Анкетирование родителей по опроснику «Готов ли Ваш ребенок к посещению ДОУ»

 

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.
Адаптация                
Возможна дезадаптация                
Дезадаптация                

 

Полученные результаты отражены нами на рис. 5

Рис.5. Анкетирование родителей по опроснику «Готов ли Ваш ребенок к посещению ДОУ».

 

Полученные результаты позволяют утверждать что в экспериментальной группе повысился уровень адаптации в то время как в контрольной группе показатели не изменились. Обобщив результаты по всем методикам, мы определили высокий, средний и низкий уровень адаптации в обеих группах на контрольном этапе эксперимента.

Учитывая разработанные уровни адаптации, описание которых дано нами в параграфе 2.1 мы пришли к выводу что с высоким уровнем адаптации – 7 ребят экспериментальной группы (70%), и 5 контрольной (50%)

Со средним уровнем – 2 ребенка (20%)экспериментальной группы и 3 контрольной (30%)

На низком уровне адаптации 1 человек экспериментальной группы (10%)и 2 ребенка контрольной (20%). Результаты наглядно представлены на рис. 6.

Рис.6 Сводные данные по уровню адаптации детей на контрольном этапе эксперимента.

Динамика результатов отражена нами на рис. 7

 

До эксперимента

 

После эксперимента

Рис.7. Динамика уровней адаптации детей в контрольной и экспериментальной группе.

Таким образом на начало исследования в экспериментальной группе количество детей с высоком уровнем составляло 2 человека(20%), на конец исследования наблюдается положительная динамика и составляет 7 человек(70%). Это говорит о том что количество адаптированных возросло на 50%. Уровни показателей в контрольной группе на начало исследования составляют 5 человек(50%), на конец исследования показатели не изменились, 5 человек (50%).

Количество детей со средним уровнем в экспериментальной группе на начало исследования составляют 4человека(42%), на конец исследования 2 человека(20%), что на 22% ниже чем на начало исследования. Показатели в контрольной группе на начало исследования составляют 3 человека(32%), на конец исследования 3 человека (30%), показатели практически не изменились.

На начало эксперимента с низким уровнем выявлено 5 детей(50%), и на конец 1 человек(10%), показатели изменились на 40%, что говорит о положительной динамике и значительному повышению уровня адаптации. Результаты в контрольной группе на начало эксперимента составляют 5человек(50%), на конец показатели не изменились.

Итак, очевидны значительные изменения в сторону повышения уровня адаптации у детей в экспериментальной группе.

Таким образом, результаты психолого-педагогического исследования подтверждают нашу гипотезу.

 


 

Заключение

Адаптация к дошкольной жизни является одной из актуальных проблем перед педагогический наукой и практикой

С. Харрисон: писал "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

Поэтому обращение к данной проблеме обусловлено на помощи в создании благоприятных условий адаптации, обеспечивающее его дальнейшее воспитание.

Осуществив анализ научной литературы, мы попытались раскрыть сущность понятия адаптации. Под адаптацией понимается готовность человека к принятию новых правил, дисциплины, установлению нового режима, умение вступить в новый коллектив. Мы рассматриваем адаптацию к детскому саду, как многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоение правил и норм жизни в детском саду, формирование внутренней позиции.

Вместе с тем, в отношении детей, которые испытывают трудности приспособления к детскому саду, следует рассматривать понятие «дезадаптация», под которой мы понимаем невозможность адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях той микросоциальной среды, в которой он находится. Среди основных причин дезадаптации нами выделяются следующие: психологическая неготовность ребенка к детскому саду, недостаточное или чрезмерное внимание к ребенку, кризис трех лет, проблемы в сфере межличностных отношений в группе.

Характерными чертами адаптации является мобилизация интеллектуальных и физических сил, интерес к окружающему процессу, логическое запоминание и рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии).

Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в новой среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с другими ребятами и воспитателем. В этот период ребенок активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

В опытно-экспериментальной работе мы осуществили диагностики уровней адаптации и апробировали средства включающие в себя тренинговые занятия и игры.

На констатирующем этапе эксперимента нами выявлены следующие результаты с высоким уровнем адаптации у нас 2(23%) ребенка экспериментального класса и 5(50%) контрольного, со средним уровнем3(42,1%) ребенка экспериментальной группы, и 3(30%)контрольной. С низким уровнем 5(50%) экспериментальной группы, и 2 (19,1%)контрольной, средним - 4 (18,2%), низким – 13 (59,1%). После проведения формирующего этапа эксперимента были получены такие результаты: с высоким уровнем адаптации – 7 ребят экспериментальной группы (70%), и 5 контрольной (50%).Со средним уровнем – 2 ребенка (20%)экспериментальной и 3 контрольной (30%). На низком уровне адаптации 1 ребенок экспериментальной (10%)и 2 ребенка контрольной(20%).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, чтобы адаптационный период стал эффективным благодаря реализации ряда мероприятий, включающих в себя работу с детьми на специально проведенных занятиях, доказана. Задачи эксперимента подтверждены.

 


 

Библиография

1 Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в детском саду[Текст] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина. - М.: Академия, 2002. - 108 с.

2 Семичев С.Б. Психологический тренинг с подростками и психопрофилактика[Текст]/ Семичев С.Б СПб.: Питер, 2008 с, 34-37

3 Чуткина Г.М. Адаптация дошкольников к педагогическому процессу [Текст]//психологический журнал. 2002. № 3 -12,14 с.

4 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте[Текст] //, Эльконин Д.Б 2008. № 4. С.6-20. С 4-6.

5 Алиева, Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к детскому саду:[Текст] / Н.Ф. Алиева. - Екатеринбург, 2003. - 230 с.

6 Венгер, Л. А. Педагогическая готовность к обучению в школе Подготовка детей к школе в детском саду[Текст]/ Л. А. Венгер. - М., 2007. - С. 10-19.

7 В.В. Давыдова Психологический словарь,[Текст]/В.В. Давыдова., 2005. – 448 с.

8 Венгер, Л. А. Об уровне развития детей, поступающих в школу [Текст]/ Л. А. Венгер. - 2005. 33-38 с.

9 21. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст]/ К.Н. Поливанова// Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 136

10 Ф. А. Сохина Подготовка детей к школе в детском саду [Текст]/ - М.: Педагогика, 2008. - 168 с. С 7-9

11. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/ А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 621 с.

 

12 Битякова М.Р. Организация психологической работы в детском саду. [Текст] М.: Совершенство, 2004 - с. 258.

13 Битянова М.Г. Адаптация ребенка к школе.[Текст] - М., 1998.с,203

14 27. Регуш, Л.А.История развития практической психологии в системе образования [Текст]/ Л.А. Регуш//Психологическая подготовка в вузе: проблемы и подходы к решению. Ч. 2 –Челябинск, 2004.- С. 307

15 Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь ребенку освоится в новом месте»/Статьи по психологии//[Электронный ресурс]: http://www.spravka050.ru/article/psicho/10638.

16 30. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст]/ Л.Н. Собчик. — СПб.: Речь, 2005. — С 624 с. 5-7

17 Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. [Текст] - Давыдов В.В Изд. Академия, 2006. - с. 87.

18 И.В.Дубровина Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /. [Текст]И.В.Дубровиной// социальная педагогока. - М., 2003.

19 Ковалева Л.М., Психологический анализ особенностей адаптации дошкольников [Текст] Ковалева Л.М // Начальная школа, 2006 - №7.с, 79 С 4-7

20 Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей четырехлетнего возраста.[Текст]Коломинский Я.Л - М., 2001 - с. 265.

21 Индивидуальные особенности психического развития / Словарь // [электронный ресурс]: http://business.amiro.ru/knowledge/razvitie-rebenka/indi vidualnye-osobennosti-psihicheskogo-razvitija

22 Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей, [Текст]Захаров А.И 2006. - С. 150-152.

23 Каган В.Е. Психогенные формы дошкольной дезадаптации[Текст] // Каган В.Е.//Вопросы психологии, 2004, с 53, 54, 61

24 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению.[Текст]Кравцова Е.Е - М., 1983 с, 56

25 Кураев Г.А., Возрастная психология. // [электронный ресурс]: http://window.edu.ru/window/library/.

26 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика.[Текст]Мардахаев Л.В - М,- 2005. - С. 64-66.

27 В. Козлова Международная академия психологических наук. Седьмая волна психологии. Выпуск 1. /[Текст]. В. Козлова,. - Ярославль,, 2006 - с. 189.

28 Мир психологии. Психология для всех и каждого. // [электронный ресурс]: http://www.psyworld.ru/index.php

29. Божвич.Л.И Личность и её формирование в детском возрасте..[текст]/Л.И Божович. –М., 1968 – 240с.

30. Давыдов В.В. психологическое развитие в младшем школьном возрасте//возрастная и педагогическая психология [Текст]/В.В Давыдов,/под. Ред Петровского А.В. – М., 1979. – С 69-101..

31 Средства обучения в период адаптации // [Электронный ресурс]http://5fan.ru/wievjob.php?id=7693

 

 


 

Приложение 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: