1) оценивающий субъект
2) собственно цель, которая имеет вневременную значимость и в этой своей значимости независима от акта оценки
3) благо, т.е. действительная вещь, в которой обнаруживается ценность
4) культура - совокупность благ, т.е. всех вещей, в которых по мере хода истории обнаруживаются различные ценности
9. Понимающая социология Макса Вебера
Телеологическая модель понимания человеческого действия
-Человеческое поведение может быть понято, "понятно истолковано"
-Это истолкование является "прагматическим", основанным на "рационально понятных связях действия - так же в экономике используется "рациональная конструкция" "экономического человека"
-Наибольшей "очевидностью" отличается целерациональная интерпретация. Целерациональным мы называем поведение, ориентированное только на средства, (субъективно) представляющиеся адекватными для достижения (субъективно) однозначно воспринятой цели
-Специфический объект понимающей социологии - действие. Действие - такое отношение к объекту, которое имеет (субъективный) смысл.
|
|
Социальный номинализм Макса Вебера
-"понимание" составляет, по существу, и причину того, что понимающая социологию (в нашем смысле) рассматривает отдельного индвида и его действие как первичную единицу, как "атом"...
- для социологического исследования индивид являет собой и верхнюю границу осмысленного поведения, он - его единственный носитель. И замаскировать это не способна ни одна как будто отклоняющаяся от этого форма выражения....Такие понятия, как "государство", "сообщество", "феодализм" и т.п., в социологическом понимании означают... категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к "понятному" поведению, а такое сведение всегда означает только одно - сведение к поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей.
-С социологической точки зрения слово "государство", если оно вообще применяется, означает только вид человеческого поведения особого рода. Вебер