Выражение
Переживание
Понимание
"Объективный дух"
Совокупность над-индивидуальных институтов: языки, нормы социального поведения, культурные, государственные, правовые и экономические институты, равно как и те формы объективации человеческой деятельности, которые Гегель относил к сфере абсолютного духа, - искусство, религия и философия.
Понимание целевой взаимосвязи структур "объективного духа"
выходит за пределы психологического понимания:
Понимание этого духа - не психологоическое познание. Это возвращение к духовному образованию, наделенному свойственной ему структурой и закономерностью....... так, предмет, с которым история литературы или поэтика имеют дело в первую очередь, всецело отличен от психических процессов в голове поэта или в головах читатетелей. Здесь реализована духовная взаимосвязь, которая вступает в чувственный мир и которую мы понимаем, двигаясь в обратном направлении.
Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. М., 2004. С.129
|
|
Открытый характер гуманитарного познания
Понимание становится интеллектуальным процессом наивысшего напряжения, который никогда целиком не может быть реализован.... Общим же для всех видов понимания является переход от постижения неопределенно-определенных частей к попытке схватить смысл целого, а затем уже к попытке, исходя из этого смысла, лучше определить эти части. Она может быть неудачной, когда отдельные части не дают возможности понять их таким образом. И это понуждает давать новое определение смысла, необходимое для понимания частей. Эти попытки продолжаются до тех пор, пока весь смысл, содержащийся в проявлениях жизни, не будет исчерпан.
Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. М., 2004. С. 276
8. "Науки о культуре" в неокантианстве:
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936)
Методологическое различие естественных и гуманитарных наук
Номотетические - естественные науки: науки, направленные на открытие общих законов.
Идиографические - гуманитарные науки: науки, направленные на описание индивидуальных явлений. (От греческого. - особенный).
Индивидуализированный интерес наук о культуре
Культурное значение объекта, поскольку онпринимается во внимание как целое, покоится не на том, что у него есть общего с другими действительностями, но именно на том он отличается от них.
И поэтому действительность, которую мы рассматриваем с точки зрения отношения к ее культурным ценностям, должна быть всегда рассмотрена также со стороны особенного и индивидуального. Риккерт
Основные понятия философии ценностей
... природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или что уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности.