1. Общая характеристика
-Гуманитарные науки являются самостоятельными - наряду с естественными науками;
-Предмет, а, следовательно, также и методы познания гуманитарных наук отличаются от -предмета и методов других наук;
-Эти методы имеют, прежде всего, не количественный, а качественный характер.
2. Основоположники нередукционистической методологии
Понимающие и историко-герменевтические теории гуманитарного знания
Иоганн Густав Дройзен (1808-1884)
"Очерк историки" (1867)
Вильгельм Дильтей (1833-1911)
"Введение в науки о духе" (1883)
"Построение исторического мира в науках о духе" (1910)
3. Что такое герменевтика?
Герменевтика - искусство возвещения, перевода и истолкования.
Традиционные сферы применения искусства герменевтики: толкование воли богов, священных текстов и юридических законов. Герменевтическая проблема возникает там,
где выражение может иметь различное смысловое истолкование (проблема множества интерпретаций).
4. История герменевтики письменных текстов
|
|
Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.)
Священный текст имеет прямой и переносный (аллегорический) смысл.
Максима толкования священного текста: "повествуют не буквы, а дух".
Аврелий Августин (354-430)
Экзистенциальные стандарты понимания: вера, надежда, любовь.
Принцип " благожелательного прочтения" и любви (caritas). Читатель должен быть преисполнен любовью, текст может быть правильно понят, только если читатель одухотворен любовью к Богу и людям.
Мартин Лютер (1483-1546)
Принцип SolaScriptura (только Писание). Текст Священного Писания содержит принцип истолкования в себе. Каждый верующий должен понять текст сам, но это само-понимание должно быть самопонятно и другим.
Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Грамматическое и психологическое понимание; дивинаторное и компаративное понимание.
Средневековое христианство (к 13 в.) - четыре уровня истолкования:
Буквальный смысл - повествует о случившимся.
Аллегорический - о том, чему ты должен верить.
Моральный - что ты должен делать.
Аналогический (возвышающий) - к чему ты должен стремиться.
5. Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен
Понимание - специфический метод исторического познания:
Метод исторического исследования определен морфологическим характером своего материала. Сущность исторического метода - понимание путем исследования (forschendzuverstehen).
Метод понимающего познания распространяется на всю совокупность созданных человеком артефактов (не только текстов)
Только то, что оформил, создал, затронул дух и рука человека, только человеческий след вновь вспыхивает для нас.
|
|
Создавая, формируя, упорядочивая - в каждом проявлении человек дает выражение своему индивидуальному существу, своему Я. То из таких выражений и отпечатков, что наличествует для нас как-то и где-то, обращается к нам, постижимо для нас.
Историческая жизнь чело века имеет целесообразный характер
Тайна всякого движения есть его цель.
Всякое становление и рост есть движение к цели, которая, исполняясь в движении, хочет прийти к самой себе.
В нравственном мире цель за целью нанизываются в бесконечную цепь из звеньев.
Любая из этих целей сначала имеет свой путь и свое становление для себя; но каждая есть обусловливающая другие и одновременно обусловленная ими.
Довольно часто они препятствуют, мешают, противоречат друг другу; часто появляются то здесь, то там, иногда отступая, но всегда только для того, чтобы затем продолжить работу с еще большим напором, возрастающей силой напряжения, на новом месте, в новой форме, каждая, подгоняя других, есть одновременно гонимая ими.
Понимание организовано в форме герменевтического круга
Единичное понимается в целом, а целое понимается из единичного.
6.Модель герменевтического круга
Т - часть, например, слово. G - целое, например, предложение. Т1 - часть, интерпретируемая из целого; G1 - целое, интерпретируемое из части.
Понимание основано на единстве человеческой природы
Возможность понимания заключается в конгениальном нам характере выражений, которые существуют как исторический материал.
Она обусловлена тем, что чувственно-духовная природа человека выражает любой внутренний процесс в чувственной восприимчивости, отражает внутренние процессы в любом проявлении. Воспринятое проявление, проецируя внутрь ощущающего субъекта, возбуждает одинаковый внутренний процесс. Слыша крик ужаса, мы ощущаем страх кричащего и т.д.
Животное, растение, вещи неорганического мира мы понимаем только частично, только некоторым образом, по некоторым связям, в которых они, по-видимому, соответствуют категориям нашего мышления. Они не имеют для нас никакого индивидуального, по крайней мере личного, бытия.
История - необходимый момент человеческого самопознания
История есть путь к осознанию и достижению человечеством сознания относительно самого себя
Любая точка в этом настоящем есть ставшее. Чем она была и как она становилась - это в прошлом; но ее прошедшее идеально наличествует в ней.
Но это лишь идеально, - погасшие искры, скрытые сияния; неосознанные они, словно бы их и не было здесь.
Исследующий взгляд, взгляд исследователя способен пробудить их, оживить вновь, позволить им бросить свет назад в пустую темноту прошедшего.
Освещается не прошлое - его больше нет, - но то из него, что Здесь и Сейчас еще не прошло. Эти пробужденные сияния есть нам вместо прошлого, есть духовное настоящее прошлого.
Конечный дух имеет только Здесь и Сейчас. Но эту тесноту своего бытия он расширяет вперед своей волей и своими надеждами, назад - полнотой своих воспоминаний. Так, идеально заключая в себе будущее и прошлое, наделен он аналогией вечности.
7. Теория "наук о духе": Вильгельм Дильтей
Методологическое противопоставление естественно-научного " обьяснения" и гуманитарного "понимания":
природу мы объясняем, душевную жизнь мы понимаем.
(Дильтей В. Описательная психология. М.: Русский книжник, 1924. С.12)
Объяснение - гипотетическое конструирование связей между явлениями, которые не даны человеческому сознанию.
Пример: яблоко и его падение на землю.
Понимание - непосредственно очевидная для нас внутренняя телеологическая взаимосвязь человеческих чувств, поступков и т.д.
Пример: ревность Отелло к Дездемоне.