2.1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
Целью экспериментального исследования является проверка выдвинутой гипотезы: адаптация детей будет протекать успешнее, если в практику общеобразовательной организации внедрять специализированные психолого-педагогические средства - игры.
В экспериментальной части решались следующие задачи:
1. Провести диагностическую работу по определению уровня адаптации дошкольников к условиям ДОУ.
2. Апробировать средства направленные на адаптацию.
3. Проверить эффективность проделанной работы, направленной на повышение уровня адаптации.
Исследование проводилось на базе МА ДОУ ЦРР № 24 Тюменской области Г. Ишима. в количестве 20 человек, контрольная группа 5 в колличестве 10 человек и экспериментальная группа 12 в колличестве 10 человек. и включало в себя три этапа:
1.Констатирующий этап.
2.Формирующий этап.
3.Контрольный этап.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в определении уровня адаптации детей.
Для удобства мы определили группы детей с уровнями адаптации(высоким, средним и низким), а так же выделили критерии.
к основным критериям адаптации относятся:
- поведенческие реакции;
- уровень нервно-психического развития;
Различают 3 уровня адаптации к детскому саду:
1) Высокий: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
2) средняя: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;
3)Низкий: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;
Уровни и критерии адаптации
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, обобщение результатов исследования), эмпирические, методы статистической обработки и анализа эмпирических данных.
Для определения уровня адаптации дошкольников нами были использованы следующие методики (тексты методик, интерпретация результатов исследования находятся в приложении 2,3 курсовой работы):
1.. Методика Е.И.Морозовой изучения адаптационных возможностей
ребенка раннего возраста к ДОУ
2. Анкетирование родителей по опроснику «Готов ли Ваш ребенок к посещению ДОУ».