Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:
1) целерационально, т.е. через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как "условия" или как "средства" для достижения собственных рационально - то есть в расчете на успех - намеченных и обдуманно преследуемых целей
2) ценностно-рационально, т.е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную самостоятельную ценность определенного положения дел, взятого просто как таковое и независимо от успеха
3) аффективно, особенно эмоцианально - через актуальные аффекты и чувства
4) традиционно, т.е. через вошедшую в обычай привычку
1-2 социальные действия, ориентированные согласно субъективному смыслу
3-4 пограничные
10. Основные категории классических нередукционистских подходов к изучению культуры
• Понимание
• Цель
• Ценность
• Смысл
11. Современные варианты нередукционистских подходов
|
|
-Исследования культуры
Структурализм и культурализм
-Культурная антропология
-Социология: Понимающая социология и социальный конструктивизм
-Экономика: Институциональная экономика
Как в рамках нередукционистских теорий определяется отношение гуманитарных и естественных наук?Гуманитарные науки являются самостоятоятельными наряду с естественными
В чем, согласно нередукционистским теориям культуры, заключается специфика методов гуманитарных наук? - Данные методы имеют скорее качественный характер
Что такое герменевтика? - искусство толкования
Филон Александрийский, Аврелий Августин, Мартин Лютер, Фридрих Шлеймахер преимущественно занимались толкованием – текстов
Что является специфическим методом исторического познания согласно И.Г. Дройзену? – понимание
Какова область применения методологии И.Г. Дройзена? - Все созданные человеком артефакты
Что, согласно Дройзену, предполагает герменевтический круг, с помощью которого нами осуществляется процесс понимания? - Целое познается из части, а часть — из целого
В основе нередукционистской понимающей парадигмы лежит представление о/об – единстве человеческой природы
Какие три элемента входят в структуру процесса понимания согласно Дильтею? - переживание, выражение, понимание
Какой термин использует В. Дильтей для описания всей совокупности надиндивидуальных институтов? - объективный дух
Какие науки, согласно Вильгему Виндельбанду, направлены на исследование индивидуального? - Идиографические науки
|
|
Какие науки, согласно Вильгему Виндельбанду, нацелены на открытие общих законов? - номотетические науки
Какая из указанных интерпретаций отличается, по Веберу, наибольшей очевидностью? – Целерациональная
Что является, по Веберу, специфическим предметом его понимающей социологии? – действия
1. Какова традиционная сфера применения искусства герменевтики?
Начало формы
Толкование воли богов и священных текстов - верно
Конец формы
2. Установите правильный хронологический порядок следующих авторов: а) Фридрих Шлеймахер; б) Аврелий Августин; в) Мартин Лютер; г) Филон Александрийский?
Начало формы
г,б,в,а - верно
Конец формы
3. Кто из перечисленных авторов сформулировал принцип благожелательного прочтения?
Начало формы
Аврелий Августин - верно
Конец формы
4. Какие уровни истолкования имеет каждый текст или символ в рамках классической средневековой парадигмы?
Начало формы
Буквальный, аллегорический, моральный, анагогический - верно
Конец формы
5. Как Дильтей называет гипотетическое конструирование связей между явлениями, которые не даны человеческому сознанию?
Начало формы
Объяснение - верно
Конец формы
6. Какой из названных элементов не входит в трехчастную структуру Дильтея, описывающую процесс понимания?
Начало формы
Объяснение - верно
Конец формы
7. Как Дильтей определяет понимание целевой взаимосвязи структур объективного духа?
Начало формы
Как понимание духовной взаимосвязи - верно
Конец формы
8. Что является специфическим объектом понимающей социологии?
Начало формы
Действия - верно
Конец формы
9. Как М. Вебер называет действие, определенное через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную самостоятельную ценность определенного положения дел, взятого просто как таковое и независимо от успеха?
Начало формы
Ценностнорациональное - верно
Конец формы
10. Какие из перечисленных типов действий М.Вебер называет собственно социальными действиями, ориентированными согласно субъективному смыслу?
Начало формы
Целерациональное и ценностнорациональное - верно
Конец формы
11. Что, согласно И.Г. Дройзену, является объектом исторической науки?
Начало формы
Воспоминания о прошлом – верно
Конец формы
12. В чем, согласно И.Г. Дройзену, заключается суть исторического метода?
Начало формы
Понимание путем исследования - верно
Конец формы
13. Назовите одно из оснований, благодаря которому возможен исторический метод, предложенный И.Г. Дройзеным?
Начало формы
Единство человеческой природы - верно
Конец формы
14. С чем И.Г. Дройзен сопоставляет акт понимания?
Начало формы
С интуицией - верно
Конец формы
15. Какие научные методы выделяет И.Г. Дройзен?
Начало формы
Спекулятивный, физический и исторический - верно
Конец формы
16. Чем, согласно Г. Риккерту, явления культуры отличаются от явлений природы?
Начало формы
В отличие от явлений природы, явления культуры являются благами - верно
Конец формы
17. Чем, согласно Г. Риккерту, Ценность отличается от Блага?
Начало формы
Благо существует, ценность значит - верно
Конец формы
18. Как Г.Риккерт называет метод, когда единичное явление имеет для исследователя значение не как индивидуальность, а только как экземпляр более или менее общего понятия?
Начало формы
Генерализирующий - верно
Конец формы
19. Как Г.Риккерт называет исторически-индивидуализирующий метод?
Начало формы
Метод отнесения к ценности - верно
Конец формы
20. Как Г. Риккерт определяет понятие "Историческое развитие"?
Начало формы
Как ряд ступеней - верно
Конец формы