Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по адаптации детей к условиям ДОУ

2.1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

Целью экспериментального исследования является проверка выдвинутой гипотезы: адаптация детей будет протекать успешнее, если в практику общеобразовательной организации внедрять специализированные психолого-педагогические средства - игры.

В экспериментальной части решались следующие задачи:

1. Провести диагностическую работу по определению уровня адаптации дошкольников к условиям ДОУ.

2. Апробировать средства направленные на адаптацию.

3. Проверить эффективность проделанной работы, направленной на повышение уровня адаптации.

Исследование проводилось на базе МА ДОУ ЦРР № 24 Тюменской области Г. Ишима. в количестве 20 человек, контрольная группа 5 в колличестве 10 человек и экспериментальная группа 12 в колличестве 10 человек. и включало в себя три этапа:

1.Констатирующий этап.

2.Формирующий этап.

3.Контрольный этап.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в определении уровня адаптации детей.

Для удобства мы определили группы детей с уровнями адаптации(высоким, средним и низким), а так же выделили критерии.

к основным критериям адаптации относятся:

- поведенческие реакции;

- уровень нервно-психического развития;

Различают 3 уровня адаптации к детскому саду:

1) Высокий: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3)Низкий: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, обобщение результатов исследования), эмпирические, методы статистической обработки и анализа эмпирических данных.

Для определения уровня адаптации дошкольников нами были использованы следующие методики (тексты методик, интерпретация результатов исследования находятся в приложении 2,3 курсовой работы):

1.. Методика Е.И.Морозовой изучения адаптационных возможностей

ребенка раннего возраста к ДОУ

2. Анкетирование родителей по опроснику «Готов ли Ваш ребенок к посещению ДОУ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: