Тема 4.Классические нередукционисткие теории культуры

1. Общая характеристика

-Гуманитарные науки являются самостоятельными - наряду с естественными науками;

-Предмет, а, следовательно, также и методы познания гуманитарных наук отличаются от -предмета и методов других наук;

-Эти методы имеют, прежде всего, не количественный, а качественный характер.

 

2. Основоположники нередукционистической методологии

Понимающие и историко-герменевтические теории гуманитарного знания

Иоганн Густав Дройзен (1808-1884)

"Очерк историки" (1867)

Вильгельм Дильтей (1833-1911)

"Введение в науки о духе" (1883)

"Построение исторического мира в науках о духе" (1910)

3. Что такое герменевтика?

Герменевтика - искусство возвещения, перевода и истолкования.

Традиционные сферы применения искусства герменевтики: толкование воли богов, священных текстов и юридических законов. Герменевтическая проблема возникает там,

где выражение может иметь различное смысловое истолкование (проблема множества интерпретаций).

4. История герменевтики письменных текстов

Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.)

Священный текст имеет прямой и переносный (аллегорический) смысл.

Максима толкования священного текста: "повествуют не буквы, а дух".

Аврелий Августин (354-430)

Экзистенциальные стандарты понимания: вера, надежда, любовь.

Принцип " благожелательного прочтения" и любви (caritas). Читатель должен быть преисполнен любовью, текст может быть правильно понят, только если читатель одухотворен любовью к Богу и людям.

Мартин Лютер (1483-1546)

Принцип SolaScriptura (только Писание). Текст Священного Писания содержит принцип истолкования в себе. Каждый верующий должен понять текст сам, но это само-понимание должно быть самопонятно и другим.

Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Грамматическое и психологическое понимание; дивинаторное и компаративное понимание.

 

Средневековое христианство (к 13 в.) - четыре уровня истолкования:

Буквальный смысл - повествует о случившимся.

Аллегорический - о том, чему ты должен верить.

Моральный - что ты должен делать.

Аналогический (возвышающий) - к чему ты должен стремиться.

5. Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен

Понимание - специфический метод исторического познания:

Метод исторического исследования определен морфологическим характером своего материала. Сущность исторического метода - понимание путем исследования (forschendzuverstehen).

Метод понимающего познания распространяется на всю совокупность созданных человеком артефактов (не только текстов)

Только то, что оформил, создал, затронул дух и рука человека, только человеческий след вновь вспыхивает для нас.

Создавая, формируя, упорядочивая - в каждом проявлении человек дает выражение своему индивидуальному существу, своему Я. То из таких выражений и отпечатков, что наличествует для нас как-то и где-то, обращается к нам, постижимо для нас.

 

Историческая жизнь чело века имеет целесообразный характер

Тайна всякого движения есть его цель.

Всякое становление и рост есть движение к цели, которая, исполняясь в движении, хочет прийти к самой себе.

В нравственном мире цель за целью нанизываются в бесконечную цепь из звеньев.

Любая из этих целей сначала имеет свой путь и свое становление для себя; но каждая есть обусловливающая другие и одновременно обусловленная ими.

Довольно часто они препятствуют, мешают, противоречат друг другу; часто появляются то здесь, то там, иногда отступая, но всегда только для того, чтобы затем продолжить работу с еще большим напором, возрастающей силой напряжения, на новом месте, в новой форме, каждая, подгоняя других, есть одновременно гонимая ими.

 

 

Понимание организовано в форме герменевтического круга

Единичное понимается в целом, а целое понимается из единичного.

 

 

6.Модель герменевтического круга

 

Т - часть, например, слово. G - целое, например, предложение. Т1 - часть, интерпретируемая из целого; G1 - целое, интерпретируемое из части.

 

Понимание основано на единстве человеческой природы

Возможность понимания заключается в конгениальном нам характере выражений, которые существуют как исторический материал.

Она обусловлена тем, что чувственно-духовная природа человека выражает любой внутренний процесс в чувственной восприимчивости, отражает внутренние процессы в любом проявлении. Воспринятое проявление, проецируя внутрь ощущающего субъекта, возбуждает одинаковый внутренний процесс. Слыша крик ужаса, мы ощущаем страх кричащего и т.д.

Животное, растение, вещи неорганического мира мы понимаем только частично, только некоторым образом, по некоторым связям, в которых они, по-видимому, соответствуют категориям нашего мышления. Они не имеют для нас никакого индивидуального, по крайней мере личного, бытия.

 

История - необходимый момент человеческого самопознания

История есть путь к осознанию и достижению человечеством сознания относительно самого себя

Любая точка в этом настоящем есть ставшее. Чем она была и как она становилась - это в прошлом; но ее прошедшее идеально наличествует в ней.

Но это лишь идеально, - погасшие искры, скрытые сияния; неосознанные они, словно бы их и не было здесь.

Исследующий взгляд, взгляд исследователя способен пробудить их, оживить вновь, позволить им бросить свет назад в пустую темноту прошедшего.

Освещается не прошлое - его больше нет, - но то из него, что Здесь и Сейчас еще не прошло. Эти пробужденные сияния есть нам вместо прошлого, есть духовное настоящее прошлого.

Конечный дух имеет только Здесь и Сейчас. Но эту тесноту своего бытия он расширяет вперед своей волей и своими надеждами, назад - полнотой своих воспоминаний. Так, идеально заключая в себе будущее и прошлое, наделен он аналогией вечности.

 

7. Теория "наук о духе": Вильгельм Дильтей

Методологическое противопоставление естественно-научного " обьяснения" и гуманитарного "понимания":

природу мы объясняем, душевную жизнь мы понимаем.

(Дильтей В. Описательная психология. М.: Русский книжник, 1924. С.12)

Объяснение - гипотетическое конструирование связей между явлениями, которые не даны человеческому сознанию.

Пример: яблоко и его падение на землю.

Понимание - непосредственно очевидная для нас внутренняя телеологическая взаимосвязь человеческих чувств, поступков и т.д.

Пример: ревность Отелло к Дездемоне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: