Типы социального действия

Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:

1) целерационально, т.е. через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как "условия" или как "средства" для достижения собственных рационально - то есть в расчете на успех - намеченных и обдуманно преследуемых целей

2) ценностно-рационально, т.е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную самостоятельную ценность определенного положения дел, взятого просто как таковое и независимо от успеха

3) аффективно, особенно эмоцианально - через актуальные аффекты и чувства

4) традиционно, т.е. через вошедшую в обычай привычку

1-2 социальные действия, ориентированные согласно субъективному смыслу

3-4 пограничные

 

10. Основные категории классических нередукционистских подходов к изучению культуры

• Понимание

• Цель

• Ценность

• Смысл

 

11. Современные варианты нередукционистских подходов

-Исследования культуры

Структурализм и культурализм

-Культурная антропология

-Социология: Понимающая социология и социальный конструктивизм

-Экономика: Институциональная экономика

 

Как в рамках нередукционистских теорий определяется отношение гуманитарных и естественных наук?Гуманитарные науки являются самостоятоятельными наряду с естественными

 

В чем, согласно нередукционистским теориям культуры, заключается специфика методов гуманитарных наук? - Данные методы имеют скорее качественный характер

 

Что такое герменевтика? - искусство толкования

Филон Александрийский, Аврелий Августин, Мартин Лютер, Фридрих Шлеймахер преимущественно занимались толкованием – текстов

 

Что является специфическим методом исторического познания согласно И.Г. Дройзену? – понимание

 

Какова область применения методологии И.Г. Дройзена? - Все созданные человеком артефакты

 

Что, согласно Дройзену, предполагает герменевтический круг, с помощью которого нами осуществляется процесс понимания? - Целое познается из части, а часть — из целого

 

В основе нередукционистской понимающей парадигмы лежит представление о/об – единстве человеческой природы

 

Какие три элемента входят в структуру процесса понимания согласно Дильтею? - переживание, выражение, понимание

 

Какой термин использует В. Дильтей для описания всей совокупности надиндивидуальных институтов? - объективный дух

 

Какие науки, согласно Вильгему Виндельбанду, направлены на исследование индивидуального? - Идиографические науки

 

Какие науки, согласно Вильгему Виндельбанду, нацелены на открытие общих законов? - номотетические науки

 

Какая из указанных интерпретаций отличается, по Веберу, наибольшей очевидностью? – Целерациональная

 

Что является, по Веберу, специфическим предметом его понимающей социологии? – действия

 

1. Какова традиционная сфера применения искусства герменевтики?

Начало формы

Толкование воли богов и священных текстов - верно

Конец формы

2. Установите правильный хронологический порядок следующих авторов: а) Фридрих Шлеймахер; б) Аврелий Августин; в) Мартин Лютер; г) Филон Александрийский?

Начало формы

г,б,в,а - верно

Конец формы

3. Кто из перечисленных авторов сформулировал принцип благожелательного прочтения?

Начало формы

Аврелий Августин - верно

Конец формы

4. Какие уровни истолкования имеет каждый текст или символ в рамках классической средневековой парадигмы?

Начало формы

Буквальный, аллегорический, моральный, анагогический - верно

Конец формы

5. Как Дильтей называет гипотетическое конструирование связей между явлениями, которые не даны человеческому сознанию?

Начало формы

Объяснение - верно

Конец формы

6. Какой из названных элементов не входит в трехчастную структуру Дильтея, описывающую процесс понимания?

Начало формы

Объяснение - верно

Конец формы

7. Как Дильтей определяет понимание целевой взаимосвязи структур объективного духа?

Начало формы

Как понимание духовной взаимосвязи - верно

Конец формы

8. Что является специфическим объектом понимающей социологии?

Начало формы

Действия - верно

Конец формы

9. Как М. Вебер называет действие, определенное через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную самостоятельную ценность определенного положения дел, взятого просто как таковое и независимо от успеха?

Начало формы

Ценностнорациональное - верно

Конец формы

10. Какие из перечисленных типов действий М.Вебер называет собственно социальными действиями, ориентированными согласно субъективному смыслу?

Начало формы

Целерациональное и ценностнорациональное - верно

Конец формы

11. Что, согласно И.Г. Дройзену, является объектом исторической науки?

Начало формы

Воспоминания о прошлом – верно

 

Конец формы

12. В чем, согласно И.Г. Дройзену, заключается суть исторического метода?

Начало формы

Понимание путем исследования - верно

Конец формы

13. Назовите одно из оснований, благодаря которому возможен исторический метод, предложенный И.Г. Дройзеным?

Начало формы

Единство человеческой природы - верно

Конец формы

14. С чем И.Г. Дройзен сопоставляет акт понимания?

Начало формы

С интуицией - верно

Конец формы

15. Какие научные методы выделяет И.Г. Дройзен?

Начало формы

Спекулятивный, физический и исторический - верно

Конец формы

16. Чем, согласно Г. Риккерту, явления культуры отличаются от явлений природы?

Начало формы

В отличие от явлений природы, явления культуры являются благами - верно

Конец формы

17. Чем, согласно Г. Риккерту, Ценность отличается от Блага?

Начало формы

Благо существует, ценность значит - верно

Конец формы

18. Как Г.Риккерт называет метод, когда единичное явление имеет для исследователя значение не как индивидуальность, а только как экземпляр более или менее общего понятия?

Начало формы

Генерализирующий - верно

Конец формы

19. Как Г.Риккерт называет исторически-индивидуализирующий метод?

Начало формы

Метод отнесения к ценности - верно

Конец формы

20. Как Г. Риккерт определяет понятие "Историческое развитие"?

Начало формы

Как ряд ступеней - верно

Конец формы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: