Государственные меры по сокращению безработицы

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения[23].

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы, о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике.

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

Формирование механизма регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости[24].

С одной стороны, - это проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.

С другой стороны, - изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы. В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным[25].

Низменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.

Активные меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Эффективный инструмент политики занятости – содействие молодому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других.

К активным мерам регулирования рынка труда относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.

К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется на эту пассивную меру.

Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы[26].

Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками.

При рассмотрении задач регулирования рынка труда на региональном уровне, следует заметить, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне.

Таким образом, объективная реальность обязывает помимо пересмотра основных позиций в регулировании рынка труда, также и провести поиск таких решений, которые способствовали бы приведению в действие формы в сфере занятости экономической активности[27]:

- самозанятость и предпринимательство, в качестве высших форм активности населения, более предпочтительны с точки зрения регулирования и развитости рынка труда;

- наемный труд, в качестве рыночной категории, касается большей части населения, которая в настоящее время, в основном, и выступает объектом регионального регулирования;

- безработица является промежуточной формой экономической активности, выражающейся в активном поиске и готовности работать, а также требующая от государственного регулирования организации и самого пристального внимания.

Заключение

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Рынок труда представляет собой особую экономическую категорию, охватывающую оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место, а также все занятые, за исключением учащихся и домашних (самостоятельных) работников, которые ведут натуральное хозяйство.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.

Безработица, как свидетельствуют многочисленные социально-психологические и социологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия в целом для общества, отдельных его слоев и групп, семей, любого человека. Среди всех данных последствий модно особо выделить: увеличение смертности из-за сердечных заболеваний, рост числа убийств и самоубийств, ухудшение отношений в семье, увеличение численности пациентов в психиатрических лечебницах, рост преступности и т. д., поскольку люди достаточно остро переживают невостребованность производственного опыта, своих знаний, переход от одной социальной группы в иную.

Экономические причины возникновения безработицы связаны с:

- завышенными требованиями самих работников, которые предъявляются работодателю в отношении размера заработной платы желаемой ими. Наемные работники, которые не согласны работать за предлагаемую им заработную плату, тем самым сами выбирают состояние безработицы;

- слишком низким спросом на рабочую силу. Государство обязано бороться с безработицей: снижая налоги или же повышая государственные доходы, государство тем самым может значительно увеличить объем спроса на рабочую силу;

- негибкостью, характерной для рынка труда. Наблюдается некое несоответствие между потребностями людей, ищущих работу, и потребностями работодателей, готовых предоставить рабочие места.

Основными чертами, которые характеризуют российскую модель рынка труда, являются:

1. Занятость в экономике России оказалась слабо чувствительной и устойчивой к шокам переходного процесса и, кроме того, кризисным тенденциям в экономике.

2. Резкое сокращение продолжительности рабочего дня.

3. Прослеживается тенденция роста реальной заработной платы занятого населения.

4. Преобладание добровольных увольнений.

5. Несбалансированность рынка труда, усугубляющийся разрыв между спросом на рабочую силу и ее предложением, в особенности видимая в региональном разрезе России.

6. Отраслевые диспропорции на рынке труда связаны с конъюктурным повышением заработной платы в нефтегазовой отрасли и финансовом секторе экономики.

7. При оценке критериев, которые применяются к работникам, принимаемых на работу, растут требования, предъявляемые к качеству знаний, при том наблюдается тенденция снижения значимости профессиональных навыков.

Объективная реальность обязывает пересмотреть не только основные позиции в регулировании рынка труда, но и найти такие решения, которые позволили бы привести в действие формы экономической активности в сфере занятости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: