Звери и птицы спят», «Солнечные зайчики», «Чудесные камешки», «Кто в кулачке»

· Игра с кистями рук

· «Мы топаем ногами»

· 4 группа - Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.

· «Король боровик не в духе», «По кочкам», «Покатаемся на лошадке»

· «Дуем на что-нибудь…»

· 5. Уговорушки;

· 6 Фольклор в разные режимные моменты в повседневной жизни малыша.

Игровая деятельность в детском саду, используется как средство адаптации и облегчения деятельности детей в новых условиях.

Д.Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и обучения в младшем возрасте и облегчения процесса адаптации.[9,с 284]

Условия развития теоретической позиции в младшем возрасте непосредственно связаны с использованием большого числа разнообразных игр с правилами, где, с одной стороны, одни и те же правила могут быть использованы в разных видах игр и, с другой стороны, одна и та же игра может быть реализована с помощью разных правил.

Пока ребенок не наигрался в полной мере в тот или иной сюжет, игра не может использоваться как средство адаптации детей. Использование игры в качестве средства адаптации возможно только тогда, когда ребенок может реализовать игровые действия в вербальной форме. Игра – это одно из средств для адаптационного периода.

Для детей в период адаптации наиболее подходящая форма игры – это воображаемая игровая ситуация. Правильно организованная игра раскрепощают творческие задатки детей. Под правильной организацией игровых средств надо понимать умение найти органическую связь игры с задачей конкретного задания. Определить игровую ситуацию можно как сюжетную игровую совокупность имитационных действий, носящую образный характер. В игровой ситуации должно быть наличие ярко выраженной воображаемой (мнимой) ситуации.

Можно использовать два вида воображаемых игровых ситуаций:

· инсценирование литературных сюжетов, где содержание и последовательность игровых действий определяется сюжетом сказки (можно собственного сочинения);

· инсценирование жизненных ситуаций, т.е. таких, в основе которых лежит наблюдение самих детей.

Создавая новый, свой образ, ребята учатся наблюдать окружающую действительность, сравнивать и анализировать. Выбор игровых действий должен быть таким, чтобы дети их приняли, т.е. заинтересованно откликнулись на предложенную игровую ситуацию.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по адаптации, мы приходим к следующим выводам:

1) Под средством адаптации мы понимаем отдельное средство для человека, которые помогают ему приспособиться к новой неопознанной окружающей действительности.

2) Говоря о средстве адаптации у условиям ДОУ мы подразумеваем совокупность педагогических мероприятий направленных на смягчение адаптационного периода

К успешным средствам адаптации мы отнесли игры.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: